Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Афонский старец схимонах Григорий (Ратиани)

Иверон14 (27) января 1890 года на Святой Горе преставился афонский старец схимонах Григорий (Ратиани), глубокий подвижник и постник.

Отец Григорий (в миру Георгий Ратиани) родился около 1820 года в Грузии, дворянской семье Кутаисской губернии. Мальчик при святом крещении был наречен Георгием.

О жизни Георгия Ратиани почти до 35-летнего возраста нам ничего не известно. Как и где он провел это время, мы не знаем. Можно полагать, что он находился у родных, воспитывался в христианском благочестии. Семейными узами он не был обременен. Можно лишь догадываться, что в кругу родных он выучился грамоте и занимался чтением житий святых и святоотеческой литературы, так как, достигнув возраста 35 лет, он задумал тайно удалиться в Иерусалим, а оттуда на Святую Гору, чтобы поступить в монахи.

Никому не сказав о своем намерении и ни с кем не посоветовавшись, не имея средств и не имея возможности получить паспорт, он тайно ушел из дома, решив достигнуть Иерусалима. Но как раз в это время началась Крымская война, и войска турецкого военачальника Омар-паши заняли большую часть Грузии на расстоянии 50 верст от Тифлиса. Были перекрыты все пути к портам, и не было никакой возможности выехать из Грузии. Но Георгий настойчиво искал путей осуществления своего замысла и не побоялся обратиться даже к турецкому начальству. Только Омар-паша высадился в Зугдиди, как сразу заявился к нему Георгий с покорнейшей просьбой принять его.

Предполагая, что неизвестный грузин желает передать что-либо особенно важное, паша приказал привести его. В это время у паши находились два важных сановника, английский и французский. Георгий, представленный паше, заявил, что он желает побывать в Иерусалиме, но не имеет средств, почему и просит его дать ему возможность отправиться туда. Паша, желая понравиться своим гостям, дал распоряжение тотчас же отправить его к месту назначения на пароходе. Но неизвестно, какое было на самом деле распоряжение этого паши, так как последующие события противоречили духу его приказа.

До Трапезунда Георгий доехал вполне благополучно, но здесь же начались его мытарства. Трапезундский паша, заподозрив в нем шпиона, приказал бросить его в темницу. Бедного дворянина отправили в сырой подвал, куда ссыпали уголь и где не было чистого воздуха, необходимого для свободного дыхания. Сюда же подавали ему воду, сухари и хлеб. Здесь его продержали или, вернее, промучили целых полгода. По истечении полугода в угольном подвале его отправили в Константинополь и здесь опять посадили в тюрьму с прочими русскими военнопленными. Константинопольский Патриарх, знатные греки и немецкий посол присылали пленникам милостыню — разную провизию, а немецкий посол сам лично посещал их и утешал. Но состояние заключенных все ровно было ужасным. Только после окончания войны их всех освободили. Освободили и Георгия.

Святая Гора Афон

Обретя свободу от тяжкого плена, Георгий заявился к Патриарху Кириллу VII Амасийскому (1855-1860) и просил у его святейшества помощи доехать до Святой Афонской Горы. Патриарх с любовью принял его и дал ему возможность отбыть на Афон.

Прибыв на Святую Гору, истомленный и измученный пленом Георгий добрался до отца Венедикта (Киотишвили), который в то время подвизался на келлии пророка Илии с отцом Виссарионом (Кикозде). Он был им принят и вскоре пострижен в монашество с именем Григорий.

Иверон

Будучи в плену, Григорий волей-неволей приучился к многоразличным лишениям, к голоду и холоду и всему прочему, что сопряжено с бытом пленников, да еще оказавшихся в руках турок, считающих всех христиан за нечистых животных. Сделавшись святогорским монахом, вдобавок к этому под руководством постника и безмолвника старца Венедикта отец Григорий без особого труда превратился в самого усердного постника и молитвенника.

Отец Григорий имел один из бесценных даров Божиих — дар плача слезного. Для приучения себя к бодрствованию, а вместе для удобства к самовниманию он по ночам ходил вокруг монастыря. Ночное время всегда удобнее для подвижников благочестия. В это время, когда все движущееся от дневного утомления предается сну, они бодрствуют, рассматривая свою многогреховность и поврежденность и иногда с воплем, стенаниями и слезами горькими взывают к милосердному Господу о пощаде, помощи и помиловании, а иногда в чувствах благодарности к Господу за Его бесчисленные благодеяния к роду человеческому, к себе самим и ко всей твари проливают источники слез благодарных, слез сладостных.

Подобно этому и отец Григорий в своих ночных бодрствованиях переживал и перечувствовал все это. Дар плача, дар драгоценнейший, но вместе с тем он принимается Дароподателем как жертва от человека и щедро вознаграждается любвеобильнейшим Господом.

Отец Григорий при жизни на Афоне не пил ни вина, ни ракии (водки). Никогда ни в чем он не делал себе послаблений. Очень часто, особенно по ночам, бичевал свое тело, чтобы оно не препятствовало его духовным устремлениям, и спал на голом полу, и то очень мало. При всем этом самоистязании он был достаточно крепок телом, часто прислуживал немощным монахам, выполняя за них тяжелые послушания.

Все суточное богослужение он вычитывал всегда один и пребывал всегда в страхе Божием. В свой монастырь (Иверон) по совету своего духовного руководителя, опытного иеромонаха отца Феодосия (Эристави), ходил очень редко, только на двунадесятые праздники. Частое хождение должно было повлечь за собой и нежелательные знакомства с монастырскими монахами и паломниками, а любое ненужное общение с людьми могло дать пищу для пересудов и осуждения, что для отца Григория казалось, как и есть на самом деле, смертным грехом.

Наконец после 35-летнего строгого подвижничества настало для отца Григория время отшествия в нестареющую вечность. В субботу вечером 6 января 1890 года отец Григорий пожелал сходить в монастырь. Повидался там со всеми старшими братьями, поговорил, попросил благословения и святых молитв. Отсюда отправился к бывшему Константинопольскому (1878-1884) Патриарху Иоакиму III, пребывающему на покое на Святой Горе, на расстоянии менее часа ходу от Иверского монастыря. Не застав Патриарха, отец Григорий возвратился домой. На другой день, в воскресенье, во время вечерни он плакал особенно долго. Затем заболел и два дня находился в бесчувственном состоянии. Когда он очнулся, то исповедовался и приобщился Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Христовых. По его личному желанию в воскресенье, 14 января, пришел к нему его духовный руководитель с Богословской Грузинской кельи иеросхимонах отец Феодосий.

Отец Феодосий, зная из святоотеческих писаний, из рассказов других и из своих наблюдений, что коварный враг человеческого спасения во всю жизнь не оставляет возможности строить козни и сплетать сети для подвизающихся, а в особенности в предсмертные минуты весьма заботится как-нибудь уловить в свои сети «...аще возможно, и избранные» (Мф. 24, 24; Мк. 13, 22), старался ободрить и возогреть в умирающем веру и, указывая ему на распятие, сказал: «Вот смотри теперь на распятие Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя всего рода человеческого». Изнемогающий отец Григорий с умилением взглянул на изображение Распятого за грехи всего мира, и луч радости блеснул на его лице. Это ясно показало, какой живой верой он был исполнен и что он отходил в вечность в надежде на милосердие Божие. Так, напутствованный Таинством Евхаристии, 14 января 1890 года схимонах Григорий мирно предал дух свой в руки Божии.

 

Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Отец ильинского братства: архимандрит Иоанн (Гетманенко). День памяти — 7 августа
«Широкоплечий и крепко сшитый, среднего роста, с улыбающимся лицом и умными глазами, он встретил меня в приемном зале для гостей. И вдруг на меня пахнуло чем-то родным, уютным и детски близким. Я так
Житие преподобного Никодима Святогорца. День памяти — 27 июля
Поистине добродетель — это нечто великое и небесное, имеющее источник и начало в Боге; прославляющая тех, кто любит ее и стремится к ней. Добродетелью св. пророки почитаются, апостолы, возгласившие о
Страдание святого преподобномученика Нектария. День памяти — 24 июля
Святой преподобномученик Нектарий происходил из селения Вруилла (или Вурла, как оное называется в просторечии), находящегося в Малой Азии, Эфесской епархии, от простых, но благочестивых родителей, и в
Страдание преподобномученика Никодима. День памяти — 24 июля
Святой преподобномученик Никодим родился в Албании, в местечке Эельбанас. Родители его были благочестивы и, когда достиг он совершеннолетия, сочетали его браком, от которого имел он детей. Между тем,
Житие преподобного Антония Печерского. День памяти — 23 июля
Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странс
Житие преподобного Феофила Мироточивого. День памяти — 21 июля
Преподобный отец наш Феофил, т.е. «любящий Бога», родился в местечке Зики, находящемся в Македонии, от родителей благочестивых и добродетельных, и потому воспитание получил истинно христианское. Когда
Страдание святого преподобномученика Киприана Нового. День памяти — 18 июля
Местечко Клицос, в Эпире, было родиною святого преподобномученика Киприана. История не оставила нам никаких данных, кто были родители сего преподобномученика, но судя по его воспитанию и другим качест
Житие преподобного Паисия Святогорца. День памяти — 12 июля
Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старалс
Учитель Григория Паламы: Святитель Феолипт Филадельфийский. День памяти — 8 июля
Богомудрый отец наш Феолипт родился в г. Никее в малой Азии, около 1252 г. Император византийский Михаил Палеолог, овладевший царским престолом в 1260 г., видя, что расшатавшаяся его империя готова па
Страдание святого преподобномученика Прокопия. День памяти — 8 июля
Считая уже себя потерянным, Прокопий решился на весьма отчаянный и ужасный шаг: оставить христианскую и принять мусульманскую веру. Душа всякого христианина должна содрогнуться, видя, как бывший подви
Последние обновления
Архив сайта
<<<Январь 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262829
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх