Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Основатель скитского подвижничества на Руси: Преподобный Нил Сорский. День памяти - 20 апреля

Преподобный Нил Сорский. Клеймо Иверской иконы Божией МатериПлодом его странствования на Святой горе было изучение правил пустынного уединения, безмолвной молитвы и духовного трезвения.

Преподобный Нил (Николай Майков) родился около 1433 года, предположительно в Москве. О происхождении его мы практически ничего не знаем; однако, судя по его обширным связям с выдающимися деятелями и знатными людьми его времени, по его высокой образованности, семья его была не из простых. Правда, сам подвижник в своих сочинениях именует себя «невеждою и поселянином», что дало некоторым исследователям повод предполагать даже крестьянское его происхождение, но такого рода эпитеты в применении к себе — как выражение смирения — характерны для большинства религиозных авторов того времени, а от выходца из крестьян едва ли можно ожидать столь глубокой учености.

Николай Майков принял монашеский постриг (в середине 1450-х годов) и первые годы подвизался в обители преподобного Кирилла Белозерского. Здесь его наставником был старец Паисий Ярославов, позже ставший игуменом Свято-Троицкой Лавры Сергия Радонежского. Затем, вместе со своим другом и учеником Иннокентием (Комельским) из рода бояр Охлябининых он отправляется в паломничество по Святым местам Востока, посетив Иерусалим и другие святыни Палестины, Константинополь и Афонскую Гору, где оба инока задержались на какое-то время. «Афонский патерик» описывает его пребывание на Афоне так: «как райская пчела, носился он по заоблачным высотам, среди афонских отцов, и одарил наше русское иночество дивным своим произведением, содержащим не только вычитанные истины скитского безмолвия, но и дознанные опытом, пройденные искусом и запечатленные опытами собственной его жизни, безстрастно-ангельской. Плодом его странствования на Святой горе было изучение правил пустынного уединения, безмолвной молитвы и духовного трезвения».

Преподобный Нил Сорский

По возвращении на родину преподобный стал основателем скитского подвижничества в России. На небольшом расстоянии от Кирилова монастыря, на реке Соре, он основал скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь), в основу устава которого были положены традиции древних скитов Египта, Афона и Палестины. В скит не принимались новоначальные иноки, а только грамотные, знающие Священное писание и прошедшие испытание в общежительных монастырях.

Подвизаясь в уединении и безмолвии, преподобный, тем не менее, не оставил занятий книжностью. Самое знаменитое произведение, вышедшее из-под его пера, — «Устав скитской жизни» в 11 главах, который представляет собой не столько регламент жизни в скиту, сколько аскетическое наставление. Св. Нил также уделял большое внимание составлению и переписыванию житийных сборников.

Одним из самых известных моментов в жизни прп. Нила стало его участие в Соборе 1503 года, ознаменованном спорами о монастырском землевладении. По свидетельству современника, старец ратовал за то, «чтобы у монастырей сел не было, а жили чернецы по пустынем, а кормили бы ся рукоделием» (кто знает – возможно, Нил Сорский вспоминал при этом виденные им Афонские обители и скиты, насельники которых работали на свое пропитание не покладая рук?). Однако на соборе возобладало мнение другого подвижника, Иосифа Волоколамского, державшегося мысли, что иноческие обители могут владеть селами и другими имениями.

Преподобный Нил скончался в своей пустыни 7/20 Апреля 1508 года, и святые мощи его почивают там же под спудом.

Точной даты канонизации преподобного мы не знаем, так как не сохранилось никакого документа, который бы сообщал о ней. Очевидно, хотя местное почитание его сложилось почти сразу, долгое время этим дело и ограничивалось (для этого достаточно устного благословения местного архиерея). На факт канонизации указывает наличие службы и песнопений ему в рукописных сборниках. Первое упоминание его как канонизированного святого встречаем в 1656 году, в Месяцеслове келаря Троице-Сергиевой лавры Симона (Азарьина), незадолго до составления Месяцеслова посетившего Белозерский край. Таким образом, канонизация святого произошла не позднее середины — 3-й четверти XVII века.

Печатается по книге: Афонский русский Патерик. Российские святые, на Горе Афонской просиявшие и Святые афонцы, в России или в Свято-Пантелеимоновом монастыре просиявшие.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Епископ, оставивший кафедру, афонский монах преподобный Арсений Иверский. День памяти - 13 августа
Святой Арсений жил на рубеже X-XI вв. Он был епископом Ниноцминдским в Восточной Грузии, но оставил кафедру, попросив князя Давида Куропалата принять его иноком в один из монастырей Тао-Кларджети (на
Возглавлявший издательское дело Пантелемонова монастыря в Москве схимонах Владислав (Попов). День памяти - 13 августа
Интеллектуальный труд никак не мешал ему поддерживать постоянное молитвенное настроение духа. Наученный еще на Афоне старцами Иеронимом и Макарием постоянному внутреннему бдению, он старался отсекать
Сын императора и афонский монах прп. Павел Ксиропотамский. День памяти - 10 августа
Преподобный Павел Ксиропотамский (X век), в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в пос
Основатель скита Святой Анны преподобный Геронтий. День памяти - 8 августа
Время жизни преподобного[1] неизвестно. Мы знаем, что Геронтий был игуменом древнего Вулевтирийского монас­тыря[2], расположенного на южном побережье Афонского полуострова.
Игумен Хиландаря сербский святитель Савва III. День памяти - 8 июля
Святой Савва жил на рубеже ХШ-ХІV вв. Он был игуменом Xиландарского монастыря на Святой Горе Афон, затем хиротонисан в епископа Призренского в Косово, а в 1309 г. возведен в сан архиепископа Сербского
Отец ильинского братства: архимандрит Иоанн (Гетманенко). День памяти — 7 августа
«Широкоплечий и крепко сшитый, среднего роста, с улыбающимся лицом и умными глазами, он встретил меня в приемном зале для гостей. И вдруг на меня пахнуло чем-то родным, уютным и детски близким. Я так
Афонский духовник иеросхимонах Иоанн (Паталий). День памяти - 5 августа
Был очень уважаем среди братии Пантелеимонова монастыря, многие считали его своим духовным руководителем.
В затворе и безмолвии: Схимонах Иоанн (Смирнов)
«Чему я могу учить, все, что имею, — это подарок Божией Матери и снисхождение Божие к моей немощи, а сам ничего не сделал. Разве можно человека, нашедшего сокровище, заставить писать книгу о том, как
Одухотворенность услаждала каждое его слово. Несколько историй о старце Паисие Святогорце
29 июля в афонских монастырях память преподобного Паисия Святогорца (Эзнепидиса). Предлагаем нашим читателям несколько историй о старце Паисие из «Афонской тетради» - воспоминаний иеромонаха Кириона,
Афонский преподобномученик Никодим Албанский. День памяти - 24 июля
Укрепленный молитвой святого Акакия и явлением Христа, Который показал ему заранее все предстоящие испытания, Никодим пешком вернулся в Берат. При этом в пути он не вкушал никакой пищи. Возле его маст
Последние обновления
Архив сайта
<<<Апрель 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
161718192122
23242526272829
30      
Видеогалерея

 

 

на верх