Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Боровшийся за духовное возрождение народа преподобный Евгений Этолийский. День памяти - 18 августа

Преподобный Евгений ЭтолийскийЗащищая свободу человека от суеверий своего времени, святой пишет: «Хотя бесы заняты лишь тем, что приукрашивают и льстят, и затягивают человека в зло, и показывают горькое сладким и яд слаще меда, но над волей человека и независимостью не господствуют они, и власти не имеют, волю и независимость человека даже Создатель всех Бог не подчиняет себе, но разум его оставляет независимым».

Святой Евгений родился в 1595 году в этолийской деревне. В том же селении впоследствии появился на свет новый апостол святой Косма, ставший его учеником.

Совсем молодым Евгений убежал из дома от притеснений мачехи и нашел убежище во Влохском монастыре, где воспитывался у иеромонаха Арсения, который научил его грамоте, каллиграфии и музыке. Впоследствии Арсений взял ученика с собой в небольшой монастырь Божией Матери в Тровате для завершения монашеского воспитания. В Эвританском монастыре Татарни он был рукоположен в диаконы, затем отправился вместе с Арсением на Святую Гору. Учитель, желая отправиться паломником по святым местам, оставил Евгения в Ксиропотамском монастыре у Харалампия, епископа на покое, где Евгений подвизался в духовной жизни и совершенствовался в книжном греческом языке, изучая эпическую поэзию. Когда же он узнал, что духовный отец убит арабами, вернулся в Троватский монастырь.

Монастырь Ксиропотам. Святая гора Афон

Во время паломничества в Святую Землю он остановился в Александрии. В этом городе в 1619 году Евгений принял сан священника от патриарха Кирилла Лукариса, который по достоинству оценил его добродетели и высокий культурный уровень. Свою первую литургию святой Евгений отслужил на горе Синай, а затем несколько месяцев был клириком церкви святого Константина в Иерусалиме.

Вернувшись на родину (1622) и вновь обретя товарищей по подвигу, он захотел дополнить свое образование, что в те годы было сложным и дорогостоящим делом, поскольку Греция находилась под турецким игом. Он учился в школах Трикалы и Кефалонии, а затем на Закинфе у знаменитого учителя Феофила Коридалевса, который увидел в Евгении избранную душу и поселил у себя. Через восемь лет Коридалевс был призван в Константинополь Кириллом Лукарисом, который был в пятый раз избран патриархом, и взял с собой ученика. Евгений, однако, обличал Коридалевса в его заблуждениях относительно таинства Евхаристии и в приступах гнева.

Страдая от гонений, обрушившихся на Кирилла Лукариса и приведших к его казни (1638), видя Церковь, разрываемую политическими интригами и подчиненную чуждым ей интересам, Евгений решил посвятить жизнь защите Православия. Такая позиция навлекла на него ненависть нового пролатински настроенного патриарха Кирилла Кондариса. Тот распорядился провести у Евгения обыск в поисках службы в честь Кирилла Лукариса, которого он почитал как мученика. Приведенный в Патриархат, Евгений защищал память своего благодетеля перед патриархом, который, впав в ярость, лишил его священнического сана и выгнал. Вскоре сам Кондарис впал в немилость и был убит турками.

Новый Константинопольский патриарх Парфений восстановил Евгения в священстве. Тем не менее, постоянное соперничество вокруг Константинопольского патриаршего престола и беспринципность клира заставили святого покинуть Константинополь и вернуться на родину. Завершив философское и богословское образование, он был готов поставить свои знания на службу братьям, не ища никакой чести для себя лично.

Преподавательскую деятельность он начал в Арте, а затем переехал в крепость Этолик и основал там школу, где вокруг него стало собираться все больше учеников, привлеченных не только образованностью наставника, но и его евангельской жизнью. Никто больше Евгения не мог «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12: 15). Когда он добился освобождения из тюрьмы узников, которые затем сбежали, его посадили в тюрьму и потребовали заплатить выкуп за каждого беглеца. Возмущенный несправедливостью народ решил побить камнями турецкого губернатора. Чтобы избежать кровопролития, старейшины города собрали необходимые деньги и выкупили Евгения.

Вскоре он уехал из Этолика и четыре года преподавал в Месолонги. В ходе войны Турции с Венецией (1645), которая навлекла многочисленные беды на греческое население, он стал всем для всех, укрепляя в вере отчаявшихся, особенно после того как венецианцы взяли Навпакт. Затем новый апостол направился в Карпенисий, жители которого в то время были совершенно лишены просвещения. Святой основал школу, и она на протяжении почти двух веков просвещала благодатным светом всю область Аграфы. Считая просвещение делом Божиим, за которое придется дать ответ пред Господом, святой Евгений являлся для учеников подлинным отцом. Он посвящал им все время и силы и более, чем о книжной премудрости, заботился о том, чтобы научить их жить по Евангелию.

Евгений Этолийский со своим учеником и биографом преподобным Анастасием

Защищая свободу человека от суеверий своего времени, святой пишет: «Хотя бесы заняты лишь тем, что приукрашивают и льстят, и затягивают человека в зло, и показывают горькое сладким и яд слаще меда, но над волей человека и независимостью не господствуют они, и власти не имеют, волю и независимость человека даже Создатель всех Бог не подчиняет себе, но разум его оставляет независимым». В другом месте, говоря о непостоянстве мнений людских, он отмечает: «Все дела людские и просто все, происходящее в подлунном мире, непостояннее, по Гераклиту, всех речных потоков и более быстротечно, чем приливы и отливы». Даже эти краткие приведенные нами цитаты показывают мудрость сего мужа и своевременность его боговдохновенных слов.

Просветительскую деятельность он сочетал с пастырским служением. Евгений построил в Карпенисии церковь во имя Святой Троицы и широко раздавал милостыню, а также побуждал сильных и богатых помогать нуждающимся. Несмотря на отцовскую любовь и бескорыстие святого, некоторые неблагодарные ученики отделились от него и основали школы-соперницы, распространяя клевету на учителя. В этом испытании, которое ранило его до глубины души, святой Евгений выказал кротость, достойную Спасителя. Он лишь напоминал о благодеяниях, сделанных им на протяжении многих лет, с такой любовью, что его противники один за другим покаялись и примирились с ним.

Через 16 лет преподавания в Карпенисии Евгений стал стремиться к монастырскому покою, чтобы закончить земную жизнь. Он принял предложение жителей села Браняна, в области Аграфы, и поселился в небольшом монастыре святой Параскевы (1661). Однако он не обрел там столь желанного покоя, потому что вскоре вокруг него собралось множество учеников, и в монастыре стала формироваться новая школа. Когда возраст уже не позволял святому Евгению вести преподавание, он продолжал наставлять подопечных в частных беседах, а также советами, полными мудрости и отцовской любви. Кроме того, он вел обширную переписку с видными представителями греческого населения, побуждая их раздавать милостыню, основывать церкви, но прежде всего создавать школы и заниматься христианским просвещением.

Преподобный Евгений Этолийский

После двух кратких пребываний в Карпенисии он окончил земные дни в монастырской тиши. 5 августа 1682 года, на рассвете праздника Преображения Господня, святой Евгений отошел ко Господу, ожидая будущих благ и подлинного освобождения.

 

Использованная литература:

1. Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.6. М.: Сретенский монастырь, 2011.

2. Святой Евгений Этолийский: неизвестный просветитель народа // pemptousia.ru

 


Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский послушник, пострадавший за веру в ХХ веке: Преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур). День памяти – 19 ноября
Преподобно-мученик Гавриил был расстрелян советскими палачами 19 ноября 1937 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстр
Афонский пустынник в горниле гонений: Священномученик Гавриил (Владимиров). День памяти – 19 ноября
19 ноября чтится память новопреподобномученика Гавриила (Владимирова), расстрелянного палачами советской безбожной власти за верность вере Христовой в этот день ровно 80 лет назад, 19 ноября 1937 года
Покровитель художников и проповедник православия: Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября
В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким и
Афонский преподобномученик Аввакум, мощи которого обращали людей в христианство. День памяти - 12 ноября
Духовник Аввакума, узнав о смерти того, кто пренебрег послушанием, заявил, что признает его истинным мучеником, только если увидит мощи нетленными и благоухающими. В Великий пост следующего 1629 года
Принявший ради спасения жены мусульманство преподобномученик Тимофей Есфигменский. День памяти — 11 ноября
Триандафил, для приобретения погибшей, решился исполнить ее желание, подражая в этом случае апостолу Павлу, который для спасения братии сам желал быть отлученным от Христа. Итак, возложив надежду на Б
Афонский подвижник свт. Афанасий I Константинопольский. День памяти – 10 ноября
10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой по
Афонский мученик Иоасаф Дионисиатский. День памяти - 8 ноября
Пылая любовью к Господу, Иоасаф испросил у духовного отца благословения принять мученичество.
Святой, исцеляющий бесноватых: преподобный Герасим Новый. День памяти — 2 ноября
Многосветлая новоявленная звезда — божественный Герасим родом был из селения Трикала, находящегося в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых, благородных и богатых родителей, отца Димитрия и матер
Одни из первых подвижников Афона преподобные Симеон и Феодор. День памяти - 31 октября
Посвятив себя с юных лет делам добродетели, они решили, как и многие их современники, удалиться от мира, чтобы достигнуть высот монашеской жизни. Братья стали одними из первых известных нам подвижнико
Смиренный труженик и книголюб, последний русский игумен Андреевского скита схиархимандрит Михаил (Дмитриев). День памяти - 31 октября
Сгорела вся библиотека и весь архив. Это стало невосполнимой утратой не только для скита, но и для всего цивилизованного мира. Бесценное культурное наследие исчезло в огне в течение нескольких часов.
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх