Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонские отшельники иеросхимонах Филипп и схимонах Исаак (Кореневы). День памяти - 8 октября

Келии на Афоне«Нет ничего умилительнее, как наблюдать в этих келиотах единение духа, строгую воздержанность, изумительные труды и безмолвие. Подобная жизнь есть тень или, лучше сказать, отражение высшего отшельничества».

Среди большой группы молодых людей, которые прибыли на Афон в 1836 году, желая посвятить свою жизнь монашеству, были два брата Кореневых, Федор и Василий, и их двоюродный брат Иван. Все трое были из зажиточной купеческой семьи города Старого Оскола Курской губернии. Они с детства росли в обстановке христианского благочестия и благоговения, и естественно, что сразу близко к сердцу приняли горячие призывы их земляка, будущего монаха Никодима (Гончарова), посвятить свою жизнь высокой миссии человека — совершенствованию в Боге. Вместе с ним они решили оставить бренный мир и жить только для Бога.

   Василий Михайлович Коренев поступил в Русский Пантелеимонов монастырь, где был пострижен в мантию с именем Виталий, а позже в схиму с именем Василид. Он жил в Руссике безвыездно до самого своего смертного дня — 30 марта 1873 года.

   Его брат Федор Михайлович Коренев и двоюродный брат Иван Коренев вместе приобрели одну заброшенную келлию, где они под духовным наблюдением старца Арсения вели отшельническую жизнь. Старец Арсений впоследствии постриг их в мантию: Федора — с именем Филипп, а Ивана — с именем Исаак. Оба отшельника стали известны по всему Афону своим строгим подвижничеством. Вот как описывает их жизнь отец Сергий (Веснин): «Келлия Кореневых обращает на себя общее внимание русских афонцев. Кореневы — два двоюродных брата, оба — средних лет. Имена их — Филипп и Исаак. Родина их в Старом Осколе Курской губернии, происхождения они купеческого. Тихо течет жизнь их в сокровенной пустыни, под тенью душистых кипарисов. Оставив все ради Бога, они давно уже приняли постриг и занимаются трудами около келлии, то есть уборкой виноградников, орешника и прочей огородной нивой. В безмолвии вечера они расходятся по своим закуткам, и только Бог видит их тайные подвиги. При их келлии есть и церковь Преображения, в которой они вычитывают всю суточную службу, а если случайно проходит иеромонах, просят совершить и Литургию. Старший из них, Исаак, более выказывает в себе простоты мысли и веселого расположения духа, а Филипп — зрелости ума, твердости и величия духа. Оба они с ангельской душой и с чувствами гостеприимства Авраама. Исаак более способен к распорядительной и экономической части и принял на себя труд закупать все нужное для келейной жизни, поэтому он имеет выход на Карею, а Филипп — строгий домосед и неусыпный труженик.

   Келлия их живописно расположена на холме значительной высоты. С востока даль открывается на Монте-Санто, с запада и юга заслоняют ее соседственные высоты, а на север и северо-запад развиты виды пустыннических келлий Пантелеимонова скита, Кареи и Кутлумуша (монастыря)».

   А в другом месте он пишет: «Нет ничего умилительнее, как наблюдать в этих келиотах единение духа, строгую воздержанность, изумительные труды и безмолвие. Подобная жизнь есть тень или, лучше сказать, отражение высшего отшельничества».

   Вскоре обоих постригли в великую схиму, оставив им прежние имена. После смерти отца Арсения схимонах Филипп сам стал старцем келлии и уже делился своим духовным опытом с новопоступившими послушниками, которые, в свою очередь, очень любили своего наставника. Вот что пишет о нем отец Селевкий (Трофимов), бывший там в одно время послушником: «Был очень трудолюбивый старец. Он имел большое усердие к церкви, знал на память весь устав. Голос имел весьма приятный и читал очень внятно. Я сам с ним жил: вставали мы в полночь, прочитывали полунощницу. После первой кафизмы он читал поучения; а после второй — канон с распевом, а потом часы».

   Преставился отец Филипп между 1848 и 1850 годами. После него старцем келлии стал схимонах Исаак, который предпочитал более затворническую жизнь, поэтому бывшие при нем послушники разошлись по монастырям, а отец Исаак, оставшись один, стал проводить совершенно безмолвную жизнь. В течение десяти лет больше никто не слышал его голоса, только его духовник отец Иероним (Соломенцов) знал, что происходило в его сердце. Отец Исаак даже с братом отцом Василидом не нарушал своего правила безмолвия и довольствовался только поклоном, когда, находясь в Руссике, случайно встречал его.

   Преставился отец Исаак 25 сентября/8 октября 1860 года. Будучи совершенно здоровым, сидя на крыльце своей келлии, он навечно уснул. Утром проходящий мимо сосед-отшельник заметил, что старец мертв.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Ученик старца Паисия Величковского - преподобный Георгий Черникский. День памяти – 16 декабря.
Своим жертвенным и одарённым пастырством святой Георгий снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители. Задачей преподобного было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом,
Афонский монах, расстрелянный за веру в ХХ веке: Священномученик Данакт (Калашников). День памяти - 15 декабря
15 декабря Церковь чтит память новопреподобномученика Данакта (Калашникова), афонского монаха, расстрелянного за веру в 1937 году в Бутово.
Святитель Каллист II, патриарх Константинопольский. День памяти — 5 декабря
Святой патриарх Каллист II-й носил название Ксанфопула. Сначала он подвизался в монастыре Ксанфопулов, находившемся на Святой Горе Афонской, потом, в 1397 году, восшел на престол патриаршеский и святи
Раскаявшийся отступник: преподобномученик Дамаскин Лавриот. День памяти – 26 ноября
В Великой Лавре раскаявшийся отступник принял постриг с именем Дамаскин и прожил там двенадцать лет, подвизаясь во всех добродетелях ангельской жизни. Однако, дух преподобного оставался неудовлетворен
Преподобный Нил Мироточивый. День памяти – 25 ноября
Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты.
Подражатель древних пустынников: Схимонах Иоанн (Гарус). День памяти — 24 ноября
Послушник Илия во время тяжкой болезни дал обет: если выздоровеет, приедет на Афон, станет монахом, не будет есть ни сыра, ни яиц, ни молока, ни рыбы, ни масла. Вскоре после этого он стал здоров, полу
Афонский послушник, пострадавший за веру в ХХ веке: Преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур). День памяти – 19 ноября
Преподобно-мученик Гавриил был расстрелян советскими палачами 19 ноября 1937 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстр
Афонский пустынник в горниле гонений: Священномученик Гавриил (Владимиров). День памяти – 19 ноября
19 ноября чтится память новопреподобномученика Гавриила (Владимирова), расстрелянного палачами советской безбожной власти за верность вере Христовой в этот день ровно 80 лет назад, 19 ноября 1937 года
Покровитель художников и проповедник православия: Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября
В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким и
Афонский преподобномученик Аввакум, мощи которого обращали людей в христианство. День памяти - 12 ноября
Духовник Аввакума, узнав о смерти того, кто пренебрег послушанием, заявил, что признает его истинным мучеником, только если увидит мощи нетленными и благоухающими. В Великий пост следующего 1629 года
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх