Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Вдохновитель движения в защиту православной традиции и частого причащения святитель Макарий Коринфский. День памяти - 30 апреля

Святитель Макарий КоринфскийОказавшись епископом без епархии, Макарий отправился на Афон, чтобы жить там в безмолвии и покое, но нашел Святую Гору в смуте и разделении из-за колливадских споров.

 

Святой Макарий родился в Коринфе в 1731 г. и происходил из прославленной семьи Нотара[1]. В святом крещении он получил имя Михаил. Еще на школьной скамье мальчик полюбил церковную службу и богоугодные дела. Отец поручил ему сбор оброка с крестьян, живших на их землях, но Макарий раздавал его бедным и не скрывал презрения к мирском суете. Пламенная ревность о добродетели заставила его покинуть семейный кров и искать пристанища в монастыре Мегалу Спилеу (Великой Пещеры) [18 октября], но отцы, боясь гнева семьи Нотара, наотрез отказались его принять. Юноша был вынужден вернуться и предался изучению духовной литературы.

В двадцать восемь лет он возглавил школу в Коринфе, испытывая сострадание к юным соотечественникам, погруженным во мрак невежества. За шесть лет он снискал уважение и восхищение всего города.

В 1764 г. святой Макарий единогласным решением был избран преемником епископа Коринфа, который, будучи стар и болен, уже много лет не заботился о своей епархии. Вернувшись в Коринф из Константинопольской Патриархии, Макарий триумфально вступил в город и тотчас принялся за наведение порядка в среде вверенных ему клириков. Он отстранял неграмотных священников, или слишком старых, или же тех, кто вмешивался в политические дела. Епископ заботился о строгом соблюдении священных канонов и рукополагал лишь тех, кто был достаточно подготовлен, и только после того как они проведут некоторое время в монастыре, где он лично обучал их, как правильно совершать Божественную литургию и Таинства. Епископ старался, насколько позволяли условия той эпохи, увеличить количество школ, что было так необходимо для духовного пробуждения народа.

Святитель Макарий Коринфский

Осуществление замысла было прервано начавшейся русско-турецкой войной (1768-1774) и восстанием, которое необдуманно подняли греки Пелопоннеса при поддержке России. Их надежды были разрушены, и приближение кровавой расправы, направленной прежде всего против знатных людей, которые стояли во главе движения, вынудило святого Макария и его семью бежать на о. Закинф, а затем на Гидру.

Под напором Высокой Порты Константинопольская Патриархия назначила новых епископов на Пелопоннес и вынудила святого отказаться от кафедры, хотя никто не мог упрекнуть его в нарушении священных канонов. Оказавшись епископом без епархии, Макарий отправился на Афон, чтобы жить там в безмолвии и покое, но нашел Святую Гору в смуте и разделении из-за колливадских споров[2]. Святой Макарий отказался принять участие в заупокойном богослужении в монастыре Кутлумуш в память патриарха Александрийского, поскольку оно было назначено на воскресенье. По этой причине он покинул Афон и отправился на Хиос и Патмос. Там он нашел изгнанных афонских монахов[3].

Годом позже, когда умер его отец, он отдал свою часть наследства братьям и публично сжег все долговые расписки, спасая тем самым многочисленных должников своей семьи от тюремного заключения. Он уяснил для себя, что именно Бог ему предначертал: учить и просвещать не только паству Коринфской епархии, но и всех христиан.

Святой Макарий обнаружил в Ватопедском монастыре на Афоне рукопись « Добротолюбия»[4] и передал ее преподобному Никодиму Святогорцу в 1777 г. для исправления. Затем он отправился в Смирну, где получил поддержку Иоанна Маврокордата в деле издания книги. После этого, снова при участии святого Никодима, с которым его связывала духовная дружба, был издан «Евергетин»[5]. Святой Макарий опубликовал еще ряд духовных книг, например перевод «Катехизиса» митрополита Московского Платона.

Потом он вернулся на Хиос и поселился близ маленькой церкви Святого Петра. Его жизнь проходила в посте и безмолвии, а ночами святой, будто бесплотный, беседовал с Богом. Приняв великую схиму, святой Макарий отказался от священнослужения, но никогда не отказывался от служения проповедника. Когда святой поднимался на амвон, он всегда обращался к пастве спокойно и смиренномудренно и делился с нею тем миром, который через непрестанную молитву воцарился в его сердце. Святой Макарий воспринимался всеми как духовный отец Хиоса и близлежащих островов, и все удивлялись, обнаруживая, сколь благотворным было его влияние на повседневную жизнь людей, которые благодаря святому вновь обрели евангельское благонравие.

Уход на покой не оставил святителя равнодушным к делам Церкви. Он с большим рвением боролся за возвращение христиан к частому причащению, поскольку в то время в обычай вошло причащаться один-два раза в год. Святой Макарий анонимно издал книгу, озаглавленную «О постоянном Причащении», которая вызвала ожесточенное противодействие и была осуждена Синодом. Святого оклеветали противники такого возвращения к апостольским преданиям, но в конце концов его оправдал патриарх Неофит VIII (1789-1801), а его книга, исправленная преподобным Никодимом, была рекомендована Патриархией христианам в качестве душеполезного чтения.

Этот апостольский муж, который добровольно стал бескровным мучеником, ободрял и готовил к славной битве за любовь Христову святых Полидора [пам. 3 сентября], Феодора Византийского [пам. 17 февраля] и Димитрия Пелопоннесского [пам. 14 апреля] и описал деяния новомучеников в «Новом Лимонаре»[6]. Он готовил этот труд к изданию, когда его поразил инсульт, парализовавший правую половину тела. Восемь месяцев он был прикован к постели и стойко переносил страдания. Друзья и последователи поддерживали его, в особенности святой Афанасий Паросский [пам. 24 июня] и святой Никифор Хиосский [пам. 1 мая]. Святой Макарий не переставал плакать о том, что еще и не начинал покаяния.

Семнадцатого (30 н.ст.) апреля 1805 г. он преставился, дабы присоединиться к хору святых. Впоследствии исцеления, совершившиеся на его гробе, побудили Церковь подтвердить почитание епископа Макария как святого, которое жители Хиоса оказывали ему еще при жизни.

Святитель Макарий Коринфский

 


[1] Эта знатная византийская семья, прославившись при взятии Константинополя, бежала в Коринф и в значительной мере способствовала сохранению православной традиции во времена турецкого господства. Это стало возможным благодаря деятельности св. Герасима Кефалонийского (†1579) [пам. 20 октября] и патриархов Иерусалимских Досифея (1669-1707) и Хрисанфа (1707-1731). (По некоторым данным, патриархи Досифей и Хрисанф, хотя и носили фамильное прозвище Нотара, не принадлежали к аристократическому роду, правившему в Коринфе.

[2] Этот спор возник в 1754 г. в скиту Святой Анны. Он касался службы поминовения усопших, которую некоторые монахи, занятые строительством нового соборного храма в скиту, совершали не в субботу, как полагается по уставу, а в воскресенье — день радости и малой Пасхи, которой чужда скорбь. Другие монахи воспротивились этому во имя церковного предания. Спор разгорался все больше, и дело было передано на суд Константинопольского Патриархата, где оно приобрело характер столкновения православной традиции и духа Просвещения. После долгих споров было решено отправить в ссылку вдохновителей движения в защиту традиции: прп. Афанасия Паросского, Иакова Пелопоннесского, Неофита Кавсокаливита и Христофора Продромита, которые, будучи далеки от всякого мракобесия, напротив, были, как и прп. Никодим Святогорец, вовлечены в широкое движение духовного пробуждения греческого народа, которое выражалось в частом причащении, распространении практики исихазма и изучении творений святых отцов. Однако ссылка обернулась к пользе колливадов (так, первоначально в насмешку, прозвали защитников православного предания, от слова «коливо»), поскольку они основали в Греции, преимущественно на островах, монастыри, которые сделались очагами духовного возрождения и влияние которых сказывается по сей день.

[3] Хотя, как кажется, св. Макарий играл в этих событиях второстепенную роль, его, тем не менее, следует считать вдохновителем колливадского духовного движения, которое по праву можно уподобить течению исихазма в XIV в.

[4] Эта «энциклопедия православного благочестия», содержащая богоносные творения 36 отцов о практике духовного трезвения (т. е. искусства очищения души) и сердечной молитвы, была опубликована в Венеции в 1782 г. и в наши дни имеет большое значение для распространения исихастской духовности во всей Церкви. Весьма возможно, что св. Макарий сам был составителем этого собрания, поскольку рукопись, содержащая его, до сих пор не найдена.

[5] Обширное собрание аскетических текстов, изречений и эпизодов из житий святых, сгруппированных по темам и составленных в XII в. Павлом, основателем Евергетидского монастыря в Константинополе.

[6] Издан в 1819 г. его учеником и биографом св. Афанасием Паросским и дополнен «Новым Мартирологием» св. Никодима.

 

Макарий Симонопетрский, иеромон. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. Пер. с франц. Т.4. М.: Сретенский монастырь, 2011. С. 584-589.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Святитель Каллист II, патриарх Константинопольский. День памяти — 5 декабря
Святой патриарх Каллист II-й носил название Ксанфопула. Сначала он подвизался в монастыре Ксанфопулов, находившемся на Святой Горе Афонской, потом, в 1397 году, восшел на престол патриаршеский и святи
Раскаявшийся отступник: преподобномученик Дамаскин Лавриот. День памяти – 26 ноября
В Великой Лавре раскаявшийся отступник принял постриг с именем Дамаскин и прожил там двенадцать лет, подвизаясь во всех добродетелях ангельской жизни. Однако, дух преподобного оставался неудовлетворен
Преподобный Нил Мироточивый. День памяти – 25 ноября
Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты.
Подражатель древних пустынников: Схимонах Иоанн (Гарус). День памяти — 24 ноября
Послушник Илия во время тяжкой болезни дал обет: если выздоровеет, приедет на Афон, станет монахом, не будет есть ни сыра, ни яиц, ни молока, ни рыбы, ни масла. Вскоре после этого он стал здоров, полу
Афонский послушник, пострадавший за веру в ХХ веке: Преподобномученик иеромонах Гавриил (Гур). День памяти – 19 ноября
Преподобно-мученик Гавриил был расстрелян советскими палачами 19 ноября 1937 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстр
Афонский пустынник в горниле гонений: Священномученик Гавриил (Владимиров). День памяти – 19 ноября
19 ноября чтится память новопреподобномученика Гавриила (Владимирова), расстрелянного палачами советской безбожной власти за верность вере Христовой в этот день ровно 80 лет назад, 19 ноября 1937 года
Покровитель художников и проповедник православия: Преподобный Пимен Зографский (Софийский). День памяти – 16 ноября
В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким и
Афонский преподобномученик Аввакум, мощи которого обращали людей в христианство. День памяти - 12 ноября
Духовник Аввакума, узнав о смерти того, кто пренебрег послушанием, заявил, что признает его истинным мучеником, только если увидит мощи нетленными и благоухающими. В Великий пост следующего 1629 года
Принявший ради спасения жены мусульманство преподобномученик Тимофей Есфигменский. День памяти — 11 ноября
Триандафил, для приобретения погибшей, решился исполнить ее желание, подражая в этом случае апостолу Павлу, который для спасения братии сам желал быть отлученным от Христа. Итак, возложив надежду на Б
Афонский подвижник свт. Афанасий I Константинопольский. День памяти – 10 ноября
10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой по
Последние обновления
Архив сайта
<<<Апрель 2018>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
      
Видеогалерея

 

 

на верх