Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Господь не оставит вас: Архимандрит Иосиф (Беляев). День памяти — 20 июля

IosifBelyaev 1«Мир и любовь имейте между собой. Начальства не ищите. Я не искал настоятельства. как меня избрала Царица Небесная, так Она же Сама изберет вам и настоятеля. А вы повинуйтесь ему. Какие мы получили от наших старцев уставы и порядки, вы их и сохраняйте. Все, что я желал, Господь и Преблагословенная Его Матерь во всем помогли мне».

Архимандрит Иосиф (в миру Иван Иванович Беляев) происходил из мещан города Углича, а родился в 1845 году в селении Никольском Угличского уезда Ярославской губернии. С малых лет он служил у своего родного дяди — купца в Москве. Молодой человек не увлекался обманчивыми прелестями многосуетной мирской жизни.

Будучи воспитан в церковном духе и в христианском благочестии, он с юности имел склонность и любовь к монашеской жизни, поэтому проводил свою молодость чисто и непорочно. В 16 лет он однажды тайно от своих родственников убежал в Гефсиманский скит, что при Троице-Сергиевой Лавре, с целью поступить в монашество. Но видно этот порыв его был преждевременным, поэтому Господу не было угодно увенчать его успехом, и он снова возвратился к мирской жизни.

В самом расцвете сил, 22 лет от роду, он все-таки оставил мир, отправился на Святую Афонскую Гору и здесь, в скиту святого апостола Андрея Первозванного, был принят в число братии. Это было в 1867 году, когда настоятелем скита был отец Феодорит. Девять лет он состоял келейником настоятеля. В 1870 году был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1876 году он был рукоположен в иеродиакона, а 17 января 1881 года — в иеромонаха.

Первое время своего пребывания в скиту отец Иосиф выполнял послушание клиросного певчего и, обладая от природы прекрасным звонким голосом, был хорошим канонархом; потом состоял старшим в литографии и был гравером; а после посвящения в сан иеромонаха в продолжение десяти лет был ризничим.

В 1890 году отец Иосиф был послан с чудотворной иконой Богоматери «В скорбех и печалех Утешение» на скитское подворье в Санкт-Петербург с назначением его настоятелем этого подворья. В это время, 18 октября 1891 года, скончался тогдашний, по счету третий, настоятель скита, отец Феоклит. На его место большинством братства 3 декабря 1891 года был избран настоятель скитского подворья в Санкт-Петербурге иеромонах Иосиф. За год пребывания в Петербурге он за свой благочестивый нрав и примерную иноческую жизнь приобрел себе всеобщую любовь и уважение. Был награжден от Святейшего Синода наперсным крестом.

IosifBelyaevАрхимандрит Иосиф (Беляев).

В бытность его в Петербурге Царица Небесная благоволила проявить от чудотворного Своего образа многочисленные дары благодатных исцелений, которые отец Иосиф, как очевидец, все сам лично записывал и потом поместил в особо изданную скитом книгу «Описание чудес, совершившихся пред чудотворной иконой Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

Отец Иосиф, хотя и имел только домашнее образование, но, обладая природным светлым умом, занимался иногда и литературными трудами. Так, например, им составлен синаксарь для отпечатанной по его усердию и ходатайству в Санкт-Петербургской синодальной типографии службы «Всем святым афонским», и в ней прибавлено им несколько недостающих в рукописях песнопений. Он составил тропарь своему тезоименному святому — преподобному Иосифу Песнописцу. Также отец Иосиф написал свою автобиографию и вел дневник. Кроме того, он отличался любовью к древностям и особенно к древней словесности, рукописям. В течение всей своей жизни на Афоне, не жалея средств, он старался приобретать древние иконы, рукописи и книги и успел собрать их в большом количестве.

По прибытии на Афон отец Иосиф 1 февраля 1892 года местной властью кириархального, то есть господствовавшего над скитом, греческого Ватопедского монастыря был официально утвержден и поставлен настоятелем, причем на него возложена была палица и вручен ему настоятельский жезл. В апреле 1894 года отец Иосиф был возведен в сан архимандрита.

Главной заслугой его для братии, богомольцев и всех бедняков, пустынножителей и посетителей скита стало построение им огромного соборного храма во имя святого апостола Андрея Первозванного с двумя приделами и особым храмом под собором и больничного корпуса с церковью при больнице. Собор этот был заложен в 1867 году, выложен был лишь фундамент, и подняты чуть повыше поверхности земли стены. Лет двадцать пять так и стояла эта закладка без движения. В 1893 году отец Иосиф энергично приступил к окончательному завершению строительства. Нашлись и средства, и благодетели. К 1900 году великолепный величественный собор был вполне готов, и 16 июня, ровно через 33 года после закладки здания, он был торжественно освящен пребывавшим тогда на покое на Афоне, впоследствии Святейшим Константинопольским Патриархом Иоакимом III совместно с прибывшим тогда на поклонение на Афон преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, впоследствии архиепископом Псковским.

Отец Иосиф за время своего игуменства снискал себе неподдельную любовь и глубокое уважение братии. От природы он был ласков, деликатен, имел отзывчивое сердце, всегда располагал к себе всех тех, с кем не только постоянно общался, но и лишь случайно был знаком. Безукоризненная прямота, неусыпный труд на общую пользу были его главными чертами характера. Его организаторский, хозяйственный ум во многих отношениях сказался на благоустройстве скита. Отец Флегонт (Лебедев) так характеризует его: «Весьма деятельный, милостивый и любвеобильный».

Andreevskiy skit sovremАндреевский скит. Современный вид.

Бесспорно, он немало потрудился для своей обители. Именно при нем Андреевский скит приобрел свой окончательный вид, при нем были достроены все основные храмы и жилые корпуса. Потрудился он не только в пределах Святой Горы, но и вне ее. Завершил прекрасный храм на подворье в Санкт-Петербурге и другие сооружения. Современный вид Андреевского скита Отец Иосиф имел непрерывную духовную связь со старцами Русского Пантелеимонова монастыря, постоянно переписывался с ними и часто посещал их. Многие келиоты и сиромахи пользовались его гостеприимством и духовным руководством.

Отец Иосиф отличался также особенной любовью и усердием к церковным богослужениям. Неопустительно служил в числе собора священников во все праздники и воскресные дни. Служение его отличалось большим благолепием и торжественностью. Обладая приятным, прекрасным голосом и представительной наружностью, он весьма благопристойно и величественно держал себя во время богослужения, что оказывало особое благотворное действие на всех молящихся. Любил благолепие священных облачений. Служил нередко и в будничные дни раннюю Литургию. Особенно излюбленным местом служения был для него нижний собор, посвященный его тезоименитым святым. После ранней службы он всегда имел обыкновение приходить еще к поздней Литургии, стоял в храме до чтения Евангелия. Продолжительные афонские бдения выстаивал всегда до конца, невзирая ни на жару, ни на духоту. Вкушал обязательно всегда с братией и никогда не позволял себе принимать пищу вне общей братской трапезы.

За несколько дней до Великого поста 1908 года отец Иосиф заболел инфлюэнцей, которая, надо полагать, ослабила его крепкое здоровье. К этой болезни добавилось воспаление легких. 7 июля больной во время утрени пожелал причаститься. После ранней Литургии над ним было соборно совершено таинство елеосвящения. В девять часов утра к весьма больному отцу и настоятелю своему пришли все соборные старцы. Старейший из них иеросхимонах Николай близко наклонился к больному и сказал: «Благослови нас, батюшка. Вот мы пришли к вам, попросить вас сказать нам что-нибудь на пользу».

После нескольких минут молчания и уже после третьей просьбы отца Николая больной начал говорить короткими фразами, сначала тихо, а потом погромче: «Мир имейте между собой. Мир и любовь имейте между собой. Начальства не ищите. Я не искал настоятельства. как меня избрала Царица Небесная, так Она же Сама изберет вам и настоятеля. А вы повинуйтесь ему. Какие мы получили от наших старцев уставы и порядки, вы их и сохраняйте. Все, что я желал, Господь и Преблагословенная Его Матерь во всем помогли мне. Синодиков благодетельских поминать не оставляйте. Милостыню бедным всегда и щедро оказывайте. Хотя я иногда и роптал на них, но всегда старался удовлетворять их нуждам. За это и нас Господь не оставит. Сами видите, как обитель наша увеличилась и благоустроилась, и всего имеется в изобилии. И впредь Господь за это не оставит нас...»

IosifBelyaev 2Мощи архимандрита Иосифа (Беляева).

Лишь только больной начал все это говорить, как у старцев и у заходивших в это время других братий стали навертываться на глазах слезы, потом многие заплакали, и наконец уже многие плакали навзрыд. После этого больной подозвал некоторых из старших, крепко обнял каждого, поцеловал и благодарил за труды и послушание их. Некоторым дал особые краткие наставления. Затем утомленный старец умолк, и больше ни с кем не говорил, и через несколько минут мирно и тихо почил о Господе.

Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Мученики Афонские – игумен Евфимий и двенадцать иноков, от латинян пострадавшие. День памяти - 17 января
4/17 января Православная Церковь отмечает память преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков, пострадавших от папистов в XIII веке.
Великий ученик старца Хаджи Георгия: Иеросхимонах Парфений (Гвоздев). День памяти — 10 января
21 июля 2006 года в Перми пожар уничтожил почти целый квартал. Чудом сохранился лишь один дом, хотя слева, справа и сзади стоящие от него все строения  сгорели дотла. Никто не мог объяснить, почему по
«Учитесь любить, как дети учатся грамоте»: Схимонах Кирилл. День памяти — 9 января
Если в жизни нашей, в киновии ли или в пустыне, мы не имеем скорбей, болезней и различных неприятностей от собратий (в общежитии) и бесов (в пустыне), то такой путь нашей жизни ложный, неправильный и 
Раскаявшийся отступник: афонский святой мученик о. Констанций Русин. День памяти - 8 января
Осознав свое прегрешение, подобно очнувшемуся от хмеля, он отбросил прочь турецкое платье и, вновь облачившись в одежды иеромонаха, явился на место своего отступничества, где и был обезглавлен за испо
Святитель Даниил II, архиепископ Сербский. День памяти - 2 января
Ревностный аскет, подвижническими трудами стяжавший у Господа драгоценный дар слез, святитель Даниил как архипастырь умел искусно направлять корабль Церкви к мирным гаваням.
Старец Паисий Святогорец: Афонский старец Хаджи-Георгий. 1809 -1886
17 декабря 1886 года (30 декабря н.ст.) отошёл ко Господу выдающийся афонский старец Хаджи-Георгий. Немало испытаний и неправедных обвинений выпало на долю этого святогорского подвижника, которые он в
Пустынник замечательной жизни: Схимонах Максим
Схимонах Максим был уроженцем великой России. Где он родился и как он жил до поступления на Афон, нам неизвестно. В конце 60-х годов 19 века он прибыл на Афон и поступил в Андреевский скит. Долгое вре
Преподобномученики Косма Прот и с ним пострадавшие. День памяти – 18 декабря
Преподобномученик Косма, Прот Святой Горы, был замучен филокатоликами в Кариесе, поскольку он не желал покоряться латинским догматам. Вместе с ним пострадали отцы из Кариеса, Кутлумуша, Ивирона, Ватоп
Ученик старца Паисия Величковского - преподобный Георгий Черникский. День памяти – 16 декабря.
Своим жертвенным и одарённым пастырством святой Георгий снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители. Задачей преподобного было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом,
Афонский монах, расстрелянный за веру в ХХ веке: Священномученик Данакт (Калашников). День памяти - 15 декабря
15 декабря Церковь чтит память новопреподобномученика Данакта (Калашникова), афонского монаха, расстрелянного за веру 15 декабря 1937 года в Бутово.
Последние обновления
Архив сайта
<<<Июль 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
181921222324
25262728293031
Видеогалерея

 

 

на верх