Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский старец иеросхимонах Феодосий (Эристави, +1905)

Грузинская обитель Иоанна Богослова на Афоне старец иеросхимонах Феодосий Эристави7 июня, в день праведной кончины, на Святой Горе почтили память афонского старца Феодосия (Эристави,+ 07.06.1905), немало послужившего возрождению грузинского подвижничества на Афоне.

Схиiеромонахъ Ѳеодосiй (въ мiру Ѳедоръ Георгiевичъ Эристави) былъ уроженцемъ Кутаисской губернiи, потомкомъ древняго грузинскаго княжескаго рода. Именно одинъ изъ великихъ представителей этого рода, знаменитый грузинскiй полководецъ X-го вѣка Торникiй Эристави, былъ основателемъ Грузинскаго Иверскаго монастыря на Аѳонѣ.

Несомнѣнно, что отецъ Ѳеодосiй былъ достойнымъ продолжателемъ славныхъ традицiй своего рода, что подтверждаетъ неизвѣстный лѣтописецъ Русскаго Пантелеимонова монастыря. Онъ пишетъ: «Эта свѣтлая личность заслуживаетъ не только краткаго бiографическаго очерка, который мы здѣсь предлагаемъ, но цѣлаго жизнеописанiя, и дай Господи, чтобы таковое рано ли, поздно ли кѣмъ нибудь изъ числа многихъ искреннихъ почитателей его было написано и явлено мiру»[1]. А извѣстный изслѣдователь Аѳона П. В. Троицкiй такъ вторитъ лѣтописцу: «Достойный украсить исторiю Аѳона не только своимъ происхожденiемъ, но и своей монашеской жизнью»[2].

Родился Ѳеодоръ Георгiевичъ въ Грузинской области Рача въ семьѣ рачинскихъ князей. Закончилъ Кутаисскую гимназiю. Въ 1858 году поступилъ въ Гелатскiй Рождества Богородицы мужской монастырь, гдѣ 9 апрѣля 1860 года былъ постриженъ въ мантiю съ именемъ Ѳеодоръ. 10 апрѣля 1866 года Имеретинскимъ епископомъ Гаврiиломъ (Кикодзе) онъ былъ рукоположенъ въ iеродiакона, а 25 декабря того же года въ iеромонаха.

Въ 1880 году отецъ Ѳеодоръ прiѣхалъ на Аѳонъ съ твердымъ намѣренiемъ остаться тамъ навсегда. Но это былъ не первый случай его общенiя съ Аѳономъ. О его контактахъ съ Аѳономъ до окончательнаго его переселенiя сюда сообщаетъ намъ неизвѣстный лѣтописецъ Руссика: «Еще будучи послушникомъ, а потомъ уже iеромонахомъ, но еще молодымъ, онъ дважды путешествовалъ въ святой градъ Iерусалимъ для поклоненiя Животворящему Гробу Господню и другимъ святымъ мѣстамъ Святой Земли, и оба раза заѣзжалъ и на Святую Гору Аѳонъ, съ которой онъ такимъ образомъ лично познакомился.

Въ семидесятыхъ годахъ прошлаго столѣтiя [XIX вѣка] покойные русскiе старцы нашего монастыря отецъ Iеронимъ и отецъ Макарiй поручили тогдашнему настоятелю принадлежащей монастырю часовни въ Москвѣ iеромонаху Арсенiю (Минину) отыскать на Кавказѣ, въ предѣлахъ прежней Иверiи или Грузiи, мѣсто для постройки монастыря на случай необходимости переселенiя съ Аѳона. Отецъ Арсенiй съ другими изъ числа монашествующихъ отправился на Кавказъ и тамъ нашелъ подходящее мѣсто, гдѣ потомъ и началъ созидаться монастырь. По этому дѣлу отцу Арсенiю надобно было часто бывать въ Кутаиси у преосвященнаго Гаврiила (Кикодзе), въ предѣлахъ епархiи котораго находилась тогда и Сухумская область, гдѣ нынѣ находится Ново-Аѳонскiй Симоно-Кананитскiй монастырь. Бывалъ отецъ Арсенiй и въ Моцаметскомъ, и Гаенатскомъ монастыряхъ, здѣсь онъ и познакомился съ отцомъ Ѳеодоромъ, съ которымъ случилось вмѣстѣ и не разъ ѣздить къ преосвященному Гаврiилу. Такимъ образомъ, отецъ Ѳеодоръ принималъ участiе въ опредѣленiи мѣста для Ново-Аѳонскаго монастыря, въ архипастырскомъ на это соизволенiи и благословенiи и въ устроенiи его именно при древней церкви во имя святаго апостола Симона Зилота или Кананита. Отецъ Арсенiй близко познакомился съ отцомъ Ѳеодоромъ и даже предлагалъ ему перейти къ нимъ въ новоустроенный монастырь на жительство, гдѣ тогда были еще едва ли не единицы монашествующихъ и было тихо и уединенно. Отецъ Ѳеодоръ на первыхъ порахъ не отказывался отъ переѣзда, но переходъ его почему-то не состоялся.

Грузинская обитель св.Иоанна Богослова на Афоне старец иеросхимонах Феодосий (Эристави

Грузинская обитель св.Иоанна Богослова на Афоне

Въ семидесятыхъ годахъ на Аѳонъ прибылъ изъ Грузiи дворянинъ Вахтангъ Баркалая, принялъ здѣсь монашество съ именемъ Венедикта, прiобрѣлъ у грековъ старинную келлiю съ древней церковью и отдѣльно построилъ при ней церковь во имя св.апостола и еνангелиста Iоанна Богослова. Къ отцу Венедикту стали прiѣзжать изъ Грузiи и поступать на жительство желающiе монашествовать на Аѳонѣ его соплеменники – грузины. Отцу Венедикту часто приходилось бывать въ Грузiи и всего болѣе въ Имеретiи. Всегда при этомъ, бывая у преосвященнаго Гаврiила, онъ не только предлагалъ ему всѣхъ желающихъ принимать въ свою новостроящую, такъ называемую имъ Ново-Иверскую обитель, но и просилъ объ этомъ. Въ одной изъ такихъ его поѣздокъ на подобную его просьбу преосвященный Гаврiилъ предложилъ отцу Ѳеодору поѣхать къ нему на Аѳонъ. Отецъ Ѳеодоръ съ радостью согласился. Съ нимъ вмѣстѣ поѣхалъ iеромонахъ Герасимъ [въ схимѣ Георгiй], который присходилъ изъ дворянъ. Въ маѣ мѣсяцѣ 1881года они прибыли на Аѳонъ и вступили въ братство устрояемой отцомъ Венедиктомъ Грузинской Iоанно-Богословскiй обители[3].

Отецъ Ѳеодосiй очень скоро заслужилъ большую любовь и уваженiе братiи Богословской келлiи, такъ что черезъ десять лѣтъ отецъ Денасiй (Юшковъ) въ своихъ запискахъ говоритъ о немъ уже какъ о духовникѣ этой обители: «Отецъ Пахомiй [насельникъ Iоанно-Богословской кельи. – Сост.] доложилъ старцу отцу Ѳеодору о моемъ приходѣ и что можно войти ко мнѣ. До этого времени я хотя и слыхалъ объ отцѣ Ѳеодорѣ очень много хорошаго, но его личности не удостаивался видѣть. Черезъ нѣсколько минутъ отворяется дверь, входитъ высокiй блѣдноватый монахъ, сухощавый, съ большими привлекательными глазами, съ продолговатой рѣдкой бородой съ просѣдью. По физiономiи его сразу видно было въ немъ грузина, обладавшаго въ молодости тѣлесной красотой. Это и есть отецъ Ѳеодоръ. Онъ съ любовью подошелъ ко мнѣ. Я сдѣлалъ ему полуметанiе, то есть полуземной поклонъ, прося его iерейскаго благословенiя. Онъ благословилъ и затѣмъ, попривѣтствовавъ по-монашески, цѣлованiемъ въ плечи, съ словами: “Христосъ воскресе!” – просилъ меня садиться и самъ сѣлъ противъ меня на стулѣ около стола»[4].

Вскорѣ отца Ѳеодора постригли въ схиму и нарекли Ѳеодосiемъ. Онъ своей высокой духовностью и благочестивой жизнью быстро сталъ знаменитъ по всѣму Аѳону. Вотъ какъ описываетъ его отецъ Владимiръ (Колесниковъ): «Усердный труженикъ… старецъ – духовникъ хорошей жизни, многими почитаемый, но очень смиренный и обходительный»[5].

Также очень уважалъ его отецъ Денасiй (Юшковъ) и всегда старался получить отъ него духовныя наставленiя, описывая неоспоримыя духовныя достоинства отца Ѳеодосiя. Съ восхищенiемъ вспоминалъ онъ одинъ случай проявленiя удивительнаго гостепрiимства смиреннаго старца: «Я просилъ отца Ѳедора [въ схимѣ отца Ѳеодосiя] указать мнѣ направленiе дороги до Иверскаго монастыря. Отецъ Ѳеодоръ, быть можетъ припомнивъ при этомъ Еνангельскую заповѣдь Богочеловѣка: “Аще кто тя пойметъ по силѣ поприще едино, иди съ нимъ два” (Мѳ. 5:41), самъ лично изъявилъ желанiе быть путеуказателемъ. Только дойдя почти до самыхъ стѣнъ монастыря, мы совсѣмъ разстались»[6].

Очень почитали его и аѳонскiе пустынники. Вотъ что писалъ въ 1909 году, уже послѣ смерти отца Ѳеодосiя, великiй Калягрскiй отшельникъ схимонахъ Венiаминъ (Малышевъ) въ своемъ отвѣтномъ письмѣ къ отцу Агаѳодору (Буданову) на его запросъ о высотѣ духовной жизни отца Иларiона (Кузина): «Вспоминая богатое разсужденiе (всестороннее) покойнаго отца Ѳеодосiя – грузина, отдаю пальму первенства не отцу Иларiону, а покойному отцу Ѳеодосiю»[7].

Знаменательна позицiя отца Ѳеодосiя въ такъ называемомъ «грузинскомъ дѣлѣ». До его представленiя разскажемъ немножко о самомъ дѣлѣ. Какъ было уже сказано выше, въ 1869 году на Аѳонъ прiѣхалъ уроженецъ Кутаисской губернiи iеромонахъ Венедиктъ (Баркалая), который взялъ у Иверскаго монастыря заброшенную келлiю имени святаго апостола Iоанна Богослова и съ помощью финансовой поддержки грузинской и россiйской общественности и россiйскихъ государственныхъ учрежденiй началъ возстанавливать эту келлiю. Особенную помощь ему въ этомъ оказали и аѳонскiя русскiя обители: Пантелеимоновъ монастырь и Андреевскiй скитъ. При такой помощи отецъ Венедиктъ въ кратчайшiе сроки сумѣлъ не только возстановить старыя зданiя и построить новый храмъ, но и собрать большое количество братiи (до сорока человѣкъ). Все это старцамъ Иверскаго монастыря не пришлось по душѣ, и они стали накладывать разные запреты на дальнѣйшее развитiе келлiи. Тогда отецъ Венедиктъ рѣшилъ принять экстренныя мѣры: заручился поддержкой Россiйскаго Императорскаго двора и подалъ въ судъ на монастырь. Этотъ процессъ длился почти сорокъ лѣтъ, и закончился онъ катастрофическими послѣдствiями для всѣхъ грузинскихъ монаховъ, проживающихъ на Аѳонѣ. Въ 1919 году они почти всѣ были выдворены съ Аѳона.

Именно въ этомъ дѣлѣ отецъ Ѳеодосiй имѣлъ особую позицiю: онъ былъ противъ правоваго пути рѣшенiя споровъ съ Иверскимъ монастыремъ, а предлагалъ особый – духовный путь, что и осуществлялъ по мѣрѣ своихъ возможностей. Въ чемъ былъ смыслъ этого пути? Отецъ Ѳеодосiй утверждалъ, что греки народъ набожный и единственный аргументъ, который они уважаютъ и передъ которымъ они склоняютъ головы, это – святость. Примѣромъ чего отецъ Ѳеодосiй приводилъ высокое почитанiе греческими монахами умершаго въ 1863 году iеросхимонаха Иларiона Грузина. Поэтому, по мнѣнiю отца Ѳеодосiя, грузинскимъ монахамъ нужно было добиваться не правоваго или экономическаго превосходства надъ Иверскимъ монастыремъ, а созданiя высокодуховнаго братства, святость, благочестiе и христiанская нравственность котораго вызвали бы желанiе иверскихъ монаховъ съ уваженiемъ относиться къ ихъ нуждамъ.

Отецъ Ѳеодосiй все время своего пребыванiя духовникомъ келлiи старался проводить именно эту линiю. Правда, онъ не смогъ добиться уваженiя иверцевъ, но онъ добился болѣе важнаго и вѣсомаго: многiя подопечныя ему человѣческiя души благодаря избранной имъ вышеназванной тактикѣ избѣжали озлобленiя и ожесточенiя и дѣйствительно достигли святости.

Слѣдуя извѣстной пословицѣ «яблоко отъ яблони падаетъ недалеко», чтобы хорошо представить себѣ, какой порядокъ былъ у отца Ѳеодосiя во ввѣренномъ ему братствѣ, приведемъ примѣръ гостепрiимства келейника отца Ѳеодосiя отца Пахомiя. «Вскорѣ, – пишетъ посѣтившiй келлiю отецъ Денасiй (Юшковъ), – заявился ко мнѣ съ изъявленiями благодарности за посѣщенiе ихъ отецъ Пахомiй, келейникъ почетнѣйшаго изъ братства духовника iеромонаха отца Ѳеодора, въ мiру князя Ѳедора Георгiевича Эристави. Отецъ Пахомiй, замѣтивъ, что я весьма утомился и запылился, въ особенности же крайне изнемогъ ногами, догадался исполнить совѣтъ преподобныхъ отцовъ: обмыть ноги путнику. Выйдя отъ меня, изъ маленькой комнаты – архондарика, черезъ нѣсколько минутъ онъ является съ тазомъ, наполненнымъ водой, и съ полотенцемъ. Не говоря ни слова, онъ ставитъ тазъ на полу около меня и молча хочетъ приниматься за мытье моихъ ногъ, весьма загрязнившихся отъ пыли.

Замѣтивъ все это и сообразивъ, что это для меня ужъ очень великая честь, я сталъ отказываться отъ этой смиренной услуги покрытаго сѣдинами, хотя и не стараго еще лѣтами отца Пахомiя. Послѣднiй просилъ и настаивалъ не отказываться. Но я все-таки рѣшительно отказался отъ подобной услуги, примѣровъ чѣму мнѣ еще не приходилось видѣть въ моемъ путешествiи по Святой Горѣ»[8].

Какой молитвенный настрой былъ въ келлiи отца Ѳеодосiя, хорошо видно изъ другаго примѣра, приведеннаго отцомъ Денасiемъ: «Седмичнымъ iеромонахомъ былъ iеросхимонахъ Iона[9] [духовное чадо отца Ѳеодосiя], родомъ изъ дворянъ. Онъ служилъ вечерню. Я не могъ не замѣтить, чтобы онъ во все время совершенiя службы хотя однажды взглянулъ куда нибудь далѣе своего подножья, такъ былъ онъ сосредоточенъ въ себѣ и внимателенъ къ своему служенiю. Мнѣ это очень понравилось»[10]. А восхищенный возвышенной молитвенной обстановкой въ грузинской келлiи отецъ Владимiръ (Колесниковъ) отмѣтилъ въ своемъ дневникѣ: «Грузины – лучшiе монахи на Аѳонѣ».

Отецъ Ѳеодосiй регулярно переписывался со старцами Руссика, спрашивая у нихъ совѣтовъ по духовнымъ дѣламъ и прося помощи въ преодоленiи житейскихъ и матерiальныхъ трудностей[11].

Преставился отецъ Ѳеодосiй 25 мая / 7 июня 1905 года.

 


[1] АРПМА. Док. № 4059. С. 2.

[2] Троицкiй П. В. Аѳонскiя встрѣчи. М., 2002. С. 53.

[3] АРПМА. Док. № 4059. С. 3–5.

[4] Денасiй (Юшковъ), схимонахъ. Замѣтки русскаго инока-аѳонца о своемъ путешествiи по святогорскимъ обителямъ // Душеполезный собесѣдникъ за 1895 годъ. М., 1895. С. 309.

[5] АРПМА. Док. № 309. С. 140.

[6] Денасiй (Юшковъ), схимонахъ. Замѣтки русскаго инока-аѳонца о своемъ путешествiи по святогорскимъ обителямъ // Душеполезный собесѣдникъ за 1896 годъ. М., 1896. С. 50.

[7] АРПМА. Док. № 1724. С. 1.

[8] Денасiй (Юшковъ), схимонахъ. Замѣтки русскаго инока-аѳонца о своемъ путешествiи по святогорскимъ обителямъ // Душеполезный собесѣдникъ за 1895 годъ. М., 1895. С. 309.

[9] Iеросхимонахъ Iона (въ мiру Iона Мерабовичъ Хоштарiя) бывшiй дворянинъ изъ Кутаисской губернiи. Жилъ на келлiи святаго Iоанна Богослова Иверскаго монастыря. Былъ настоятелемъ келлiи. Преставился въ 1919 году. Въ 1882–1903 годахъ писалъ письма игуменамъ Макарiю и Андрею (см. архивъ РПМА. Док. № 1307). Въ 1905 году писалъ письмо схиiеромонаху Агаѳодору (Буданову) (см. архивъ РПМА. Док. № 1764).

[10] Тамъ же. С. 367.

[11] АРПМА. Док.: № 1306; № 1359; № 1763; № 4119, кон. 4.

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский святой, предотвративший междоусобную брань в Сербии:  Святитель Никодим, архиепископ Сербский. День памяти – 24 мая
Святитель Никодим, архиепископ Сербский, одаренный церковный писатель и ученый богослов подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой Горе Афон и был пострижеником, а затем и иг
Трое афонских подвижников, отдавших жизнь за Христа: Прпмчч. Евфимий, Игнатий и Акакий Афонские. День памяти – 14 мая
14 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и по всей Святой Горе чтут память трех афонских подвижников, отдавших в начале XIX века свою жизнь за Христа: новопреподобномучеников Евфимия,
Несправедливо изгнанный с Афона: Прп. Симеон Босой, игумен Филофеевский. День памяти – 2 мая
После несправедливого наговора и изгнания из афонского Филовеевского монастыря, его игумен прп. Симеон, предоставив Воле Божией рассудить виновных, безропотно покинул обитель и ушел на гору Фламурию.
Афонский святой, тело которого поднималось на ноги после казни: Прпмч. Агафангел Эсфигменский. День памяти – 2 мая
На вторую ночь после казни стражники-турки с ужасом видели, как тело святого мученика Агафангела несколько раз поднималось на ноги, словно он был жив... 2 мая – день памяти прпмч. Агафангела Эсфигменс
Прозорливый старец и наставник афонских мучеников: Прп. Акакий Кавсокаливит. День памяти – 25 апреля
25 апреля в Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон совершается панигир в память о преподобном Акакии новом Кавсокаливите (ок. 1633 - 1730) – возобновителе монашеской жизни на Кавсокаливии, прославив
Желанная смерть за Христа: Преподобномученик Лука Ставроникитский. День памяти — 5 апреля
Святой Лука родился в христианской семье в городе Адрианополе. Когда мальчику едва исполнилось 6 лет, умер его отец. Мать доверила воспитание сына одному греческому торговцу из Константинополя. Однажд
Житие и страдание святого преподобномученика Евфимия Нового. День памяти — 4 апреля
Отечество этого нового подвижника Христова, св. преподобномученика Евфимия, было селение Димитцани в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых родителей Панагиота и Марии. Кроме Евфимия у Панагиота
Белозерский духовник и капсальский «патриарх»: Иеросхимонах Евгений (Мордасов). День памяти — 23 марта
Иеросхимонах Евгений (в миру Ефим Иванович Мордасов) был крестьянином из Ставропольской губернии. Еще молодым поступил в Саровскую пустынь, где был пострижен в монахи с именем Евстратий. Прожив в обит
Ангел-хранитель греческого острова: Преподобный Иоаким Святогорец. День памяти — 15 марта
Наделенный от Святого Духа даром прозорливости, прп. Иоаким Святогорец предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления
Как афонский монах в турецком плену обратил в христианство семью своего хозяина: Преподобный Агапий Святогорец. День памяти — 14 марта
Преподобный Агапий, послушник старца-безмолвника в бывшем Ватопедском скиту Калице, был захвачен в плен высадившимися на берег Афона турками, переправлен в Магнезию и работал там в оковах 12 лет. Но о
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июнь 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91012131415
16171819202122
23242526272829
30      
Видеогалерея

 

 

на верх