Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Вход Господень в Иерусалим: десять наставлений афонского подвижника свт. Григория Паламы

Вход Господень в ИерусалимВход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее Пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу.

Как говорил игумен Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), этот день — торжественный и светлый, на время преодолевающий скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа, как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.

Поскольку в символике и событии Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи люди встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его пальмовыми ветвями и цветами. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонского подвижника свт. Григория Паламы о празднуемом событии Входа Господня в Иерусалим, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

Вход Господень в Иерусалим

1. Когда совершилось чудо над Лазарем и когда Христос совершенно ясно явил, что Он есть Бог, то народ убедился и уверовал, а некоторые князья, т.е. книжники и фарисеи, настолько были далеки от веры, что безрассудно замышляли против Него злое и, по безумию, желали предать смерти Того, Кто и чрез то, что сказал, и чрез то, что сотворил, явил себя Господином жизни и смерти.

2. Ныне, когда говорил Сын, послушал Отец, и таким образом Лазарь ожил. Видите ли вы здесь равную честь и равный совет? Образ молитвы был ради присутствующего народа, но слова ее были словами не моления, но власти и самодержавия: «Лазаре, гряди вон» (11:43), – и немедленно четверодневный мертвец предстал Ему живым.

3. Он воскликнул гласом великим, и это было ради присутствующих, ибо Он мог не только умеренным голосом и одной только волею воскресить его, но и тогда, когда был далеко и когда лежал камень на гробе. Но Он пришел ко гробу и сказал присутствующим, и те отняли камень и почувствовали смрад (разложения), и Он воззвал великим гласом и призвал его, и тогда-то тот воскрес.

4. Таким образом, вследствие всего случившегося, простой народ уверовал в Него так, что не только возымел веру в молчании, но стал и проповедовать и делом и словом Его Божество. Ибо после воскресения четверодневного Лазаря, Господь, найдя осля, заранее приготовленного Учениками, как говорит Евангелист Матфей (Мф.21:2-3), и сев на него, вошел в Иерусалим, согласно пророчеству Захарии.

5. Воскресив Лазаря из мертвых, Царь, возсев на осля, вошел таким образом в Иерусалим; все же люди: дети, мужчины, старцы, постилая свои одежды и взяв финиковые ветви, что является символом победы, – немедленно притекли к Нему, как к Животворцу и Победителю смерти, простерлись ниц, а затем последовали за Ним, не только вне города, но и в самое святое место, в согласии воспевая: «Осанна Сыну Давидову, осанна в вышних» (Мф.21:9).

6. Итак, не умом, но по понятию беззлобия, младенствуя, одухотворенные Святым Духом, они возслали Господу совершеннейший и полнейший гимн, свидетельствуя, что Он, как Бог, оживотворил четверодневного мертвеца Лазаря.

7. Будем и мы беззлобными как младенцы, – и юноши и старцы, а равно – князи и подвластные, – чтобы нам, будучи укрепленными Богом, приять трофей и нести символ победы не только над дурными страстями, но и над невидимыми и видимыми врагами, и чтобы благодатью Слова обрести благовременную помощь.

8. Но как прежде Страстей Спасителя, на пути в Иерусалим сходящему Господу постилали свои одежды не только народ, но, воистину, и князи народов (я говорю об Апостолах Господа), так и мы, и князья и подвластные, постелим эти присущие нам одежды, именно – нашу плоть, покоряя ее желания духу; чтобы не только удостоиться нам видеть и поклониться Спасительным Страстям Христовым и Святому Воскресению, но также насладиться и участием с Ним.

9. Как во Христе Иисусе, как говорить Божественный Апостол, несть мужеский пол ни женский, ни Эллина, ни Иудея, но все – едино, так в Нем, нет ни князей ни подвластных, но – по Его благодати мы все верою в Него являемся единым; заключаемся в Теле Его Церкви, имея одну Главу – Его; и во единый дух мы собраны благодатью Всесвятого Духа; и единое крещение мы все восприяли; и единая во всех надежда; и един наш Бог, над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

10. Итак, возлюбим друг друга, и примем друг друга, и позаботимся друг о друге, как являющиеся сочленами друг для друга. Ибо знак, по которому нас познают, что мы Его ученики, – это любовь, и отеческое наследие, которое Он нам оставил, исходя из этого мира, – любовь.

Омилия XV святителя Григория Паламы в Неделю Ваий

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) Пречистую). Этот праздник относится к числу двунадесят
Слово свят. Григория Паламы на усекновение главы славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Омилия XL (1) свят. Григория Паламы о всечестном Христовом Предтечи и Крестителе Иоанне.
Успение Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
28 августа (15 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник имеет 1 день предпразднства и 9 дней попр
Преображение Господне: 10 изречений свт. Григория Паламы
19 августа Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Преображение Господне. С особой любовью и благоговением этот праздник издревле молитвенно чтится на Святой Горе
«Обетование исполнилось, и сошел Дух Святой…» Десять изречений свт. Григория Паламы о празднике Пятидесятницы
На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова отмечает праздник Святой Троицы, который еще называется Пятидесятницей. Он является одним из 12 главных (двунадесятых) праздников.
Вознесение Господне: пять изречений свт. Григория Паламы
В 40-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников — Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иису
Слово Огласительное свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху
Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.
Десять изречений свт. Григория Паламы о Благовещении Пресвятой Богородицы
7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Лестница духовного восхождения прп. Иоанна Лествичника
На четвертой неделе Великого поста Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника. Составленная им книга «Лествица, или Скрижали духовные» - одно из самых авторитетных сочинений по д
15 поучений свт. Григория Паламы о тайне и силе Креста
В неделю 3-ю Великого поста, именуемую Крестопоклонной, в Православной Церкви традиционно совершается поклонение Кресту Христову. В этот день во всех православных храмах на всенощном бдении выносится
Последние обновления
Архив сайта
<<<Апрель 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
345678
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Видеогалерея

 

 

на верх