Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

«Учитесь любить, как дети учатся грамоте»: Схимонах Кирилл. День памяти — 9 января

Схимонах КириллЕсли в жизни нашей, в киновии ли или в пустыне, мы не имеем скорбей, болезней и различных неприятностей от собратий (в общежитии) и бесов (в пустыне), то такой путь нашей жизни ложный, неправильный и не ведет он идущих по нему в жизнь блаженной вечности. По этим признакам можно и должно познавать, куда мы идем и придем.

Схимонах Кирилл был уроженцем великой России. Мы не знаем, где он родился и какую вел жизнь до поступления на Афон. Мы знаем только, что он почти полвека жил в отшельнической каливе у Кавсокаливского скита.

Сведений о его жизни на Афоне тоже не сохранилось, если не считать кратких воспоминаний о нем отца Денасия (Юшкова), которые приведем здесь: «Когда я с немалым трудом добрался до каливы отца Кирилла и постучался несколько раз в запертую дверь ограды, то через несколько минут услышал кашель человека, который, подойдя несмело к дверям, остановился. Заметив это в небольшое отверстие, я сказал: «Благословите, отче!» Услышав мой голос, отец Кирилл подошел и, отворив двери, сказал: «Бог благословит, пожалуйста».

Маленький двор скромной каливки не представлял собой ничего особенного, как и самая калива, в нижнем этаже которой находятся две тесные комнатки, а в верхнем — одна пространная. Никакого особого порядка, как, например, у отца Максима, заметно не было, да и сам отец Кирилл — на вид болезненный человек — был одет в плохонькую шубу. Впрочем, я не соблазнился этой неопрятностью, так как знал его как монаха, внимательного к духовной жизни.

На маленьком прилавочке лежала раскрытая книга преподобного Симеона Нового Богослова.
— Как поживаете? — первым долгом спросил меня отец Кирилл.
— Да вот по вашим молитвам Господь еще долготерпит, а грехи все прибавляются, немощи же растут и растут.
— Хорошо, если только немощи, — заметил он, — а если мы страсти называем немощами, то это уж дело очень плохое.

Действительно, я стеснялся сказать, что страсти мучат нас да и меня, грешного, как злобные тираны, но опытный отшельник хорошо знал современное самообольщение, по которому страсти считаются немощами, а немощи и недостатки, да чуть ли и не самые страсти, чем-то естественным для человека.

Схимонах КириллСхимонах Кирилл.

Добрый отец Кирилл, заметив, что я начал кашлять, предложил мне свои валенки (валяные сапоги) и даже теплую меховую шубу, только ветхую и тяжелую. Из бесед с ним, хотя и непродолжительных, можно было понять, что его жизнь проходит в самоотвержении, хотя он и старался не высказываться по этому поводу.

Он говорил иногда о трудности своей жизни, имея в виду вообще непростую жизнь всех христиан, шествующих к вечному блаженству истинно-духовной стезей, но лишь только проскальзывал, бывало, в его словах малейший признак малодушия, как тут же, заметив это, он с самоукорением восставал против него и говорил: «Да, хоть и высказался я так, но все-таки не ропщу на Промысел Божий. Воля Божия да будет. Иначе что и за жизнь наша, если мы окружены только удобствами, утешениями и славой. Даже надо сказать, что если в жизни нашей, в киновии ли или в пустыне, мы не имеем скорбей, болезней и различных неприятностей от собратий (в общежитии) и бесов (в пустыне), то такой путь нашей жизни ложный, неправильный и не ведет он идущих по нему в жизнь блаженной вечности.

По этим признакам можно и должно познавать, куда мы идем и придем. Горе нам, если отовсюду окружают нас удобства временной и скоропреходящей жизни этой и слава от людей, хотя бы и невольная, против нашего желания. Если того всеми силами доискиваемся, то уж не знаю, что и сказать о загробной участи таковых несчастных. Горе тем, кто услаждается славой от человеков, наиболее же от мирских, которым нравится только то, что противно заповедям Евангельским. Надо, надо позаботиться о себе, пока в наших руках эта жизнь. Надо изо всех сил противиться влечениям воюющих на бессмертный дух, всегда стремящийся к Тому, иже даде его».

Чтобы хорошо представить высоту духа отца Кирилла, приведем отрывок его письма от 2 февраля 1909 года к отцу Агафодору (Буданову): «Будем беседовать о любви. Одно упоминание об этой самой прекрасной из христианских добродетелей производит уже в сердце мирное и приятное ощущение. Что же такое любовь? Любовь есть склонность и способность разумного существа заполнять собой жизнь других подобных существ и жизнью других восполнять свою собственную и в этом расширении жизни находить свое удовлетворение или чувство счастья. Из этого понятия видно, что любовь есть основной закон человеческого общежития.

Мы не можем быть счастливы только тем, что нас любят, а счастливы более тем, что мы сами любим. Суждения наши друг о друге строги; разность во мнениях как нечто непоправимое признается решительным поводом к разделению; нещадное осуждение недостатков стало причиной оставления в сердцах ближних наших горечи, а иногда и затаенного недоброжелательства. Везде мы требуем целесообразности, законности, права, справедливости, но нигде не видим ни указаний, ни требования взаимной любви друг к другу. Будьте единомышленны между собой, не мечтайте о себе, не воздавайте злом за зло, не пекитесь о добром для себя в ущерб другим. Учитесь любить, как дети учатся грамоте, неленостно заучивайте буквы и научитесь чтению. Эти буквы — заповеди любви: голодного накормите, нагого оденьте, больного посетите, несведущего научите».

Преставился отец Кирилл 27 декабря (9 января) 1909 года.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Ученик старца Паисия Величковского - преподобный Георгий Черникский. День памяти – 16 декабря.
Своим жертвенным и одарённым пастырством святой Георгий снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители. Задачей преподобного было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом,
Афонский монах, расстрелянный за веру в ХХ веке: Священномученик Данакт (Калашников). День памяти - 15 декабря
15 декабря Церковь чтит память новопреподобномученика Данакта (Калашникова), афонского монаха, расстрелянного за веру в 1937 году в Бутово.
Святитель Каллист II, патриарх Константинопольский. День памяти — 5 декабря
Святой патриарх Каллист II-й носил название Ксанфопула. Сначала он подвизался в монастыре Ксанфопулов, находившемся на Святой Горе Афонской, потом, в 1397 году, восшел на престол патриаршеский и святи
Раскаявшийся отступник: преподобномученик Дамаскин Лавриот. День памяти – 26 ноября
В Великой Лавре раскаявшийся отступник принял постриг с именем Дамаскин и прожил там двенадцать лет, подвизаясь во всех добродетелях ангельской жизни. Однако, дух преподобного оставался неудовлетворен
Преподобный Нил Мироточивый. День памяти – 25 ноября
Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты.
Подражатель древних пустынников: Схимонах Иоанн (Гарус). День памяти — 24 ноября
Послушник Илия во время тяжкой болезни дал обет: если выздоровеет, приедет на Афон, станет монахом, не будет есть ни сыра, ни яиц, ни молока, ни рыбы, ни масла. Вскоре после этого он стал здоров, полу
Афонский послушник, пострадавший за веру в ХХ веке: Преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур). День памяти – 19 ноября
Преподобно-мученик Гавриил был расстрелян советскими палачами 19 ноября 1937 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстр
Афонский пустынник в горниле гонений: Священномученик Гавриил (Владимиров). День памяти – 19 ноября
19 ноября чтится память новопреподобномученика Гавриила (Владимирова), расстрелянного палачами советской безбожной власти за верность вере Христовой в этот день ровно 80 лет назад, 19 ноября 1937 года
Покровитель художников и проповедник православия: Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября
В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким и
Афонский преподобномученик Аввакум, мощи которого обращали людей в христианство. День памяти - 12 ноября
Духовник Аввакума, узнав о смерти того, кто пренебрег послушанием, заявил, что признает его истинным мучеником, только если увидит мощи нетленными и благоухающими. В Великий пост следующего 1629 года
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх