Прп. Иларион Грузин (Канчавели) АфонскийПреподобный Иларион Грузин (Канчавели или Картвели, 1776-1864) родился в 1776 году в семье Хахулии и Марии Канчавели, принадлежавших к старинному грузинскому дворянскому роду. Первенца по настоянию брата Марии иеродиакона Стефана, известного в то время старца, подвизавшегося в келлии близ монастыря Табакини, посвятили Богу: иеродиак. Стефан предсказал, что иначе мальчик умрет, а Мария станет неплодной.

После долгих колебаний родители отдали 6-летнего Иессея дяде, который обучил мальчика чтению Священногго Писания и воспитал в молчании, воздержании и молитве. Спустя 12 лет Иессей по благословению почившего старца Стефана перешел в монастырь Табакини. Здесь юноша услышал, что в Тбилиси есть «духовное училище» и решил туда отправиться. По пути он зашел получить благословение епископа Никозского Афанасия, который, расспросив Иессея о его жизни и услышав, как он читает Свящ. Писание и рассуждает, сказал: «Ты в училище ничему такому не научишься, чему ты научен в пустыне» - и посоветовал возвратиться домой.

Отец привез сына в Кутаиси и отдал на службу в царский дворец. Юноша поступил в распоряжение князя Георгия Церетели, который, увидев склонность Иессея к духовной жизни, направил его к высокообразованному архимандриту Геронтию (Сологашвили), подвизавшемуся в монастыре Джручи. Архимандрит продолжил его воспитание, а также обучил Иессея чистописанию, грамматике, арифметике и проч. светским наукам. Через 3,5 года Иессей вернулся к князю Церетели и спустя 3 года поступил на службу во дворец писцом по приказным делам. По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником.

Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II. Когда князь Церетели организовал придворный заговор, прот. Иессей неоднократно обличал его в предательстве своего монарха и советовал св. Соломону II не покидать Кутаиси. Он оставался со своим государем вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февраля 1815 г.

В мае прот. Иессей вернулся в Имерети и вскоре был вызван вдовой св. Соломона II царицей Марией (1785-1841) в Москву, дабы стать ее духовником. Прот. Иессей тяготился светской жизнью царицы и ее придворных, но Мария не отпускала его и не отдавала документы. В 1819 г. при помощи камердинера царицы и митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского) прот. Иессей получил паспорт и по совету гостившего в Москве архимандрита Иверского монастыря (Ивирона) на Афоне через Одессу отправился в Константинополь с намерением побывать на Святой земле. Однако в Константинополе Иерусалимский патриарх Поликарп (1808-1827) посоветовал прот. Иессею до Великого поста пожить на Афоне, о котором прот. Иессей тогда «почти ничего не знал». Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в на Святую Гору в монастырь Ивирон. Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в святогорский монастырь Дионисиат, где по благословению игум. Стефана нес послушание «в магерной», т. е. исполнял наиболее тяжелые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался его знакомый грузин. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: прот. Иессей с именем Иларион, его друг – с именем Венедикт (впосл. известный афонский старец Венедикт (Киотишвили; † 9 марта 1862)).

Однажды некий монах зашел в келью о. Илариона, где увидел его документы (русский паспорт и турецкий фирман). Игумен потребовал принести их, и один из монахов смог прочесть фирман. Так в монастыре узнали об иерейском сане о. Илариона, но подвижник упросил братию скрыть это. Однажды Иларион попросил разрешения игумена сходить в Иверский монастырь за грузинскими книгами, ибо, не зная греческого языка, «он лишался слышания Слова Божия». В Ивироне его узнал архимандрит, с которым он познакомился в Москве. Игумен Иверского монастыря удерживал его в обители 3 дня и упрашивал остаться у них, но Иларион отказался. Весть о царском духовнике быстро обошла весь Афон, и в Дионисиате его уже встречали как старца. Игум. Стефан уговаривал о. Илариона взять на себя духовничество, братия не позволяла заниматься тяжелой работой. Тогда Иларион Грузин оставил монастырь и поселился в пустыни.

Особую роль старец Иларион сыграл в событиях, связанных с Греческим национально-освободительным восстанием 1821-1829 гг., которое затронуло также и афонские монастыри. В нач. 1822 г. турецкий правитель Фессалоники Абдул Робут-паша с многочисленным войском расположился в Крумице близ границ монашеской республики и повелел, чтобы настоятели монастырей явились к нему на поклон, иначе он разорит Афон. Зная жестокость турок, игумены не решились предстать перед пашой. Был разработан план, согласно которому в Крумицу отправятся монахи-добровольцы, готовые принять мученическую кончину, а другие афониты тем временем покинут полуостров и вывезут все святыни и ценности. От Дионисиата к паше отправились старец Иларион Грузин, иером. Пантелеимон и некий монах. Увидев в письме от Протата имя о. Илариона, паша спросил, кто из парламентеров грузин. Выяснилось, что паша родился в Абхазии в семье грузина – православного священника, в детстве был похищен и продан туркам и обращен в мусульманство. Паша убеждал о. Илариона покинуть Афон, предлагая ему свой дом и свое покровительство. Старец отказался и обличил пашу в отречении от веры и отечества. Возник богословский диспут, в ходе которого благодаря заступничеству о. Илариона паша отказался от первоначального плана и покинул Афон.

Когда старец Иларион узнал о том, что, подавляя мятеж в г. Негош, паша замучил многих христиан, он упросил игум. Стефана отпустить его в Фессалоники. Старец прибыл в город в священный для мусульман месяц рамадан и попал на торжественный прием иностранных гостей. Паша радушно принял земляка, и они несколько дней продолжали начатый в Крумице богословский диспут о возможности рождения Господа Девой. На ночлег старец Иларион останавливался в доме христианина Спандони. В одну из ночей случилось чудо: некий турок, пожелавший убить старца Илариона, занес над ним меч, но его рука задеревенела.

Прп. Иларион Грузин (Канчавели) Афонский

На 4-й день диспута придворные стали требовать казни о. Илариона и паша приказал отрубить ему голову. Двое телохранителей, соотечественников паши и святогорца, взяли старца на поруки, вывели за город и велели идти на Афон. Иларион, однако, возвратился в Фессалоники и в течение 6 месяцев служил узникам тюрьмы «Белая башня» - афонским монахам, участвовавшим в Греческом восстании, а также содержавшимся в заключении туркам: стирал белье, носил еду и воду, которые покупал на собранную у христиан милостыню. Восхищенный упорством и бескорыстием старца, паша велел не препятствовать ему. Однако, после того как старец дал немного пищи и воды 2 осужденным на голодную смерть заключенным, что позволило одному из них дожить до решения об освобождении, паша вновь приказал казнить о. Илариона. Накануне старец получил во сне повеление от Господа уйти из города. Он нашел вместо себя человека, готового помогать узникам, и отправился на Афон.

Отец Иларион вновь поселился в Дионисиате, где во главе с игум. Евлогием проживали 14 насельников (остальная братия временно скрывалась на островах Порос, Закинф и Скопелос и вернулась в обитель 6 июня 1830). Но поскольку там, как и в других афонских монастырях, стоял турецкий военный гарнизон (в Дионисиате - более 50 чел.), старец Иларион вскоре перебрался в пещеру близ обители, где подвизался 2,5 года. Затем в пещерах Катунаки старец Иларион в безмолвии провел еще 3,5 года, употребляя в пищу только травы, коренья и каштаны. Духовным наставником о. Илариона в это время был афонский старец Неофит (Караманлис).

Однажды некий монах собирал близ пещеры старца Илариона улиток. Обнаружив в ней изнемогшего от болезней и голода старца, монах отдал ему улиток и рассказал о подвижнике в ближайших скитах; монахи стали приносить ему пищу и обращаться за духовными советами. Стесненный значительным числом посетителей, о. Иларион, испросив благословение у настоятеля Нового скита в честь Рождества Богородицы о. Павла, ушел в затвор, укрывшись в башне Нового скита, где провел ок. 3 лет. Насельник скита мон. Герасим раз в 15 дней приносил ему сухари и воду.

Мон. Герасим неоднократно был свидетелем того, как старцу Илариону являлись демоны. Однажды он нашел старца полуживым, избитым «бесчисленными полками бесов, идущими к его пиргу (башне) от самых Святопавловских песков, на протяжении расстояния получасового пути». Старца вынесли из башни, позвали иером. Венедикта (Киотишвили), и тот убедил отшельника оставить затвор. Старца перевели в келлию св. Харалампия, «где попечение о нем нес о. Венедикт», затем в дионисиатскую кафизму ап. Иакова, брата Господня. Но поскольку вскоре в Дионисиате среди братии возникли споры, с какой частотой следует принимать Причастие, и каждая сторона пыталась заручиться поддержкой о. Илариона, старец спустя 2 месяца перешел в Иверский монастырь, где прожил 6 месяцев (1836). Здесь он занялся разборкой грузинских книг и составил 1-й каталог грузинской библиотеки. Иером. Антоний Святогорец указывает также, что о. Иларион сделал из книг и рукописей извлечения (в основном жития святых), составившие 12 томов, которые под названием «Цветник» и без указания автора издал на грузинском языке в Российской империи игумен Зографского монастыря.

Оправившись от болезни, старец Иларион перешел в иверскую келлию ап. Иоанна Богослова, где подвизались грузинские монахи и где он «нашел истинное безмолвие». Двое братьев - каллиграф Макарий и Савва (впоследствии известный афонский подвижник старец Савва Новый (1821-1908)) - упросили его взять их под свое начало. Старец был рад ученикам-грекам: Савва помогал ему совершенствоваться в греческом языке. По просьбе русских монахов о. Иларион также стал принимать исповедь в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (Русике).

Дабы избежать празднословия, о. Иларион уходил на 5-10 дней к старцу Венедикту (Киотишвили) в иверскую келлию пророка Илии. Однако и там страждущие находили его, и старец в скором времени перебрался в построенную для него келлию св. Архангелов, а в 1843 г. перешел в дионисиатскую келлию ап. Иакова, брата Господня. Отказываясь от звания духовника, о. Иларион все же был вынужден принимать приходящих за духовным советом. Вскоре его стали называть «духовником духовников Афона». Нуждаясь в уединении, он периодически уходил на несколько дней в дионисиатскую кафизму св. Онуфрия.

В августе 1849 г. старца Илариона посетил российский церковный историк, писатель А. Н. Муравьёв, наслышанный о подвижнике от П. Иоселиани, изучавшего на Афоне грузинские манускрипты. Муравьёв назвал старца «неоцененным сокровищем - отшельником, каких мало на Афоне» и упомянул о том, что старец «ради крайнего смирения отказался от священнослужения» (Муравьёв. 1851. Т. 1. С. 290-292).

Сохранилось письмо иером. Саввы монаху Денасию, подвизавшемуся в Русике, где он описывает, с какой глубокой тревогой отреагировал старец на известие о начале Крымской войны 1853-1856 гг. Узнав, что Константипольский патриарх Анфим VI (Иоаннидис) издал указ о прочтении во всех афонских монастырях молитвы о даровании победы турецкому султану, старец «ужаснулся и сказал: «Он не христианин!»» (Антоний Святогорец. 1985. С. 70). По предсказанию о. Илариона, читавшие молитву монахи афонского монастыря Григориат (навлекли на себя гнев Божий: водяной поток снес мельницу, в обители поднялся ропот. Игумен и братия умоляли старца Илариона указать им, как испросить прощение Божие, и следовали всем его наставлениям. По сведениям архим. Херувима (Карамбеласа), в 1854 г. офицеры русского корабля, бросившего якорь у Дионисиата, по приказу российского имп. Николая I обратились к старцу Илариону, дабы узнать исход войны. Старец, не желавший, чтобы его почитали пророком, отказывался, но на 3-й день, уступив уговорам, сказал: «Россия перенесет трудности, она не победит, но и территорий не потеряет» (Херувим (Карамбелас). 2000. С. 326).

В 1857 г. в Дионисиате возник конфликт в связи с тем, что в просфорне жил просфорник, содержавший котов. Старец Иларион указал настоятелю монастыря Евлогию на небрежение к святыне и посоветовал выстроить для просфорни более просторное помещение - «хотя бы в половину» новой кельи настоятеля.

Разгневанный игумен заставил старца покинуть обитель, и о. Иларион перебрался на каливы Малой св. Анны, находившиеся близ пещеры, где он раньше подвизался. Некий купец приобрел для него принадлежавшую скиту кафизму прп. Онуфрия, в которой старец прожил 5 лет. Алтарь келлии нуждался в значительном ремонте, но в скиту средств для этого не имелось. Деньги появились чудесным образом: один монах из Великой Лавры, занятый сбором средств для своей обители, встретил в Валахии некую женщину, которая вручила ему 20 червонцев и просила передать старцу Илариону. Как выяснилось позже, старец не знал, кто она, и, решив, что деньги не для него, велел раздать нищим. Однако совет Лавры определил использовать эти средства на перестройку церкви в келлии старца: по пожеланию о. Илариона новый храм был освящен в честь Воскресения Христова.

В 1859 г. старца посетили приехавшие для разрешения духовных и церковных вопросов управляющий канцелярией Святейшего Синода РПЦ П. И. Саломон и чиновник особых поручений К. К. Зедергольм (впоследствии иеромонах Оптиной пустыни Климент): сохранились письмо Саломона старцу от 1862 г. и ответ о. Илариона, датированный 4 февр. 1863 г.

В том же 1859 г. произошло ставшее известным за пределами Афона событие. Иером. Григорий из скита прав. Анны (Большая св. Анна) и игумен монастыря Кутлумуш «приняли английское подданство и паспорт». Старец Иларион наложил на иером. Григория епитимию - отлучил от литургисания на 40 дней. Однако игумен Кутлумуша, заявив, что иером. Григорий «слушает человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего», велел служить и поминать на проскомидии имя английского посланника-протестанта. Узнав об этом, духовник иером. Григория отлучил его от литургисания на 3 года, тогда иером. Григорий пришел к старцу Илариону, который заявил, что иеромонах теперь всю жизнь не должен совершать богослужения. Игумен, узнав об этом, поносил обоих старцев и вынудил иеромонаха отвергнуть епитимии. После литургии у иером. Григория пошла из носа кровь, которую не могли остановить, и он скончался.

После этих событий в 1862 г. старец Иларион со своим духовным сыном иером. Саввой перешел в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Русик) и поселился в келлии Киево-Печерских преподобных, а спустя год - в выстроенной специально для о. Илариона его русскими почитателем из Острогожска Е. Г. Хабаровым келлии вмч. Георгия, церковь в которой была освящена в октябре этого года. В том же году старца посетил настроенный предвзято по отношению к афонским насельникам обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ граф А. П. Толстой (1856-1862). Однако беседа со старцем, о котором граф был наслышан от своей супруги - грузинской княжны А. Г. Грузинской, создала об Афоне благоприятное впечатление.

По свидетельству братий Русика и келлии Киево-Печерских преподобных, имеющих возможность наблюдать за образом жизни старца и его ученика, о. Иларион и о. Савва держали умную молитву, ночь проводили в бдении, утром служили утреню и литургию, днем работали (о. Иларион занимался плотничеством), соблюдали строгий пост - пищу варили только в субботу и воскресенье, остальное время обходились сухоядением. Старец спал 2 часа в сутки: один час - стоя, 2-й - сидя на полу.

Старец Иларион преставился 14 февраля 1864 г. в Русике, куда пришел исповедовать братию. Предвидя свою кончину, старец завещал иером. Савве похоронить его в тайном месте, а когда настанет срок, «выкопать кости... отнести их на кладбище монастыря Дионисиат и смешать с костями других отцов» (Херувим (Карамбелас). 2000. С. 328). Поскольку братия Русика в стремлении почитать мощи старца была непреклонна, иером. Савва ночью вынес из монастыря тело учителя и исполнил его волю (одно из предполагаемых мест 1-го захоронения старца - келлия ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря). Однако монахи, ввиду того что «распространился слух между греками, что тело старца не истлело и потому ученик не выкапывает его», посоветовали иером. Савве явить мощи старца Илариона, «иначе грех хулы падет на него». 25 мая 1867 г. благоухающие мощи были раскрыты и упокоены в скиту Малой св. Анны.

17 октября 2002 г. Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил старца Илариона к лику святых. 16 апреля 2016 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил подвижника в месяцеслов РПЦ.

Как указано в Журнале заседания Синода (журнал № 12), «в обращении на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия (Алехин) просит рассмотреть возможность внесения в месяцеслов Русской Православной Церкви празднования Собору преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Празднование было учреждено 20 августа 2015 года Духовным собором обители. В состав Собора включено имя преподобного Илариона Грузина (Канчавели, 1776-1864), окончившего свой жизненный путь и монашеский подвиг в Пантелеимоновом монастыре и прославленного Священным Синодом Грузинской Православной Церкви 17 октября 2002 года».

Рассмотрев данное прошение, Священный Синод постановил: «Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Илариона Грузина, Святогорца, с установлением дня памяти 14/27 февраля».

 

Дополнительно см.:

Подвижник Афонского Пантелеимонова монастыря прп. Иларион Грузин (Канчавели) внесен в месяцеслов РПЦ

 

Пребывание прп. Илариона (Канчавели) в русской святогорской обители на Афоне

 

Прп. Иларион (Канчавели) Афонский: «Признак искренней любви есть молитва Богу»

 

Смотри также

Настоятель Ильинского скита на Афоне и строитель афонского подворья в Одессе: прп. Гавриил Афонский. День памяти - 22 июля
Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …
15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского
23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.
20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского
18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского.  Православный портал …
Афонский мученик, с радостью бежавший к месту казни: Святой Киприан Новый. День памяти - 18 июля
Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …
Старец Софроний (Сахаров) на Карулях
— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …
Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся — прпмч Прокопий. День памяти — 8 июля
Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …
Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти - 28 июня
Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …
Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти - 28 июня
3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …
Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти - 25 июня
Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …
Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня
Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …