Преподобный Георгий ЧерникскийСвоим жертвенным и одарённым пастырством святой Георгий снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители. Задачей преподобного было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому. Восстановленный им монастырь стал оказывать значительное влияние на духовную жизнь всей округи, где монашество пришло к тому времени в упадок. Старец-настоятель учил иноков заботиться исключительно о славе Божией и благе ближнего.

Святой Георгий родился в Cэлиште Сибиуском (Săliște Sibiului) около 1730 года. С юных лет он вел монашескую жизнь. Однако, в то время австрийские властители Трансильвании подавляли Православие, особенно православное монашество, склоняя верующих к унии. Поэтому в возрасте 19 лет юноша ушёл в Валахию и поступил наслужбук греческому митрополиту Роска, который в то время находился в Бухаресте.

Вскоре после этого, в 1750 году, он отправился вместе со своим духовным отцом в Константинополь, а затем на Святую Гору Афон. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре, был пострижен в рясофор и поставлен во диакона. По кончине его наставника-митрополита он стал учеником великого старца Паисия (Величковского), основавшего монашескую общину в Ильинском скиту. Там, в 1752 году, святой Георгий был пострижен преподобным Паисием в мантию, а в 1754 году - поставлен во иеромонаха.

В 1763 году, вместе с 64 другими учениками, святой Георгий последовал за своим великом старцем в Молдавию, в Драгомирнский монастырь. В течении последующих 12 лет он совмещал в этой обители обязанности священника, духовника и эконома растущей монашеской общины.

прп. Георгий Черникский

После подпадения Буковины под власть римо-католической Австрии, в 1775 году вместе с Драгомирнской братией во главе со старцем Паисием он перешёл в Секульский монастырь. В 1779 году они переселились в Нямецкую лавру, ставшей центром монашеского движения под руководствомстарцаПаисия.

Через два года святой Георгий вернулся в скит Илии Пророка, где провел следующие несколько лет.

По возвращении в Нямец в 1781 г. преподобный получил от митрополита Угро-Валашского Георгия послушание восстановить монастырь Святого Николая в Чернике, недалеко от Бухареста, уже много лет пребывавший в развалинах. Благодаря чудесной помощи святителя Николая, преподобный Георгий, в распоряжении которого находились всего два послушника, немедленно принялся за тяжелый труд. С помощью господаря Николая Маврогени и других христиан отец Георгий начал восстановление соборного храма и келий. Его задачей было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому. Они работали весь день и молились по ночам, не имели иной пищи кроме хлеба и произраставших вокруг съедобных растений.

Вскоре в обитель стали приходить новые подвижники, привлеченные молвой о святой жизни настоятеля, и через неполных четыре года монастырь насчитывал пятьдесят четыре монаха. В обители был введен общежительный устав, возрожденный преподобным Паисием в соответствии с обычаями Святой Горы Афон.

Преподобный Георгий много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. Служба в монастыре совершалась каждый день, братия наряду с чтением Священного Писания, творений святых отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. Своим жертвенным и одарённым пастырством святой снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители и уже через пять лет собрал общину в 103 насельника.

Восстановленный святым Георгием монастырь стал оказывать значительное влияние на духовную жизнь всей округи, где монашество пришло к тому времени в упадок. Старец-настоятель учил иноков заботиться исключительно о славе Божией и благе ближнего и соблюдать четыре основополагающие заповеди монашества: ничего не совершать без благословения настоятеля, часто исповедоваться, иметь верное рассуждение о собственных поступках и пребывать в смирении. Преподобный Георгий старательно следовал святоотеческому учению и заветам великого обновителя общежительного монашества старца Паисия. Однако он понимал, что некоторые из этих заветов все же нелегко применить к его общине: например, управление большим числом монахов разных национальностей и напряженное совершение умной молитвы. Поэтому он ограничил число монахов у себя в обители тремястами, уделяя преимущественное внимание литургической молитве.

Когда преподобного постигла тяжелая болезнь, он по просьбе учеников составил духовное завещание, в котором изложил свои наставления и заветы.

Вскоре Бог вернул старцу здоровьеи он продолжил свой пастырский подвиг.

Ввиду его успехов в Чернике, в 1793 году митрополит Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский монастырь. С апреля 1794 года отец Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них также игуменов-наместников, особенно на время своего отсутствия. В обоих монастырях он ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу.

Преподобный Георгий продолжал управлять обоими монастырями до самого конца своей земной жизни. Преставился он 3 декабря 1806 года. Был погребён в Черникском монастыре, перед храмом святого Лазаря.

Преподобный Георгий Черникский

После кончины святой Георгий снискал почитание как пастырь высокой духовной жизни, руководитель двух великих монашеских центров Валахии, возобновитель истинного монашеского жития по афонским и паисиевским образцам. Старец имел много учеников и последователей, таких как святой Каллиник Черникский, протопсалт иеромонах Макарий и другие. Его завещание-поучение от 1785 года распространилось во многих копиях.

Использованная литература:

1. Макарий Симонопетрский, иеромонах. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.2. М.: Сретенский монастырь, 2011. С.444-446.

2. Георгий Черникский. Древо. Открытая православная энциклопедия: https://drevo-info.ru/articles/19122.html

3. Православная Энциклопедия. Т.11. М., 2011: http://www.pravenc.ru/text/164189.html

4. Преподобный Георгий Черникский: https://azbyka.ru/days/sv-georgij-chernikskij

Смотри также

Настоятель Ильинского скита на Афоне и строитель афонского подворья в Одессе: прп. Гавриил Афонский. День памяти - 22 июля
Отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость — все …
15 фактов из жизни преподобного Антония Печерского
23 июля Церковь чтит память отца русских монахов преподобного Антония Печерского. Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» подготовил 15 фактов об этом святом.
20 фактов из жизни преподобного Афанасия Афонского
18 июля Церковь чтит память основателя первого и главного афонского монастыря — Великой Лавры, — преподобного Афанасия Афонского.  Православный портал …
Афонский мученик, с радостью бежавший к месту казни: Святой Киприан Новый. День памяти - 18 июля
Удивительное зрелище являл собой приговоренный к смер­ти: он бежал впереди палача к месту казни. …
Старец Софроний (Сахаров) на Карулях
— Случается, — как он мне сказал, — что невозможно из-за
 сильного ветра удержаться на ногах прямым. Море здесь особо
 …
Афонский монах, принявший мусульманство и раскаявшийся — прпмч Прокопий. День памяти — 8 июля
Как он ушел из мона­стыря подобно татю, ни с кем не посоветовавшись и ни у ко­го не взяв благословения, не …
Христа ради юродивый прп. Савва Ватопедский. День памяти - 28 июня
Как он поведал позже ученику, этот путь добровольной смерти для мира через юродство полезен лишь для тех, кто умеет, при …
Афонский монах, сербский патриарх святитель Ефрем. День памяти - 28 июня
3 октября 1375 г., после примирения Сербской и Константинопольской Церквей, сербские епископы со­брались в городе Пече и выбрали патриархом святого …
Схимонах Петр «Петракис» Катунакиот. День памяти - 25 июня
Перед тем, как он преподал мне свои наставления, я говорил с ним о трудностях, с которыми мне приходилось сталкиваться на …
Святые Агапий и Никодим, экономы Ватопедские. День памяти 18 июня
Когда преподобные Геннадий, Агапий и Никодим вошли в кладовую, то увидели, что сосуд не только наполнен маслом, а оно истекает …