Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский схимонах Илия Макеевский (Ганжа). День памяти - 28 мая

Преподобный Илия (Ганжа)Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве. Сам он всегда говорил тем, кому помогал: «Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись ему, благодари — и все будет хорошо в твоей жизни!»

Преподобный Илия, в миру Илья Яковлевич Ганжа, родился в 1837 году в поселке Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка Донецкой области).

Сведений о жизни подвижника, полученных из рассказов очевидцев, немного, они касаются последних 19 лет его жизни.

В пятнадцатилетнем возрасте он, как сам однажды сказал: "Пошел искать святые места…".

О том, где преподобный принял монашеский постриг и как провел 90 лет своей жизни, сведений не сохранилось.

О своей подвижнической жизни он никогда не рассказывал. Лишь однажды поведал, что была у него келья в очень труднодоступном месте и еду туда нужно было подавать на верёвке. Известно, что долгие годы схимонах Илия подвизался в Ильинском скиту на Афоне, откуда предположительно в начале XX века перебрался в Киево-Печерскую лавру. В настоящее время найдены документальные подтверждения нахождения схимонаха на Святой Горе.

В 1927 году, уже старцем, схимонах Илия вернулся в родную Макеевку, предположительно из Киево-Печерской Лавры, насельники которой вынуждены были бежать из родной обители от гонений безбожной власти.

Сначала старец посещал Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине города, а после закрытия храма в 1936 году перебрался в город.

Проживая в городе, отец Илия почти до конца жизни не имел собственного жилья, из имущества имел только иконы и книги Священного Писания. Его приютом становилась то одна, то другая семья верующих макеевчан. В некоторых домах он проживал подолгу, а в других по два, по три дня. Вызвано это было тем, что к нему многие приходили за советом, наставлениями, что вызывало раздражение богоборческой власти. Несмотря на сильные гонения, грозящие не только арестом, но и гибелью за то, что прячут у себя монаха, многие считали большой радостью, когда в их доме жил старец. Его почитали как сильного молитвенника, обладающего даром прозорливости, в котором убеждались многие, кто приходил к нему со своими вопросами и бедами. Но часто можно было видеть, как, выходя после службы из храма, он садился на лавочку и сидел — ему просто некуда было идти.

Старец был делателем молитвы и главным в жизни считал молитву. Сам он молился много, молился и по ночам: ежедневно читал Евангелие, акафисты, Псалтирь. На ночную молитву поднимал и домочадцев, причём часто и детей. Когда отдыхал на лавочке перед домом, пел псалмы. Учил он молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Кроме того, неукоснительно ходил в храм. "В воскресенье и праздники дома не сиди, в храм иди - и всё будет у тебя хорошо!" - наставлял он.

С некоторого времени рядом с ним находились послушницы, которые ухаживали за ним, находили ему кров, готовили и убирали. Это были нищая больная девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой.

По описанию очевидцев, "старичок", как он называл сам себя, был красив, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда прикрыт веком так, что многие считали - одного глаза у него не было. Однако на фотографии у него были открыты оба глаза. Как-то его спросили о причине, и он ответил: "На этот мир достаточно смотреть и одним глазом". Видимо поэтому и шторки в келии старца были всегда задёрнуты. Ходил отец Илия быстро, опираясь на палочку. Молодые люди должны были ускорять шаг, чтобы идти с ним в ногу.

Преподобный Илия (Ганжа)

Нрава старец был доброго. К нему постоянно приходили люди, и никогда, даже будучи больным, он не отсылал никого без слова утешения и помощи. За духовной поддержкой к нему шел народ не только из Макеевки, но и из близлежащих городов. Не будучи сам священного сана, схимонах принимал у себя священников из Киева и Москвы. Они причащали его, когда храмы были закрыты, привозили ему новые подрясники, книги.

Иногда поучения схимонаха Илии носили характер обличения. Тех женщин, которые приходили к нему без креста, он называл «бусурманками». Впрочем, звучали эти слова не обидно. Однако, случалось, что кому-то слова схимонаха Илии казались несправедливыми и даже жестокими. Так, однажды к старцу шли две молодые женщины. Одна из них постоянно говорила по дороге: «К какому человеку Божьему идем! А я — такая грешная, просто грязная свинья! Ой, какая я свинья!» Другая же просто молчала. Когда они пришли к старцу, первую он оставил стоять у порога, а вторую пригласил сесть у кровати, где лежал. Кроткая женщина обратилась к старцу с вопросом: «Отец Илия, а почему вы ее не приглашаете?» Схимонах ответил: «Люди приходят ко мне, много людей, но свиней еще никогда не было! Этого мне еще не хватало, чтобы ко мне свиньи приходили!» От обиды женщина накричала на старца за то, что он назвал ее свиньей, совершенно забыв, как совсем недавно по причине ложного смирения сама же так себя назвала. Таким образом схимонах Илия вскрыл тайную гордыню, живущую в душе посетительницы. Потом он говорил: «Ох-ох! Если гордыня в вас живет, то уж лучше молчи, не говори никому о себе: я — такая плохая, я — этакая…».

В годы войны на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей; многие пытались куда-то уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к схимонаху Илие за благословением. Но даже в самое трудное время старец покинуть город Макеевку не благословлял. Он говорил: «Не бойтесь — в Макеевке войны не будет». «Как же не будет, когда немец в город пришел?» — удивлялись люди. А схимонах отвечал: «Как пришел, так и уйдет: тихо, как прошлогодний снег». И действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боев, ни бомбежек, ни голода, ни разрушений: даже попытки немцев подпалить какие-то дома не осуществились.

Когда мужчины уходили на фронт, верующие (а иногда и неверующие) шли за благословением к отцу Илии. Многим он говорил слова утешения, предсказал грядущие события. Так, одна женщина, получив похоронку о гибели мужа, в глубокой скорби пришла к старцу Илие, о котором была много наслышана. Добрый старец выслушал ее и сказал: «Ходи в Церковь, усердно молись, причащайся каждое воскресенье — вернется твой муж!». Женщина послушалась старца и делала все, как он велел. Через некоторое время она получила письмо от мужа, который оказался живым. Он писал, что был контужен, долго лежал без сознания, а потом его спасли местные жители.

Старец исцелял и неизлечимо больных, чему есть множество свидетельств. Так, однажды к нему приехал генерал из Хабаровска, который привез свою шестнадцатилетнюю дочь. Девочка почти не могла двигаться. Старец сказал, чтобы девочка пожила у них месяц. Для убитого горем отца помощь схимонаха Илии была последней надеждой, и он согласился. Живя у старца, больная девочка научилась молиться, читала акафисты вместе со всеми. И вот однажды отец Илия ей говорит: «Я — такой старенький — и хожу, а ты — такая молодая, а лежишь. Вот лежебока! А ну вставай!». Смутившись упреком и повинуясь старцу, девочка начала подниматься, встала и пошла, чему были поражены все окружающие. Приехавший отец не мог прийти в себя от удивления и радости. Провожая их в обратный путь, отец Илия сказал: «Господа благодарите! Живите в вере православной. Живите с Богом!».

Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к живой вере в Бога и молитве. Сам он всегда говорил тем, кому помогал: «Это не старичок исцелил тебя, а Бог! Господа благодари! Молись ему, благодари — и все будет хорошо в твоей жизни!»

Схимонах Илия всегда призывал родителей заботиться о духовном образовании своих детей, учить их вере и страху Божьему, а также всегда самим приносить о них молитвы. «Детей своих надо у Бога вымаливать!» — говорил он. «Если ты, мать, не потрудишься Господу ради своих детей, дети твои плохими будут, будешь о них горько плакать!».

После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, средства на покупку которого ему собрали духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Всё это время старец не переставал помогать людям, учить их православной вере.

На следующий год после окончания войны, в конце Великого поста, в Страстной Понедельник, отец Илия сказал: «Ну вот, дорогие мои, скоро уже и Пасха. Только, рабы Божии, разговляться уже будете без старичка, меня уже не будет…» Он просил всех молиться о нем после кончины. В страстную среду 17 апреля 1946 года схимонах Илия преставился о Господе в возрасте 109 лет.

Могила схимонаха Илии (Ганжы)

8 мая 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации схимонаха Илии (Ганжи) в лике местночтимых святых Донецкой епархии.

28 мая того же года в Макеевке состоялось обретение мощей схимонаха Илии. Непродолжительное время мощи святого пребывали в Святогорской Лавре.

23 сентября 2012 года в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки состоялось прославление преподобного. Мощи святого ныне покоятся в этом храме.

Преподобный Илия (Ганжа)

 

Использованная литература:

1. Илия Макеевский // drevo-info.ru

2. Преподобный Илия Макеевский // donetsk.church.ua

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Преподобный Аммон Трудолюбивый, странник и затворник. День памяти - 17 октября
Преподобный странствовал на Святую Афонскую Гору и в Палестину. По возвращении жизнь его была так свята и благочестива, что даже старцы брали его себе за образец подвижничества.
Профессор богословия на Карулях: Иеросхимонах Феодосий (Харитонов). День памяти — 15 октября
Тихий и приветливый старец отец Феодосий был человеком исключительным, необыкновенным, выходящим из ряда других людей по сочетанию тех добродетелей, какие так излучало от себя все его существо, казавш
Афонские отшельники иеросхимонах Филипп и схимонах Исаак (Кореневы). День памяти - 8 октября
«Нет ничего умилительнее, как наблюдать в этих келиотах единение духа, строгую воздержанность, изумительные труды и безмолвие. Подобная жизнь есть тень или, лучше сказать, отражение высшего отшельниче
Видевший загробную участь людей схимонах Вивиан (Обухов). День памяти - 5 октября
Не каждый монах сподобляется видения Горнего Иерусалима. Очевидно, что для этого нужна крайняя простота и полное доверие Богу. Детская наивность и простота отца Вивиана стали той почвой, где Господь п
Афонский святой, умерший от избиения бесами: прп. Косма Зографский. День памяти - 5 октября
Когда жизнь преподобного Космы подходила к концу, Христос от­крыл ему, что он должен будет претерпеть сильное нападе­ние бесов. На следующий день преподобному Косме явился князь мира сего со своими сл
Страдание святого преподобномученика Илариона. День памяти — 3 октября
Родина святого преподобномученика Илариона был остров Крит. Он происходил от христианских родителей — отца, по имени Франческо, и матери — Екатерины, а сам во святом крещении назывался Иоанном. Отец И
Святитель Иосиф Новый, митрополит Тимишоарский. День памяти — 28 сентября
Родился святитель в городе Рагуза, в Далмации (ныне хорватский Дубровник), в 1568 году в состоятельной семье. Его отец, Иоанн, родом венецианец, был капитаном торгового судна. Когда святому было двена
Страдание святого преподобномученика Макария Дионисиатского. День памяти — 27 сентября
Откуда родом и от каких родителей происходил преподобный Макарий, история нам не передала. Известно только, что он был учеником святейшего патриарха Константинопольского Нифонта, в житии коего и упоми
Житие преподобного Иерофея Иверского. День памяти — 26 сентября
Любовь его к ближним была так велика, что он делился с нищими иногда даже тем, что самому было необходимо. Так, иногда случалось, что когда какой-нибудь нищий просил у него милостыни, а у старца не бы
Наставник прп. Паисия Святогорца - русский афонский старец Тихон (Голенков). День памяти - 23 сентября
10/23 сентября на Святой Горе поминают память дивного подвижника нашего времени - русского святогорского старца Тихона (Голенкова), духовного наставника прп. Паисия Святогорца (Езнепидиса, 1924-1994)
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх