Святогорец Вселенский Патриарх Филофей Коккин в середине 1360-х годов отправляет преподобному Сергию Радонежскому чрезвычайно важное послание, в котором призывает его ввести в своей обители общежительный устав: «Поэтому и я так же даю тебе благословение и разрешение создать святой киновий, а милость и благодать Божественной Троицы да пребудет с тобой вечно...».
От этого общежительного монастыря берут начало другие сорок обителей. Всего же учениками преподобного Сергия было основано пятьдесят монастырей.
Житие преподобного Сергия Обнорского, Нуромского было написано в 1584 году при царе Иване IV Васильевиче, митрополите Данииле и епископе Вологодском и Великопермском Варлааме. Составителем его был Иона, игумен Глушицкого монастыря, писавший житие по запискам Протасия, игумена Павло-Обнорского монастыря.
Из жития сего, однако, не видно, откуда был родом преподобный Сергий. В некоторых источниках говорится, что он был родом грек. Несомненно известно только, что сей любитель безмолвия имел начало иноческой жизни на Святой Афонской горе, где подвизался довольное время и был облечен и в сан пресвитерский.
Потом, пришедши с Востока в пределы Московские, Сергий Вологодский Нуромский искал себе также просвещения духовного от соименного ему Радонежского светила и провел немало времени под его руководством. Но афонский безмолвник помышлял, по слову псалма, удалиться бегая и водвориться в глубочайшей пустыне (ср. Пс. 54, 8) и, по благословению великого Сергия Радонежского, действительно спустя некоторое время удалился в вологодские леса.
Здесь на утесистом берегу реки Нурмы поселился он, в то время как преподобный Павел Обнорский подвизался невдалеке оттуда, во внутренней пустыне, в дупле липы. Водрузив крест и построив часовню с кельей, преподобный Сергий стал подвизаться в глубоком безмолвии, доколе не начали собираться к нему ученики.
Преподобный Сергий Нуромский.
Много претерпел преподобный нападений от духов злобы и недобрых людей, разбойников. О строгом подвижнике прошла молва, и отовсюду стали приходить к нему жаждущие спасения душевного, и селились около него в кущах. Мало-помалу братии собралось до сорока человек. Тогда святой соорудил небольшой деревянный храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и основал общежитие.
Великую духовную любовь имели между собою преподобный Сергий и преподобный Павел Обнорский, избравший Сергия своим духовным отцом. Преподобный Сергий, чувствуя близость своей кончины, собрал братию и утвердил их наставлениями, среди общего плача приобщился он Святых Таин и предал чистую душу свою Богу 7 (20) октября 1412 года.
По внешнему виду преподобный Сергий был седой, с бородой редкой, с волосами на голове густыми. Много лет спустя после преставления, братия, по повелению святого, открыли его гроб и потекли исцеления для богомольцев. В древнем рукописном житии преподобного записано 104 чуда, совершившегося при его гробе. Последнее из них относится к 1653 году. Особенно много получало исцелений у гроба святого бесноватых и умоисступленных.
Когда именно преподобный Сергий был причислен к лику святых, достоверно неизвестно, но так как в 1583 году над гробом его уже пели молебны, а в 1584 году записано было его житие, в жалованной же грамоте царя Федора Ивановича 1585 года он назывался «новоявленным чудотворцем», то, вероятно, причисление его к лику святых последовало на одном из соборов, бывших незадолго пред тем временем, во второй половине XVI века.
Обитель преподобного Сергия, закрытая в 1764 году, находилась в четырех верстах от обители Павла Обнорского, ниже, по течению реки Нурмы, в Грязовецком уезде Вологодской губернии. После закрытия монастырь был превращен в приходскую церковь.
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.
Смотри также