Русские Афонские Новомученики ХХ векаБывшие афонские монахи свв. новопреподобномученики Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков) проходили по делу митрополитов Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых) и других и были расстреляны советскими богоборческими карательными органами в 1937 году.

Священнопреподобномученик Иоанн (в миру Филипп Иванович Лаба) — бывший крестьянин села Серебри Гайсинского уезда Подольской губернии (ныне Украина). Родился он в 1869 году.

В 1895 году в возрасте 26 лет Филипп Иванович приехал на Святую Гору Афон с желанием посвятить свою жизнь Богу. Поступил в пустыннический скит Русского Пантелеимонова монастыря под названием Новая Фиваида, где 20 марта 1896 года был пострижен в рясофор с именем Филипп, а 4 февраля 1898 года в мантию с именем Флавий. 16 июня 1901 года отец Флавий был рукоположен в иеродиакона, а 25 января 1910 года в иеромонаха. Послушание вначале исполнял в скитской трапезной, а после в скитской больнице — ухаживал за больными монахами. После рукоположения он возглавил скитскую библиотеку.

В это время на Афоне начал разгораться спор по поводу имени Божия. Большинство приверженцев имяславия не понимали догматических особенностей этого учения. Они считали его учением об Иисусовой молитве. А так как Иисусова молитва была основным молитвенным деланием всех афонских монахов, то многие ревностные молитвенники по ошибке поддержали его. Среди них был и отец Флавий.

Прпмч. Иларион (Цуриков)

Преподобномученик Иларион (в миру Иродион Федорович Цуриков) родился в крестьянской семье в 1867 году в Городской волости Токмакского уезда Семиреченской области.

Иродион Федорович прибыл на Афон 27 октября 1887 года и в течение пяти лет жил один в заброшенной каливе отшельником. 15 марта 1892 года он был принят в Русский Пантелеимонов монастырь. Через год, 27 марта, он был пострижен в рясофор с именем Иродион, а 3 марта 1898 года в мантию с именем Ириней. Послушание отец Ириней проходил в пожарной команде обители, а также на подворьях в Москве и Одессе. Он обладал хорошим голосом и исполнял также обязанности певчего.

С 1910 года отца Иринея вернули на Афон, где он в вскоре принял участие в развернувшемся споре об имени Божием. Отец Ириней еще со времен его отшельнической жизни был ревностным делателем Иисусовой молитвы. Наверное, поэтому, когда разгорелся спор на Афоне об имени Божием, то, волей-неволей, отец Ириней стал на сторону защитников нового учения. Он не писал никаких догматических обоснований для защиты этого учения, а лишь руководствовался своим личным опытом делания Иисусовой молитвы. А так как, как мы уже говорили, он был ревностным ее делателем, то постепенно стал вождем имябожников и возглавлял все неприятные процессы в монастыре, связанные с этим делом.

Как могло случиться, что молитвенник и подвижник оказался вождем раскола? Этому может быть только одно объяснение — прелесть ввела его в заблуждение. Но как впал этот делатель Иисусовой молитвы в прелесть? Мы, монахи, легко можем впасть в прелесть, если в процессе нашего подвижничества хоть на секунду допустим мысль, что источником иногда нами получаемой благодати является не милостивый Бог, а наши собственные усилия или определенные формы нашего подвижничества. Действие благодати настолько мощно, что память о нем у любого подвижника остается на всю жизнь, если даже оно длилось всего несколько секунд. И, к сожалению, мы, находясь под действием такого сильного впечатления, часто делаем губительное заключение, что в происшедшем есть и наша заслуга или что какая-то форма молитвы, которой мы занимаемся, обеспечила приток этой благодати. Этот помысел, это утверждение и является основой прелести, потому что оно в корне не верно. Единственным источником благодати является один только Бог! То, что мы беспрерывно повторяем имя Господа, не обеспечит нам благодати, если мы это не делаем в сознании полного нашего ничтожества и в совершенном послушании духовнику. И один Бог знает, когда и почему он пошлет нам в утешение свою благодать. Поэтому любая форма молитвы, между ними и Иисусова, есть не цель подвижничества, а его средство. Для большинства имябожников она превратилась в цель, поэтому они и впали в прелесть.

Как мы можем узнать, что мы в прелести? Когда нас охватывает дух противления — это верный признак того, что мы в прелести. Какими бы благими намерениями мы ни руководствовались, но, выступая против Матери Церкви или ее священноначалия, в любом случае мы пребываем в прелести! Что ясно показывает поведение имябожников. Они ради своей идеи сопротивлялись всем и вся.

За имябожническое учение отец Флавий и отец Ириней вместе с сотнями других монахов, приверженцев этого учения, 17 июля 1913 года на пароходе «Чихачев» были отправлены обратно в Россию.

Очевидно, что для отца Флавия и отца Иринея потеря Афона, лишение благословения Церкви и отлучение от Святых Таинств Ее стало мерой, которая привела их к отрезвлению. Они, осознав свою ошибку, вскоре покаялись в содеянном, и Матерь Церковь приняла их обратно в свое лоно. Они поступили в Московский Покровский монастырь, где были пострижены в схиму — отец Флавий с именем Иоанн, а отец Ириней с именем Иларион.

Многие бывшие имябожники, как и отец Флавий с отцом Иринеем, покаялись и вернулись в лоно Матери Церкви, чему свидетельство огромная переписка, которую они вели со старцами Пантелеимонова монастыря после их изгнания с Афона. И, наверное, большинство их вернулось бы на Афон, если бы не начавшиеся вскоре война и революция, которые перекрыла им все дороги на Святую Гору. Но милостивый Господь не оставил своих чад без возможности спасения. Многих покаявшихся бывших имябожников Он сподобил загладить свою вину венцом мученичества. Среди них были и отец Иоанн, и отец Иларион.

Они стали неразлучными сомолитвенниками и до смерти разделяли между собой всю тяжесть большевистского гонения на Церковь. С 1924 года преследуемые властями друзья переехали жить на хутор Соленый Кубанской области, где 29 июня 1924 года их арестовали по обвинению в том, что они «шли против советской власти и держались за старое». Они были осуждены на три года ссылки в Нарымский край.

После освобождения отец Иоанн вместе с отцом Иларионом поселились в горах, на пасеке, в Киргизии, близ города Фрунзе. В 1929 году они были вновь арестованы и осуждены на три года ссылки в город Кизыл-Орда.

После освобождения они поселились в городе Мирзояне (ныне Тараз, Казахстан). Туда к ним приехали сестры отца Илариона монахини Магдалина и Гавриила. Все вместе они организовали маленький катакомбный монастырь и «тайно совершали богослужения и монашеские постриги, принимали обращавшихся за советом местных жителей».

Прпмч. Иоанн (Лаба)

В показаниях следственного дела НКВД один из очевидцев сообщал: «Цуриков в своих беседах защищал Патриарха Тихона, что он пошел правее и что православная вера должна восстановиться сама по себе независимо от религиозных течений, вера ослабла и сейчас гонятся только за наживой... Я ему иногда приносил хлеб. Он спрашивал меня как идут дела в общине обновленческой, я ему говорил. что ничего, после этого он говорил мне: "Ну, молись. Пришло время обуздать народ, вот эта власть истинная и обуздает".

Иеромонахов Илариона и Иоанна до сего дня помнят и почитают православные в г. Таразе. По воспоминаниям жительницы г.Тараза: "В г.Мирзояне в 1930-е годы было много ссыльных, не имевших крыши над головой и мои родители Иоанн и Татиана, будучи глубоко религиозными людьми и желая угодить Богу, принимали их в своем доме. Мама молилась Богу, чтобы в дом хоть бы однажды пришли священники или монашествующие. Однажды в ворота постучали, она открыла и увидела двоих монахов. Они сказали ей: "Татьянушка, ты нас звала, мы пришли к тебе". Это были сосланные в Мирзоян афонские монахи Иларион и Иоанн. и они остановились у нас. Это было в 1936г. У о.Илариона и о.Иоанна был антиминс и они тайно служили в нашем доме Литургию. Потом отец построил во дворе келью для о.Илариона и он весь Великий пост провел в затворе, вкушая в день одну просфору с водой. Спал он на полу на оленьей шкурке. Отец хотел поставить ему кровать с матрасом, но о.Иларион сказал: "Я буду спать на мягком и на молитву просплю". К о.Илариону иногда приходила родная сестра Наталия... Про старцев скоро узнали многие горожане и стали приходить к ним за молитвой и советом, но они принимали не всех. Отслужив Литургию на Троицу (20.06.1937г.) они сказали: "Последний раз мы у Вас служили. Скоро нас арестуют и расстреляют". Мама говорила: "Отец Иларион, мы Вас спрячем или увезем куда-нибудь". "Нет, — говорит, — не надо. Мы хотим получить мученические венцы..."

24 июня 1937 года оо. Иоанн и Иларион были вновь арестованы и осуждены как руководители тайного монастыря.

Икона Свв. Новомучеников и Исповедников ХХ века, РПЦЗ

23 августа 1937г. по делу N 723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором кроме стандартных обвинений в антисоветской деятельности, было обвинение: "Цуриков Иларион и Лаба Иван — руководители тайного монастыря в Мирзояне, находились под руководством Кобранова и Кирилла Смирнова. Вели контрреволюционную агитацию о скором падении советской власти и восстановлении буржуазного строя, роизводили тайное пострижение в тайное монашество".

Отец Иоанн и отец Иларион были расстреляны вместе 4 сентября 1937 года в Южной Казахстанской области около города Чимкента в местечке Лысая Балка. Отец Иларион и отец Иоанн были прославлены в лике Святых Новомучеников юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.

Использованы материалы: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

Дополнительно см.:

О необходимости составления мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников

 

Новомученики Ново-Афонские

 

Святые русские святогорцы, пострадавшие за Христа во время богоборческих гонений в СССР

 

На Афоне почтили память Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

 

 

Смотри также

Настоятель Ильинского скита на Афоне и строитель афонского подворья в Одессе: прп. Гавриил Афонский. День памяти - 22 июля
Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …
15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского
23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.
20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского
18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского.  Православный портал …
Афонский мученик, с радостью бежавший к месту казни: Святой Киприан Новый. День памяти - 18 июля
Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …
Старец Софроний (Сахаров) на Карулях
— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …
Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся — прпмч Прокопий. День памяти — 8 июля
Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …
Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти - 28 июня
Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …
Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти - 28 июня
3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …
Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти - 25 июня
Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …
Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня
Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …