Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Поучение свят. Феофана Затворника на Великий четверг

Тайная Вечеря Великий четвергКак хочешь, но устройся так, чтоб всегда был, как будто только что причастился.

Установив ныне Таинство Тела и Крови, Господь предал совершение его в за­кон святым Апостолам, а святые Апос­толы - Святой Церкви, в которой Он и пребы­вает, и действует неотложно.

Святая Церковь всех и всегда призывает к Святому Причащению, особенно же во время святых постов, и еще особеннее во святую Четыредесятницу, в которую и все службы и чинопоследования приспособлены к приготовлению ве­рующих к достойному Принятию Тела и Крови Христовых.

Послушные чада Церкви смиренно внимают сему ее призыванию и во время сие исполняют христианский долг свой неопустительно. И это слава Богу! Слава Богу, что хоть однажды в год очищают совесть свою и причащаются!

И Даруй, Господи, чтоб между ними не было таких, кои самовольно лишали бы себя сего великого Божиего Дара! Лишающие себя его лишаются Гос­пода; а без Господа что мы?

Без Мене, — говорит Господь, — не можете творити ничесоже. Якоже розга не может плод сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. А в Госпо­де кто пребывает? Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем, — говорит Сам Господь. Стало быть, дело Святого Прича­щения есть дело жизни. Причащаться или не причащаться — значит быть или не быть хрис­тианином, жить или не жить во Христе. Почему и прибавляет Господь: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, Живота не имате в себе.

Приводя на память сии решительные слова Господа, недоумеваешь — отчего же это у нас не часто причащаются? Пересматривая недавно одну книжку, встречаю в ней наставление тем, кои часто причащаются. Вот, подумал я, бла­женное было время, когда уместны были такие поучения! А у нас если скажешь: причастись, и еще в какой-либо пост кроме Великого, и то покажется странным, строгим и, пожалуй, неуместным.

Ныне, впрочем, не то у меня намерение, чтобы убеждать вас к частому Причащению, а вот какое. Без Господа, как слышали вы, мы не можем творити ничесоже и даже Живота не имеем в себе. Господь бывает в нас чрез Святое Причащение. К Святому Причащению приступают у нас большею частию однажды в год. Так нельзя ли, по крайней мере, если уже не хо­тим часто причащаться, то продлить силу сего единого Причащения как можно на должайшее время, пребыть в состоянии Причащения от од­ного Причастия до другого? Или что я говорю: нельзя ли? Необходимо так сделать. Как хо­чешь, но устройся так, чтоб ты всегда был, как будто только что причастился. Ибо это только и будет значить, что ты в Господе и Господь в тебе или что ты живешь христианскою жизнию. А как только потеряешь силу Причащения, по­теряешь Господа, перестанешь и Живот иметь в себе.

Этим вот что требуется. Сила Причащения есть вкушение Господа. Быть в состоянии При­чащения — значит постоянно вкушать Господа, или духовными чувствами ощущать Его в нас пребывание и силу. Спрашивается: к-ак сего до­стигнуть?

Прежде всего, надобно не понудить Господа отступить от нас, а потом изощрять духовные чувства к осязательному ощущению общения Его. Господне обетование неложно. Что Он ска­зал, то так и есть. Елика бо обетования Божия, в Том ей и в Том аминь, — говорит Апостол. Ска­зал Он, что пребывает Сам в том, кто причаща­ется Тела Его и Крови, так это и есть. У всех достойных причастников Господь пребывает. Порадуйтесь, причастники Божии! И не отри­цайте в себе сего великого Дара из ложного сми­рения или по неясному представлению плодов от Святого Причащения. Пусть не ощущаете вы определительно и не осязаете сего; но Господь в вас, пока не лишитесь Его пребывания по при­чине каких-либо смертных грехов. Подобно тому, как в природе и в обычный день солнце светит и силу свою являет, хотя бывает невидимо по при­чине заслоняющих его облаков; или как во вре­мя таяния льда градусник не повышается, хо­тя бы и много было тепла вокруг; или как при лечении иногда лекарство уже действует к вы­здоровлению, а больной все еще чувствует себя расслабленным и изнемогающим; так и здесь: Господь в вас, но свет Его не зрится еще ради тумана многообразных помышлений, хотя туман сей разрежается уже Господом; Господь в вас, но теплота Его еще не ощущается вполне ради хлада облежащих сердце земных и житейских жела­ний, хотя они уже истаивают от огня Господня; Господь в вас и врачует уже вас, но врачебную силу Свою для вашего же блага скрывает от вас под видимыми немощами нашими. Другими словами: общение с Господом совершилось, ужедействует в вас, но по причине неисправности вкуса духовного еще не ощущается и не разли­чается ясно.

Так утвердитесь в сей мысли, что Господь в вас. Почтите тем и Дарователя, и Дар, и себя самих. В силу же сего сами видите, что подобает творить. Подобает всевозможную заботу обра­тить на то, чтобы не лишиться как-нибудь Госпо­да, сокровенно в вас пребывающего и действую­щего. Спросите: «Как сие сотворить?» Отвечу: не думайте, чтоб для сего вам надлежало под­нять такой труд, как бы горы преставлять. Нет. Средство к сему очень немногосложно и про­сто. Вот что надобно.

Первое. Хранить совесть свою чистою в от­ношении к Богу, ближним, всякой вещи и всяко­му делу; для сего, что ни делаете, имейте на то свидетельство слова Божия и делайте то со сми­рением и усердием, без всякого движения свое­волия и небрежения.

Второе. Ни в словах, ни в делах, ни в чем, ма­ло ли то или велико, ничего не допускайте, что могло бы не относиться к славе Божией, и какой-либо наносить ущерб делу спасения вашего.

Третье. Хоть бы вы обладали целым мiром, так себя имейте в сердце, как имеют странники — пришельцы на земле, не имеющие зде пребывающего града, но грядущего взыскующие. Вот и все!

Так, заметьте, три вещи надо: быть странни­ками, все обращать во славу Божию и свое спа­сение, и блюсти совесть свою чистою.

Не буду распространяться в объяснении их. Скажу только, что в этих трех — всё, как сами увидите, когда станете действовать по ним. На­стройтесь так и поревнуйте всегда действовать по сему настроению. И Господь не только не­отлучно пребудет в вас, но часто будет давать и ощущать Себя. Сие ощущение особенно будет исполнять сердце ваше всякий раз, как для со­блюдения прописанного порядка вы должны будете сделать какое-либо самопринуждение и самопожертвование; и вы сделаете то без сожа­ления, с полною и усердною покорностию воле Божией. Сим утешает и укрепляет Господь Сво­их, давая им осязательно знать, что труд их не­тщетен и путь незаблуден. И чем больше у кого ревности и труда, тем больше бывает у него уте­шений, или осязательных вкушений Господа — этих духовных Причащений Его. Тут то же про­исходит, как в мiре, когда покажется солнце и спрячется в облаках, снова покажется, снова спрячется; а то разгонит все облака и одно цар­ственно шествует на всей тверди небесной. Желает ли кто поспешнее взойти в состояние постоянного ощущения или вкушения Господа, употреби труд, намеренно обращаемый к обучению духовных наших чувств. Око ума да напрягает к зрению тайн Божественного От-кровения, начиная от Пресвятой Троицы, чрез творение и Искупление, до будущего возустро­ения всех. Духовное ухо да обучает в слыша­нии и внятии внушений Божиих, непосредст­венно в сердце печатлеемых или посредственно чрез слово Божие и другие внешние указания сообщаемых. Духовный вкус да упражняет во вкушении истинно святого и Божественного. Да навыкает обонять благоухание Христово в радовании, веселии духовном и осязать прикос­новение огня Его в теплоте, согревающей все его существо — и духовное, и душевное, и те­лесное.

Обучение духовных чувств заверщает дело труда в восхождении к непрестанному ощуще­нию общения Господня. Чрез обучение их па­дает средостение, разделяющее нас с Ним. Как когда глаза открыты и есть свет, мы естественно видим сей свет; когда есть благоухание и обо­няние нерасстроено, мы обоняем благоухание, так, когда духовные чувства наши будут обуче­ны и очищены, мы будем в состоянии принимать посредством их Господа в соответственных им действиях Его на нас, или будем находиться в состоянии вкушения Его, иначе, в состоянии по­стоянного Причащения.

Сим убо образом освятите, братие, Господа в сердцах ваших.  И Он, милостивый, пребудет в вас и вас удержит в Себе и с Собою. Благость Его да дарует сие вам! Аминь.

16 апреля 1864 года

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Святитель Григорий (Палама). Беседа на Успение Приснодевы Марии
Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слу
Святитель Феофан Затворник. Письма об Афоне
Духовное наследие выдающегося церковного иерарха и духовного писателя святителя Феофана Затворника неразрывно связано с Афоном. В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, г
Свят. Феофан Затворник. Слово на Пятидесятницу (Дух Божий живет в Церкви. А живет ли в нас Дух Божий?)
«Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие» (Стихира на Господни воззвах), празднуем не только как основоположительное событие Церкви Божией, но и как дар от Бога, каждому из нас усвояемый и существен
Святитель Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово
Ныне прекращен плач смертных и воссиял свет Воскресения – знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своей смертью, представив в цену искуп
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Святитель Илия (Минятий).  Слово в Великую Пятницу о спасительном страдании
Каким Бог создал человека, и чем воздал человек Богу! В раю сладости, взяв прах от земли, Своими руками образовал Бог тело человека, вдохнув в него дыхание жизни, почтил его Своим образом и создал его
Св. Иоанн Кронштадтский. Гефсиманская скорбь Спасителя мiра
(Иисус) взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и на­чал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, ес
За что была наказана бесплодная смоковница
Вся Страстная седмица, начина с самого Вербного воскресенья, тесно привязана к Евангельскому повествованию. Она как бы прослеживает последние дни земной жизни Спасителя. Именно поэтому каждый день это
Свят. Феофан Затворник. Слово в неделю Ваий (Вход Господень в Иерусалим)
Воспоминаемое ныне событие торжественного Входа Господня в Иерусалим было, можно сказать, последним вразумлением неразумной синагоге. Начальники иудейские давно положили предать смерти Господа. Но вот
Свят. Феофан Затворник. Путь к истинной радости лежит через крест
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх