Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Святитель Григорий Палама. Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах (произнесена за четыре дня до Рождества Христова)

Святая Евхаристия1. Слово, содействующее спасению для ваших душ, можно сравнить с семенем. Как земледельцы плугом приведя в порядок землю, затем метают в нее семена, так и мы должны самих себя предукрасить и предуготовать для принятия небесного семени, т. е. – слова учения. Потому что мы не являемся некой бездушной и бесчувственной землей, так чтобы со стороны других быть приготовленной и приять семена, но мы являемся одушевленной и одухотворенной и разумной Землей.

Посему долженствует, чтобы и с нашей стороны она была приготовлена, путем покаяния, для приятия небесного семени. Но, разрешите, я вам представлю: в чем заключается начало покаяния и украшения души; это – то, что и приходившие креститься от Иоанна, сделали со своей стороны. Потому что, как говорит Евангелие: «Исхождаху и крещахуся во Иордане, исповедающе грехи своя» (Мф.3:5). Таким образом, исповедь своих грехов является началом сего украшения души, а это – то же, что сказать: покаяния и приготовления, знака, что человек восприял в себе спасительное семя – слово Божие, сильное спасти наши души. Посему и производится земледельцами борожение земли, чтобы вырывая из недр земли корни диких растений, сделать ее способной принять наши семена и насаждения. Это самое производит и исповедь при духовном2) борожении сердца: она выкапывает и исторгает тайные и дурные страсти, и делает его приготовленным к принятию священных семян и благоприятным для плодоприношения и возделывания добродетелей; как земля, вот, после Адамова преступления стала родительницей терний и волчцев и прочих непотребных трав, так и сердце человеческое стало родителем постыдных и дурных страстей и мыслей и, возникающих из этого, грехов.

2. Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас, братие, имел духовного отца и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и открывал ему свои дурные страсти, и радушно принимая духовное врачевство, с корнем исторгал из души терния и волчцы грехов, которые каждый из вас вскормил в себе страстной и любящей наслаждения жизнью, – и таким образом (сделав это), предоставил свой слух слушанию духовного учения и покорился тому, что мы, ради общей пользы, проповедуем и предлагаем, и посредством, подаваемого нами, прощения и благословения, примирился с Тем, Который, по несравненному морю человеколюбия, склонил небеса и сошел на землю и влагает в сердца послушествующих Ему слова жизни и спасительные семена. Так что пусть никто из вас не отступает от сего начала покаяния; потому что, как затем вместит их и преуспеет, если он не воспримет начаток покаяния?

3. Особенно же необходимо к этому всем вам иметь тщание теперь: потому что сия четыредесятница дней дана нам Богоносными Отцами для предъочищения, после чего приносит годичный праздник Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда в обычае, можно сказать, всех христиан причащаться Святаго Тела и Крови Его и в силу этого соединиться с Ним и божественным образом стать с Ним един дух и единое тело. Потому что, если без исповеди и последующего покаяния, как слово выше показало и затем еще представит, человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предъочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием?

Посему и великий Павел свидетельствует и наставляет, говоря: «Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1Кор.27:28), т. е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: «Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» 1Тим.2:8); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: «Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу» (1Ин.3:21), то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: «Аще право принесл еси, право не разделил еси» – Быт.4:26)3); вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы (Втор.23:19); и чрез Евангелие Он позднее возвестил: «Шед, – говоря, – прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:24); тебе же Свой великий Дар – Свое Тело – ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; «Грешнику рече Бог», – говорится в Псалме, – «вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими» (Пс.49:16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам?

4. Поэтому очистим, братие, и тело и уста и мысли, и в любви и с чистой совестью приступим; потому что если мастера по металлу, по меди и по золоту, приплавливая к меди золото или серебро или нечто такого рода, намереваясь, благодаря блеску драгоценного металла, прибавить внешнюю яркость (медному изображению), сначала, в процессе очищения, соскабливают с меди всякое загрязнение, – то насколько более долженствует нам, намеревающимся лучшим образом озолотиться, лучше же сказать – обожиться, – предварительно очистить себя от всякой скверны плоти и духа? Потому что не только внешность мы делаем светящейся, как это обстоит дело с позолоченной медью, но – и всего внутреннего человека. Таким образом предварительно смыв с себя скверны, сущие в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы придем во спасение. Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия4), мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам. «Иже Сына Божия поправый», – говорит Апостол, – «и Кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодать укоривый» (Евр.10:29). Так, разорвавший царскую порфиру и запачкавший ее, конечно, подвергнется наказанию; также – выливший какое драгоценное благоухание в грязь, или же заключивый его в зловонный сосуд, одинаковое сделал зло. Божественный Дар, конечно, не терпит ущерба: потому что он – неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его.

5. Итак, путем покаяния. сделаем себя достойными (причащения Святых Таин); лучше же сказать: путем покаянных дел, принесем себя Могущему сделать из недостойных достойными; и таким образом с надеждой и непостыждающей верой приступим, помышляя не только о видимом, но и о невидимом. Потому что Сей Хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества; и являя это, божественный Павел сказал: «Обновил есть нам путь новый и живый завесою, сиречь плотию Своею» (Евр.10:19–20), и ею жительство наше возводится на небо: потому что там пребывает Сей Хлеб; и мы входим в истинная Святая Святых благодаря в непорочности принесенной жертве Тела Христова. «Да приступаем, братие, истинным сердцем во извещение веры» (Евр.10:22). Называется же Св. Причастие «Тайнами» по той причине, что это – не только то, что мы видим, но и – нечто духовное и непостижимое; потому что это именно и говорит Господь: «Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже» (Ин.6:63); если же ты смотришь только на то, что явно – видно, то никакой пользы ты не приобрел; если же взираешь на дух, т. е. предлежащий Сей Хлеб видишь духовным образом, то, причастившись, ты оживотворишься. Потому что Он – «не гиблющее брашно, но Брашно пребывающее в живот вечный» (Ин.6:27), Хлеб истинный, Который сходит с неба, живой и дарующий миру жизнь (Ин.6:33); не вкушающий от Него не будет жить; вкушающий же будет жить во век, не только воскреснув, но и избежав наказания (муки) и получив вечнующее царство. Так, вот, об Этом Хлебе не только во время Тайной Вечери Господь сказал Своим Ученикам, но и открыто уча в синагоге, ясно предвозвестил, говоря: «Хлеб, егоже Аз дам вам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин.6:51); и затем: «Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный» (Ин.6:53). О, чудо! Ах, какое величие любви, которую Бог богато излил на нас! Возродил нас Духом, и мы стали единый дух с Ним, как говорит Павел: «Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» (1Кор.6:17).

6. Итак, дабы не только по духу, но и по телу мы были одно с Ним, – плоть от Плоти Его и кость от Костей Его, – Он, посредством Сего Хлеба, даровал нам соединение с Ним. Потому что, действительно, всякая любовь достигает своего исполнения в соединении любящих друг друга; начало же свое берет на основании подобия (сходства) между ними: почему и существует это древнее, общераспространенное изречение: «Где – сходство, там и – любовь»5); любовь брачного союза представляется имеющей нечто больше в этом отношении, чем остальные виды любви. – «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, – говорится, – и прилепится к жене своей: и будета оба в плоть едину» (Мф.19:5); «Тайна сия велика есть», говорит божественный Павел, «аз же глаголю во Христа и во Церковь» (Еф.5:32). Здесь говорится «прилепится» и «в плоть едину», но не – и в дух един; мы же не только тесно прикасаемся, но и, чрез причащение Божественного Сего Хлеба, соединяемся с Телом Христовым, и не только становимся единое тело, но – и единый дух со Христом. Видишь ли, что превосходное величие любви Божией к нам сбывается и обнаруживается в преподаянии6) Хлеба и Сей Чаши? – Поэтому, как говорится в Псалме: «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси» (Пс.39:7).

7. О, какое многообразное и непостижимое общение! Христос стал Братом нашим, «приискренне приобщився нам плоти и крови» (Евр.2:14), и тем самым уподобившись нам: рабов Он возымел Своими родственниками, искупив их Сею Кровию; соделал нас Своими друзьями, удостоив нас возвещения Сих Его Таин; связал нас с Собою и обручил Себе, как Жених невесту, чрез причащение Сей Крови, во едину плоть став с нами. Но и Отцем нашим Он стал в силу божественного крещения в Него, и кормит Своею грудью, как грудных младенцев кормит любвеобильная мать; и что еще больше и удивительнее, – не только вместо молока, кормит Своею Кровию, но – и Своим Телом, и не только Телом, но – и духом, данное Им нам благородство всегда сохраняя неуменьшенным, и возводя к большей любви и дая исполнение сия в том, чтобы не только видеть Его, но и касаться и наслаждаться, и внедрять в сердце и удерживать в себе, каждый в отдельности, в наших душах: «Приидите, – говоря, – ядите Тело Мое, пийте Кровь Мою, желающие иметь вечную жизнь, чтобы таким образом вам не только быть по образу Божию, но и стать богами и вечными и небесными царями, облекшимися в Меня, Царя и Бога, страшными для демонов, восхитительными для Ангелов, возлюбленными же сынами Небесного Отца, присноживущими, цветом сынов человеческих, приятной обителью Высочайшия Троицы»; потому что если (только лишь) образ Сего Тела оправдал Адама (Быт.14:18); если (только) образ Сей Крови сохранил в живых первородных Израиля в Египте (Исх.12:23); если образ Сей Крови освятил оную древнюю Божию скинию (Исх.40:10); если образ Сей Крови и самая Святая Святых очистил и освятил и явил местом Божиего имени на земли и произвел священников и первосвящ. и помазанников Божиих; если таковое соделал прообраз, то что не совершила бы Сама Истина?! Если без образа Сей Крови Аарон не входил во Святая Святых, то и нам будут недоступны небеса, если только мы истинно не причастимся Сия (Крови); и без сего мы не возымеем обители на небесах, ни сами не станем обителью Бога Небесного, ни – жертвою живою, святою, угодной Богу; потому что только по причине Ее (Крови Христовой) мы возымели доступ (на небо). – «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление?», говорит царь и пророк Давид (Пс.29:10).

8. Поэтому к Крови Божией примешаем нашу кровь, чтобы этим уничтожить сущую в ней тленность: потому что в Сей Крови заключается великая и невыразимая польза. Она нас вместо ветхих делает новыми, и вместо привременных – вечными; Она нас соделывает бессмертными и присноцветущими, как «древа насажденная при исходищах вод» (Пс.1:3) Божественного Духа, от которых собирается плод в вечную жизнь. Так, из рая возник источник, но это был материальный7) источник, и он напоил лицо земли материальными8) реками (Быт.2:10); от Сия же Священныя Трапезы – Которую, сказать словами псалма: «приготовил нам Христос в виду врагов наших» (Пс.22:5)9): бесов и страстей, – возник Источник, испустивший духовные источники и напояющий души и восходящий до небес и обращающий очи Ангелов (Евр.3:10, 1Пет.1:12) на Прекрасность, в Которой видится богатство10) премудрости Божией, побуждающая их желать приникнуть в те дарования, которые проистекают нам благодаря Сей Крови; потому что, приступая к Тайнам, мы становимся царской порфирой; лучше же сказать: царской Кровью и Телом, и к Божиему (о, какое чудо!) сыновству изменяемся, становясь участниками Божиего сияния, таинственно бываемого на нас, и осияния, которое чудесным образом делает нас помазанниками Божиими и дает силу, согласно обещанию Христову (Мф.13:43), во Втором Пришествии Отца нашего воссиять как солнце, если только скверна, находящаяся в душе приступающего (ко Святому Причащению)11), не заслонит собою это сияние.

9. Посему не только предъочистим себя и таким образом приступим, но и после того, как получили Сей Божий Дар, будем внимать себе и проявим большую бдительность, чтобы пребывать выше страстей и возвещать добродетели (или: славные дела12)) Соблаговолившего возъобитать в нас, на основании обнаружившегося в нас, согласно сим, подобия в отношении Его. Отдадим себе отчет: с Кем мы соединяемся и Чего удостоились и, изумившись превосходящим величием Дара и величием Его любви к нам, устроим наши дела и слово и мысли по Божией «благой и угодной и совершенной воле» (Рим.12:2). Потому что это есть Кровь Нового Завета, подкрепляющая (или: утверждающая) самый Новый Завет, т. е. Христово Евангелие. «Потому что», как говорит Апостол, «завещание – действительно после умерших» (Евр.9:17). Итак, причащаяся Крови Завета Христова, будем внимать, чтобы нашими поступками не сделать его недействительным для нас, дабы, вследствие сего, не постигло нас наказание и вечное мучение, как Кровь Завета, Которою освятились, не вменивших за святыню (Евр.10:29). Потому что, как великое обещание принадлежит тем, которые сохраняют полученное от Причастия освящение: – потому что обещается царство небесное, – так и великое наказание ожидает тех, которые, после того, как прияли Дар, сделали себя неключимыми. – «Если отвергшийся Моисеева Закона без милосердия наказывается смертью», согласно закону, – говорит Апостол, – «то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почтил за святыню Кровь Завета и оскорбил сию великую благодать» (Евр.10:28–29).

10. Но мы, братие, молю, сохраним в себе Божию благодать неубавляющейся, всецело отдавая себя в послушание и исполнение святых заповедей и на деле принося себя Богу, потому что и Он дал Себя за нас. Сам Отец отдал за нас Своего Единородного Сына; Сам Сын Божий отдал Себя; ужели же мы не отдадим себя в свою очередь даже не за Него, а за самих себя? Но каким образом мы дадим себя за нас самих Давшему Себя за нас Христу? – Если внедрим в нас любовь к Нему и друг к другу; если под мощную руку Божию, и ради Него, перед самим собою и перед друг другом смиримся, «не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся» (Рим.12:16); если распнем, по возможности, плоть «со страстьми и похотьми, яже на земли, пьянство, блуд, нечистоту и лихоимание» (Кол.3:5); если умрем для греха, и будем жить для добродетели. Потому что сему нас учит Самое распятое Тело Христово, предлежащее для нас в пищу: потому что заодно мы питаемся Им и учимся участвовать в добродетелях и в Страстях (страданиях) Его, дабы и вечно мы жили вместе с Ним и соцарствовали с Ним. И это Он предвозвестил через Пророка Давида, говоря: «Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое» (Пс.49:23); потому что в воспоминание того, что Он совершил, что Он соделал ради нас, совершается Сия Жертва хваления и в славу и в восхваление Его. И как предлежащее есть поистине Тело и Кровь Христова, Она говорит Богу и Отцу в гораздо более сильной степени, чем кровь Авеля, потому что оная вопияла к Богу против брата, а Сия Кровь (вопиет) за нас, которых Господь удостоил тем, что стал Братом нашим, умилостивляя Его к нам и примиряя нас с Высочайшим Отцем; говорит же Она и нам, ясно показывая нам путь любви: потому что и Сам Он по любви к нам истощил Себя даже до нас13), и положил душу Свою за нас, показав нам путь смирения: «Яко во смирении суд Его взятся: яко овча на заколение ведеся» (Ис.53:7–8); показав нам путь послушания: потому что и Оп был послушен Отцу до креста и смерти (Флп.2:8); путь, ведущий в жизнь вечную, в результате умерщвления страстей14): как и Сам Он был мертв – и, вот, живет во веки, даруя жизнь тем, которые путем добродетелей и веры держатся Его, прославляя их и Сам от них славимый со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1) По изданию 1861 г. числится за №56, стр.200–212.
2) В ориг.: «разумном», что соответствует часто русскому «духовному».
3) Каин, в отличие от Авеля, принесшего Богу в жертву самое лучшее, что только у него было, принес в жертву недостойное приношение, между тем, он приял от Бога много милости. Бог не принял такую жертву.
4) Возможно, что имеется в виду епитимия, даемая кающемуся духовником.
5) Т.е. любовь рождается на основании сходства характеров, положения и под. между людьми.
6) Т.е. передаче, предоставления, раздаче.
7) Ориг.: «чувственный».
8) Ориг.: «чувственными».
9) синод.: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих»; церковносл.: «уготовал еси предо мною трапéзу сопротив стужающым мне».
10) Ориг.: «многообразность», «многоразличие».
11) Скверна, душевное загрязнение вследствие грехов, не очищенная покаянием и исповедью.
12) Ориг.: «тас арэтас», слово имеющее целый ряд значений, так что в данном случае трудно сделать выбор; во всяком случае этим словом определяется превосходное качество, подвиг, добродетель, сила, красота и прекрасность.
13) Т.е. снизошел с высоты Божества до уровня нас людей.
14) Т.е. вечная жизнь является результатом подвижничества, коего цель – умерщвление страстей.

 

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
«Обетование исполнилось, и сошел Дух Святой…» Десять изречений свт. Григория Паламы о празднике Пятидесятницы
На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова отмечает праздник Святой Троицы, который еще называется Пятидесятницей. Он является одним из 12 главных (двунадесятых) праздников.
Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы
В 40-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иису
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Вход Господень в Иерусалим: десять наставлений афонского подвижника свт. Григория Паламы
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Е
Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Лестница духовного восхождения прп. Иоанна Лествичника
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Составленная им книга «Лествица, или Скрижали духовные» - одно из самых авторитетных сочинений по д
15 поучений свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста
В неделю 3-ю Великого поста, именуемую Крестопоклонной, в Православной Церкви традиционно совершается поклонение Кресту Христову. В этот день во всех православных храмах на всенощном бдении выносится
Перед Рождеством Христовым
Совсем приблизился великий радостный праздник Рождества Христова, от которого нас теперь отделяет один завтрашний день. Как трогательны те священные воспоминания, которые мы с вами сохранили еще с дет
Святитель Григорий (Палама). Беседа на Успение Приснодевы Марии
Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слу
Святитель Феофан Затворник. Письма об Афоне
Духовное наследие выдающегося церковного иерарха и духовного писателя святителя Феофана Затворника неразрывно связано с Афоном. В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, г
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх