Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Апостолы Петр и Павел - верх учеников Христовых: Десять слов свт. Григория Паламы

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую смерть в Риме около 67 года. В Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне с давних времен хранится частица мощей святого первоверховного апостола Петра.

Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонского подвижника свт. Григория Паламы о первоверховных христианских апостолах Петре и Павле.

1. Если же память всякого Святого … совершается нами с гимнами и соответствующими восхвалениями, то насколько более – память Петра и Павла, самого Верха Корифейства Апостольского лика, – которые являются общими Отцами и Вождями всех нареченных именем Христовым: Апостолов, Мучеников, Преподобных, Священников, Иерархов, Пастырей и Учителей, а также всех пасомых и учимых, – как сущие Архипастыри и Строители общего всем Благочестия и добродетели.

2. Сии светильники, друг с другом днесь предстоя нам, увеселяют церковь; собор бо их не затмение, но присутствие света причиняет. … получивши равно оба Христа, вечнаго Источника и присносущнаго Света, получили равную и высоту, и сияние, и славу. Почему и союз сих светильников есть собор, сугубо подающий душам правоверных просвещение.

Апостол Петр. Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

3. Но пускай известно будет тому, кто о нем (ап. Петре – ред.) испытует, что он не только отрицание, к которому приведен был, чрез покаяние и поразительный плач загладил совершенно, но и страсть, по причине которой был оставлен, изкореняя из души своей, изторгнул. И сие хотя Господь показать всем, по страдании своем за нас плотию и тридневном возстании из мертвых, прочтенныя ныне во Евангелии слова к Петру употребил, сказывая: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? (Ин. 21:15), то есть моих учеников; видишь же его к смиренью обращение. Прежде бо, не будучи вопрошаем, предпочел себя прочим, и сказал: Аще и все, нo не я. Ныне же когда вопросил его Господь: любиши ли паче прочих? На то, что он любит, согласен; а на сие, больше ли, отвечает сказывая: Ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя (там же). Что убо Господь? Понеже показал его никакоже любви к Нему отпадшим, и притом восприявшим смирение, того ради исполняет упованием многое свое к нему обещание и говорит: Паси агнцы Моя.

4. Три же раза Христос вопрошает Петра, дабы и три раза отвещавая, он исповедал доброе исповедание, и чрез троекратное исповедание исправил троекратное отвержение, и трижды поставляет его Пастырем Своим агнцам и овцам, предлагая Петру также и три чина спасаемых: рабство, наемничество и сыновство, т.е. – девственность, целомудренное вдовство и честный брак.

5. Но Петр, снова и, затем опять будучи вопрошаем: любит ли Он Христа, – огорчился, говорится, вследствие повторения вопрошения его, полагая, что ему не верят. Зная же, что он любит Христа, и не не ведая и то, что Вопрошающий лучше знает его, чем даже он сам себя, как бы отовсюду стесненный, исповедует: не только, что он любит, но и возвещает, что Любимый им является Богом всего, говоря: «Ты, Господи, вся веси; Ты веси, яко люблю Тя»; потому что «все знать» свойственно только Богу всего. Сотворившего же от души такое исповедание Господь не только рукополагает Пастырем и Архипастырем всей Своей Церкви, но и обещает опоясать его такой силою, что и даже до смерти, и то смерти крестной, он будет твердо стоять; тот, который прежде, чем обладал этой силой, не вынес вопроса и спора с одной девицей.

6. «Аминь, аминь глаголю тебе, – говорит ему Христос, – егда был еси юн» и в телесной и духовной молодости, «поясался еси сам», т.е. пользовался своими собственными силами, «и ходил еси, еси, аможе хотел еси», двигаясь по своей воле и живя согласно присущему твоей природе образу жизни; «егда же состареешися», достигнув крайнего и телесного и духовного возраста, – «воздежеши руце твои»; этими словами означая смерть чрез крест и свидетельствуя, что протяжение на нем не будет для Петра недобровольным; итак, «воздежеши руце твои, и ин тя пояшет», т.е. укрепит, «и ведет, аможе не хощеши», как это свойственно людям, поскольку естество не хочет своего разрушения, производимого смертью; этими словами показывает связь нашего естества с жизнью и что мученичество Петра превосходит естество; ибо это ты добровольно перенесешь ради Меня и ради свидетельства о Мне, будучи укреплен Мною, потому что естество не рождено таким, чтобы желать того, что превосходить естество.

Апостол Павел

7. Что же Павел, и какой язык, лучше сказать – какие и коликие языки могли бы хоть частично представить его стойкость за Христа даже до смерти? – Павел, который ежедневно умирал, лучше же молвить – всегда пребывал мертвым, уже живя не себе, как он говорит, но имея живущего в нем Христа!

8. По причине любви ко Христу, он не только все настоящее считал за уметы (отбросы), но и будущее занимает у него второе место при сравнении с любовью, ибо он говорит: «Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим.8:38–39).

9. Так, Господь Петру говорит: «Ты еси Петр, и на сем камне созижду церковь Мою» (Мф.16:18). А о Павле, что Господь говорит Анании? – «Сосуд избранный Ми есть, пронести имя Мое пред языки и царьми» (Деян.9:15). Какое это имя? – Конечно, имеющее отношение к нам – Церковь Христову, которую, как основание держит Петр. Видите, значение и равенство чести у Петра и Павла, и что как бы на них обоих держится Церковь. Посему ныне Она и воздает им обоим единую и ту же честь, совершая сегодня праздник в равной для них обоих чести.

Первоверховные апостолы Петр и Павел. Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия.

10. Но мы, внимательно обдумывая их достижение, будем подражать их образу жизни, и если не иному чему, так, по крайней мере, их исправлению, путем смирения и покаяния. … И Петр, воспользовавшись покаянием, не только восстал от падения и получил прощение, но и получил в удел водительство Христовой Церковью. Ты найдешь, что и Павел заботился о покаянии даже и после своего обращения и преуспеяния и превышающей всех близости к Богу. Потому что покаяние, если воистину происходит от сердца, убеждает стяжателя его больше уже не предаваться грехам, больше уже не приобщаться к погибающим, больше уже алчно не бросаться на неблагородные услаждения, но – презирать настоящее, держаться будущего, бороться со страстями, стараться о делании добродетелей, во всем быть воздержанным, бодрствовать в молитвах к Богу, отказаться от неправедных прибылей, быть милостивым к своим обидчикам, быть благосклонным к просителям, к нуждающимся в его помощи, быть готовым помочь чем только может – словами, делами, издержками, – от души быть услужливым всем, дабы человеколюбием стяжать человеколюбие и за любовь к ближнему восприять любовь к себе Божию и снискать к самому себе Божественное благоволение и получить вечную милость и приснопребывающее Божие благословение и благодать.

 

Дополнительно см.:

На Афоне отметили праздник св. апостолов Петра и Павла

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Преображение Господне: 10 изречений свт. Григория Паламы
19 августа Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Преображение Господне. С особой любовью и благоговением этот праздник издревле молитвенно чтится на Святой Горе
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
В этот день в Константинополе был обычай выносить святыни честного Креста из императорского дворца и нести их в храм Святой Coфии. Множество священников и диаконов сопровождали святыню, воскуряя ладан
«Обетование исполнилось, и сошел Дух Святой…» Десять изречений свт. Григория Паламы о празднике Пятидесятницы
На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова отмечает праздник Святой Троицы, который еще называется Пятидесятницей. Он является одним из 12 главных (двунадесятых) праздников.
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Вход Господень в Иерусалим: десять наставлений афонского подвижника свт. Григория Паламы
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Е
Святитель Григорий Палама: Десять изречений об истинной жизни и смерти
Святитель Григорий Палама (1296-1357(9)) – великий святой Церкви, афонский подвижник, проповедник благодати и обожения, единения с Богом, как цели и истинной жизни человека. Редакция портала «Русски
Сретение Господне: десять поучений свт. Григория Паламы
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа. Когда прошли сорок дней, предписанные Законом Моисея для очищения матери новорожденного, Пресвятая
10 наставлений прп. Макария Великого о терпении в испытаниях
1 февраля Церковь чтит память преподобного Макария Великого, одного из величайших отцов Древней Церкви. Святой сочетал путь уединения и безмолвия с отеческой заботой о братии, поддерживая их молитвой,
Слово свят. Григория Паламы на усекновение главы славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Омилия XL (1) свят. Григория Паламы о всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне.
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июль 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91011131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх