Иеросхимонах Константин (в миру Конон Вуколевич Семерников) происходил из донских казаков, родился в 1842 году в станице Кочетовской. Двадцать лет, с 1861 по 1881 год, провел на военной службе, участвовал в усмирении польского восстания в 1863 году и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Он был среди храбрецов, переплывших на лошадях разлившийся на четырнадцать верст Дунай и занявших турецкий берег около Мошка (по другим сведениям, Мичина). После взятия Плевны ему было поручено в составе конвоя сопровождать прославившегося своею храбростью плененного Осман-пашу. Отец Константин был награжден несколькими орденами и медалями и свидетельством, выданным по высочайшему повелению, что давало ему особые привилегии на государственной и военной службе.
Но война закончилась, а государственная служба отца Константина не привлекала. Он едет на Афон и принимает постриг на келлии преподобных Петра и Онуфрия Иверского монастыря. В 1887 году он становится настоятелем келлии святителя Иоанна Златоуста того же монастыря. Все свои денежные средства он употребил на устройство этой обители.
Но на этом славный путь бывшего солдата не заканчивается. Начинается русско-японская война. Отец Константин организует санитарный отряд из монахов в количестве 53 человек и с разрешения Красного Креста помогает русским воинам на поле брани.
Его заслуги высоко оценил Государь. Отца Константина награждают медалью на Георгиевской ленте. Впоследствии он удостаивается быть принятым Его Величеством. Государь Император награждает отца Константина золотым наперсным крестом из своего кабинета.
Иеросхимонах Константин (Семерников).
Вот что писала газета «Русское государство» (№ 84 от 22 апреля 1906 года): «Их Величествам Государю Императору и Государыне Императрице Александре Феодоровне в Царском Селе, в Александровском дворце, имел счастье представляться настоятель обители святителя Иоанна Златоуста на Святой Горе Афон, действительный пожизненный член Российского общества Красного Креста, схимонах Константин (Семерников) — организатор афонской монашеской охотничьей санитарной дружины.
Схимонах Константин действовал со своим отрядом иноков при отряде имени Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны Георгиевской общины сестер милосердия. На приеме Государь Император изволил благодарить в лице схимонаха Константина и всех остальных монахов обители, отправившихся в минувшую войну на театр военных действий в качестве санитаров. Схимонах Константин удостоился счастья лицезреть августейших детей Их Императорских Величеств: наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича и Великих Княжон Ольгу Николаевну, Татьяну Николаевну, Марию Николаевну и Анастасию Николаевну».
Обстановка в келлии [отца Константина] более соответствовала идеалу монашеской жизни, чем во многих других прославленных обителях. Вот что пишет паломник, посетивший ее в 1909 году и написавший статью в журнал «Монастырь» под псевдонимом Россиянин: «Жизнь в афонских обителях неизмеримо лучше, чем в российских монастырях. Лучше не материальным богатством или роскошью, но она сплоченнее, братски душевней, без обид, без подозрений, а именно как живут люди, одушевленные одной и той же идеей, не стараясь приносить друг другу вреда, а, наоборот, принося пользу и себе, и друг другу, и всему братству келлии». Такие строки пишет автор именно после посещения этой келлии и беседы с наместником — иеромонахом Симеоном.
В 1909 отец Константин участвует в первом иноческом съезде в России. Упоминается он в описании этого съезда среди депутатов с правом совещательного голоса, и его можно найти на фотографии ее участников. Отец Константин фактически был единственным представителем афонского монашества на этом съезде, если не считать архимандрита Иерона, настоятеля Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря.
26 августа (8 сентября) 1913 года отец Константин переселился в обители вечные, скончавшись в больнице Андреевского скита.
Мощи иеросхимонаха Константина (Семерникова).
«Когда процессия поравнялась с Карейской беседкой, в нашей обители царский колокол гудел редкими протяжными и скорбными волнами, своим мелодичным звуком давая знать о приближении тела того, кому он был пожалован, и вместе с тем напоминал как бы гласом трубы Божией о нашей скоропреходящей жизни» — так описывается прощание со старцем в книге «Последние дни жизни, кончина и погребение старца схимонаха отца Константина (Семерникова), настоятеля обители — кельи святителя Иоанна Златоуста».
Отец Константин издал книгу с описанием своих деяний с названием «Биографический очерк общественной деятельности гражданского долга, патриотических подвигов и трудов за Веру, Царя и Отечество настоятеля Афонской обители святого Иоанна Златоустого, схимонаха Константина Семерникова и его последний труд с дружиной, афонскими иноками».
Подробное жизнеописание отца Константина имеется также в книгах: «Биография настоятеля обители святого Иоанна Златоуста на Святой Горе Афон схимонаха Константина (Семерникова)», «Последние дни земной жизни, кончина и погребение старца схимонаха Константина (Семерникова), настоятеля обители святого Иоанна Златоуста». В 1905-1906 годах отец Константин писал письма игумену Мисаилу (Сапегину) и иеросхимонаху Агафодору (Буданову), в которых подробно сообщал о своих деяниях и приключениях.
Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.
Смотри также