Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский старец Паисий II – игумен Ильинского скита, работавший на тяжких послушаниях наравне с братией. День памяти – 17 сентября

Афонский старец Паисий II – игумен Ильинского скитаСтарец Паисий вступил в управление Ильинским скитом на Афоне в сложный период его существования, полностью восстановив и переустроив его после нескольких лет упадка. После прп. Паисия Величковского старец стал новым возобновителем обители, справедливо получив наименование Паисий II.

Схиархимандрит Паисий по происхождению был болгарин. Его родители переехали из Филиппополя в город Киликию Бессарабской губернии, где он и родился. Впоследствии они переселились в Кишинев. В 15-летнем возрасте он поступил в Добрушский монастырь, но пробыл там недолго. Свят. Гавриил (Бэнулеску-Бодони), митрополит Кишиневский и Хотинский, во время посещения монастыря заметил его и велел игумену немедленно прислать его в митрополию, где началась общественная деятельность отца Паисия как иподиакона при экзархе Гаврииле.

В 1825 году он был рукоположен в иероиакона, а в 1831 году — в иеромонаха и был поставлен игуменом в Соручанский монастырь.

В 1839 году отец Паисий испросил от епархиального начальства увольнение и прибыл на Святую Гору Афон. Здесь он купил в Кавсокаливском скиту келлию, где поселился со своим другом и соратником иеродиаконом, которого также звали Паисием. Весть о высокой духовности отца Паисия быстро разошлась по всему Афону. К нему за советами рекой потекли иноки разных обителей, все дивились его рассудительности и прозорливости.

Летом 1841 года братия «малороссийского» Ильинского скита по жребию избрала старца Паисия своим настоятелем и пригласила его в скит.

Афонский старец Паисий II – игумен Ильинского скита

Старец Паисий ни за что не хотел расставаться с пустынной своей келлией и дал им твердый отказ. Тогда братья скита второй раз бросили жребий, и опять выпала кандидатура отца Паисия, и они, уверенные, что сам Бог желает в настоятели скита отца Паисия, стали его уговаривать более настойчиво, и наконец он согласился.

Первым делом он начал приводить в порядок церкви скита: завершил строительство соборного храма во имя святителя Митрофана Воронежского, начатое по завещанию и на пожертвования иеросхимонаха Аникиты (князя Ширинского-Шихматова), и в ноябре 1842 года она была освящена.

На другой год отец Паисий с Божьей помощью построил в Ильинском скиту новый корпус между церквями Благовещения и святителя Митрофана. Он разломал также все старые мелкие кельи и хатки с соломенными крышами вокруг скита и построил скит в большем размере. В течение семи лет ему удалось перестроить весь скит.

"Малороссийский" Ильинский скит на Афоне

В 1850 году перестройка Ильинского скита была завершена, и в нем началось умножение братства. Несмотря на это, отец Паисий не прекращал сам лично трудиться на обычных послушаниях, подавая личный пример братьям. Днем работал он на огороде, копая и насаждая огородную зелень, или носил камни для ограды виноградного сада, а ночью помогал повару чистить лук, картофель, свеклу и все, что потребно было для варки пищи, рубил дрова и носил воду на кухню. Он владел и мастерством портного и шил в особой своей мастерской церковные облачения и одежду для братии. Во время любого его занятия всегда была открыта пред ним для чтения какая-нибудь назидательная книга. Сам он одежду носил простую и ветхую, так что приходящие паломники, видя его одетым почти в рубище, не могли признать в нем настоятеля.

Так однажды, когда собирали виноград, один из русских паломников, нарезав корзину винограда, дает ее старцу Паисию, а от него берет пустую корзину и говорит: «Дай мне, старик, свою корзину, а это отнеси, где высыпают». Лишь только взял от него отец Паисий наполненную виноградом корзину, как он узнал в нем игумена и, пав к ногам его, просил прощения за невежество свое.

В другое время, когда раскапывали источник, чтобы найти воду, он вместе с братией и рабочими копал землю и переносил камни. Работа эта продолжалась до двух месяцев. В это время в скит прибыл один нищий странник, чтобы попросить милостыню. Привратник на вопрос об игумене отвечал ему, что игумен на работе, и затем отвел странника на то место, где продолжалась работа, и показал ему старца. Бедняк, видя отца Паисия в старом рваном подряснике, измазанном грязью, оскорбился на привратника, но, не имея возможности объясниться по-русски, подумал, что указанный ему человек такой же проситель милостыни, как и он, и отведен на работу. Поэтому он и сам принялся работать с прочими. Нося же на носилках землю с одним братом, он просил его показать ему игумена. Тот указал на старца Паисия. Грек подумал, что и этот брат издевается над ним, потому что ни один брат не был одет проще отца игумена. И так нищий, оставаясь в недоумении, работал до самого обеда. В трапезной, видя старца Паисия, сидящего на первом месте, одетого во всей монашеской одежде, он все еще не верил, этот ли был на работе в рубище. Но когда подошел к нему после трапезы с прошением о подаче милостыни, то увидел под рясой тот же ветхий подрясник, из кармана которого старец Паисий вынул серебреник и подал ему. Тогда он крайне удивился смирению и простоте настоятеля.

Ильинский скит на Афоне, современный вид. Фото Сергея Шумило

3 августа 1868 года отец Паисий был возведен в сан архимандрита, что было признанием его несомненных заслуг как настоятеля и духовного отца. Он имел многие дарования от Бога, был смиренномудр, называя себя незнающим и неопытным, и в трудных обстоятельствах, не полагаясь на свое рассуждение, хотя и богат был им, всегда прибегал к совету опытных своих друзей — сомолитвенников, особенно духовника Руссика старца Иеронима (Соломенцова). И в этом он находил для себя большую духовную помощь и утешение.

Посетив однажды старца Иеронима, старец Паисий на вопрос, отчего он давно уже не посещал его, ответил: «Пред этим временем были у меня большие скорби, и я чувствовал большую нужду в советах, но отлучиться из обители было невозможно. Обстоятельства мои были тяжелы до крайности, на меня напала боязнь. В этом состоянии, придя в церковь, я стал пред иконой Божией Матери и начал просить Ее о помощи и услышал от Нее голос: «Не бойся, Я ношу Носящего вся».

Это было за год до кончины его. Незадолго до смерти старец Паисий в последний раз посетил Руссик, присутствовал и при освящении в Старом Руссике церкви на Пирге во имя преподобного Саввы, святителя Сербского, и при закладке собора святого великомученика Пантелеимона, причем сам положил в его основание камень. Из Руссика он отправился на Крумицу, где провел в безмолвной пустыне две недели и, как сам выразился, вполне насладился и утешился безмолвием пустынным, служив там неоднократно.

Возвратившись с Крумицы в Руссик еще на один день, он разделил с братьями Руссика празднование дня Ангела старца Иеронима и на другой день, собравшись домой рано утром, говорил: «Простите, уже более, кажется, не увидят очи мои Руссика».

Так и случилось. Он от болезни слег и последние полгода уже не выходил из кельи. Посетивший его в последние дни его жизни старец Иероним спросил его, исполняет ли он дневную службу у себя в келье. Старец в ответ сказал: «Нет. С начала болезни я это делал, потом отяготился и в безмолвии, когда все братья удаляются в церковь, держу молитву Иисусову. Теперь же, когда более ослабел, чаще всего повторяю молитву святого Евстратия (читаемую ежедневно на субботней полунощнице) «Величая величаю Тя, Господи...» и проч. Она меня умиляет». И сказав это, он прочитал эту молитву с большой выразительностью и умилением до конца, а затем «Богородице Дево радуйся».

Преставился отец Паисий 5 сентября 1871 года. Перед смертью его причастили. Перед причастием он молился прерывающимся голосом словами: «Верую, Господи, и исповедую! Сподоби мя, Господи, неосужденно причаститься. Помяни мя, Господи». После причастия Святых Таин, несмотря на физические боли, он успокоился. Стон его был трогательным, смешанным с молитвой, произносимым слабым и маловнятным голосом: «Господи Иисусе, Пресвятая Богородице...» Потом он поднял руки, как на молитве, и опустил их на грудь крестообразно. С тем и дыхание его прекратилось. Глаза и уста его были сомкнуты, и на устах показалась улыбка.

Подготовил Сергей Шумило

Использованы материалы: Русский общежительный скит Святого Пророка Илии на Афонской Горе. Одесса, 1883; "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

 

Дополнительно см.:

Афонский старец, князь и ктитор Ильинского скита о. Аникита (Ширинский-Шихматов). День памяти — 20 июня

 

На Афоне отыскали утраченные мощи старца Аникиты (князя Ширинского-Шихматова)

 
 
 

Отец ильинского братства: архимандрит Иоанн (Гетманенко). День памяти — 7 августа

 

Старец Максим, добровольно отказавшийся от игуменства и ушедший в затвор. День памяти - 24 июня

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Наставник прп. Паисия Святогорца - русский афонский старец Тихон (Голенков). День памяти - 23 сентября
10/23 сентября на Святой Горе поминают память дивного подвижника нашего времени - русского святогорского старца Тихона (Голенкова), духовного наставника прп. Паисия Святогорца (Езнепидиса, 1924-1994)
Незабываемый пустынник: Иеросхимонах Никон (Штрандтман). День памяти — 20 сентября
Офицер старшего командного состава царской армии, знаток языков и богословия. Его посещало много иностранцев и особенно людей протестантского вероисповедания, которые уходили очарованные общением с ни
Афонские Новомученики ХХ века: прпмчч. Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков)
Бывшие афонские монахи свв. новопреподобномученики Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков) проходили по делу митрополитов Кирилла (Смирнова), Иосифа (Петровых) и других и были расстреляны советскими богоборч
Воин и старец: иеросхимонах Константин (Семерников). День памяти — 8 сентября
Иеросхимонах Константин (в миру Конон Вуколевич Семерников) происходил из донских казаков, родился в 1842 году в станице Кочетовской. Двадцать лет, с 1861 по 1881 год, провел на военной службе, участв
Святой равноапостольный Косма Этолийский. День памяти — 6 сентября
Там, где проходил святой, жизнь преображалась. Люди выходили ему навстречу за много километров от своих селений, днём и ночью слушали его проповеди, простые и вместе с тем удивительно глубокие и честн
Отец ильинского братства: архимандрит Иоанн (Гетманенко). День памяти — 7 августа
«Широкоплечий и крепко сшитый, среднего роста, с улыбающимся лицом и умными глазами, он встретил меня в приемном зале для гостей. И вдруг на меня пахнуло чем-то родным, уютным и детски близким. Я так
Житие преподобного Никодима Святогорца. День памяти — 27 июля
Поистине добродетель — это нечто великое и небесное, имеющее источник и начало в Боге; прославляющая тех, кто любит ее и стремится к ней. Добродетелью св. пророки почитаются, апостолы, возгласившие о
Страдание святого преподобномученика Нектария. День памяти — 24 июля
Святой преподобномученик Нектарий происходил из селения Вруилла (или Вурла, как оное называется в просторечии), находящегося в Малой Азии, Эфесской епархии, от простых, но благочестивых родителей, и в
Страдание преподобномученика Никодима. День памяти — 24 июля
Святой преподобномученик Никодим родился в Албании, в местечке Эельбанас. Родители его были благочестивы и, когда достиг он совершеннолетия, сочетали его браком, от которого имел он детей. Между тем,
Житие преподобного Антония Печерского. День памяти — 23 июля
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странс
Последние обновления
Архив сайта
<<<Сентябрь 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
111213141516
18192021222324
252627282930 
Видеогалерея

 

 

на верх