Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Св. Иоанн Кронштадтский. Гефсиманская скорбь Спасителя мiра

Гефсиманская скорьб Моление о чаше Гефсиманская молитва(Иисус) взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и на­чал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. (Марк. 14, 33-35).

Предметом нынешней беседы с вами, братия и сестры, я беру самые трудные минуты из земной жизни нашего сладчайшего Спасителя, — Его смертельную скорбь в Гефсиманском саду преж­де распятия и молитву Отцу небесному до крова­вого пота, да минует Его час сей или, по сказа­нию другого Евангелиста, да мимоидет чаша стра­даний Его (Лук. 22, 42-44).

Говорю — самые труд­ные минуты — потому что, укрепив дух молитвою, Он спокойно, с непоколебимым мужеством пре­дался врагам Своим, с адскою злобою жаждав­шим Его смерти, и до самой смерти сохранил Божественно-величественное спокойствие духа. Итак, слушайте. Пришед в сад Гефсиманский, в котором совершилось Его предательство ко­варным Иудою, Он начал ужасаться и тосковать. О грехи, грехи наши! вы Самого Спасителя мiра — по Его человеческому естеству — довели до праведного ужаса и тоски смертной! Как вы отяготели на Нем, неповинном ни единому греху! — И было чему ужасаться; и было о чем смертель­но тосковать! Грозная, точная правда Отца не­бесного возвергла на Сына грехи всего мiра, — грехи людей всех времен и народов, — в том чис­ле мои, ваши, людей прошедших времен, време­ни настоящего и будущего, до скончания мiра! О, какое, и сколь тяжкое это бремя, невыноси­мое ни для кого из смертных, ни — даже для всех Ангелов, если бы они и захотели взять на себя это бремя! Ибо это бремя безконечно тяжелое, как безконечна правда Божия, безконечно пору­ганная, как безконечно милосердие Божие, решившее помиловать грешный род человечес­кий чрез страшный, безконечно дорогой выкуп.

Не удивляйтесь поэтому, что Богочеловек ужа­сается безконечно великого бремени, как чело­век, взявший на Себя наши немощи и понесший наши недуги. На Нем отяготели безмерные моря грехов человеческих, всё их праведное возмез­дие, всё подобающее им по правде Божией му­чение, мучение временное и вечное; ибо все ве­рующие в Него и кающиеся искренно получат ради Его страданий и смерти свободу от времен­ных и вечных мучений.

Но — продолжим беседу на дальнейшее сказа­ние Евангелиста. Ужасаясь и тоскуя о грехах че­ловеческих, Он сказал: душа Моя скорбит смертель­но, т.е. о грехах человеческих, о грехах всеродного Адама — ибо все люди — его семя, его порожде­ние. О, скорбь безмерная, любвеобильная, жало­стливая о всех, плодотворная! О скорбь спаситель­ная для многих, многих верующих и кающихся! Эта скорбь Богочеловека исходатайствовала нам у Отца небесного спасительную печаль по Бозе, печаль о грехах и жажду правды: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделывает (2 Кор. 7, 10). Но Господь скорбел безмерно и о том, что Его скорби, Его страдания и смерть, Его кровь, излиянная за грехи мiра и в искупление его будут для многих неверующих и хулящих Его — безплод­ны и послужат к большему их осуждению, как по­правших Кровь Завета вечного, излиянную для ис­купления, а не для погубления. «Ибо, если мы, по­лучивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без ми­лосердия наказывается смертию, — то сколь тяг­чайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за свя­тыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, — говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой (Втор. 32, 35-36). Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10, 26-31).

Теперь обращусь с вопросом к себе и к вам: в виду смертельной скорби Искупителя мiра о грехах наших — скорбим ли мы сами о своих гре­хах, причинивших такую смертельную скорбь нашему Господу? Искренно ли каемся в них? Чув­ствуем ли их тягость, сознаем ли ответствен­ность за них пред Богом праведным и истязующим от всех правду? — Стараемся ли творить пло­ды покаяния? Вот миновало для нас в этом году святое время Четыредесятницы, данное Богом для нашего покаяния, для познания всей преле­сти и пагубы грехов, для исправления и обновления духовного и телесного. Позаботились ли мы все, чтобы это время прошло для нас душе­полезно, плодотворно, спасительно?

Святая Церковь называет всех православных христиан в литургийных молитвах святым и из­бранным стадом Христовым. Приличествует ли нам это название? Таковы ли мы в самом деле? Признает ли нас Христос на Страшном суде Сво­им стадом, Своими овцами? Будут ли для нас ис­купительны страдания Христовы и смерть Его за нас? Одесную или ошуюю Себя Он нас поста­вит — на стороне овец или козлищ? О, сотвори меня, Господи, овча словесного Твоего стада и от части козлищ избави меня!..

Еще хочу предложить вам сегодня один вопрос с ответом на него. Отчего св. мученики и мучени­цы Христовы пред своими ужасными, безчеловеч­ными мучениями и во время самых мучений не ужасались и не тосковали, как Искупитель мiра Христос, а с радостию шли на всякие мучения и во время самых мучений радовались, как свиде­тельствуют неложная история и акты мучеников? От того, что их укрепляла сила Христова и как бы Сам Христос страдал в них, а не они сами, яко ино­му страждущу, по выражению церковной песни. Всю остроту и тягость мучений перенес на Себе Христос, Агнец Божий, вземляй грехи мiра, а им ос­тавалось только в Нем страдать, как таинствен­ным членам Его тела. Вот чем объясняется их от­рада и радость в страданиях за Христа. Кроме того, их утешала твердая надежда на будущую жизнь, которую они видели пред собою, как настоящую. Пострадавый и умерый за нас и воскресый из мер­твых в третий день, Господи, слава Тебе. Аминь.

*«Вера и Церковь», духовный богословско-апологетический журнал. Год VIII, книга 3. Москва, 1906 г. Слово в Великий Пяток, произнесенное 4 апреля 1906 г. в Андреевском Кронштадтском соборе.

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы
В 40-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иису
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Вход Господень в Иерусалим: десять наставлений афонского подвижника свт. Григория Паламы
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Е
Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Лестница духовного восхождения прп. Иоанна Лествичника
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Составленная им книга «Лествица, или Скрижали духовные» - одно из самых авторитетных сочинений по д
15 поучений свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста
В неделю 3-ю Великого поста, именуемую Крестопоклонной, в Православной Церкви традиционно совершается поклонение Кресту Христову. В этот день во всех православных храмах на всенощном бдении выносится
Перед Рождеством Христовым
Совсем приблизился великий радостный праздник Рождества Христова, от которого нас теперь отделяет один завтрашний день. Как трогательны те священные воспоминания, которые мы с вами сохранили еще с дет
Святитель Григорий (Палама). Беседа на Успение Приснодевы Марии
Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слу
Святитель Феофан Затворник. Письма об Афоне
Духовное наследие выдающегося церковного иерарха и духовного писателя святителя Феофана Затворника неразрывно связано с Афоном. В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, г
Свят. Феофан Затворник. Слово на Пятидесятницу (Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий?)
«Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» (Стихира на Господни воззвах), празднуем не только как основоположительное событие Церкви Божией, но и как дар от Бога, каждому из нас усвояемый и существен
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх