Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Житие преподобного Павла Ксиропотамского

Преподобный отец наш Павел Ксиропотамский родился в Константинополе. Отец его, император Михаил Куропалат, прозванный Ранкавей, человек миролюбивый и богобоязненный, не перенося ежедневных происходивших при нем замешательств и безпорядков, сложил с себя царское достоинство и поступил в монастырь, выстроенный им самим и названный Мирелеон, где и скончался в иночестве. Мать Павла, Прокопия, жизни также весьма благочестивой, была дочь царя Никифора Геника и сестра царя Ставракия. Нося во чреве своем плод брачного союза, она однажды ночью увидела сон - будто разрешилась от бремени на хлебной ниве и родила агнца и будто на этого агнца, когда он оправился, вдруг бросились два льва и хотели растерзать его, но он стал в оборонительное положение.

При виде опасности непорочного агнца царица кинулась защитить его от нападения львов; приближается к нему и видит, что это не агнец, а дитя мужеского пола, державшее в руках своих крест, силою которого и низложены были львы. Вслед за тем Прокопия проснулась и родила Прокопия, так нареченного во святом крещении. Впоследствии она толковала свой сон следующим образом: агнец означал кротость и незлобие отрока; умерщвление двух львов силою креста было предзнаменованием иночества, в образе которого Прокопий возьмет на рамо свое крест Христов, орудие против страстей, и победит им двух страшных, неприязненных иноческой жизни львов, - именно: мир, со всею славою его и удовольствиями, и диавола, со всею его силою и полчищами; груда хлеба означала, что учением и примером ангельской своей жизни Прокопий напитает души, алчущие Божественного утешения, и, очистив многих от плевелов плотских страстей, соделает их достойными небезной житницы.
Рождение Прокопия торжествовал весь Константинополь и радовался о нем. Между тем, едва только дитя было отнято от груди, отец его, Михаил Куропалат, как мы сказали, отказался от царственного венца. Праздный престол греческой империи вместо него был занят Львом Армянином. Хотя Лев и принял бразы правления с совершенным полномочием самодержавия, однако зная, что Прокопий имеет полное право царственного наследия и впоследствии может воспользоваться им, решился оскопить этого опасного совместника державной своей славы и величия.

Впрочем, и при таком варварском поступке со стороны императора Прокопию дано было блестящее воспитание и образование. При необыкновенных природных дарованиях, соединенных с прилежанием и трудами, он достиг такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света. Памятниками высокого его образования остались для нас Слово на введение Пресвятой Богородицы, Канон сорока мученикам и Канон (писанный ямбическими стихами) Честному Кресту. Император Роман Старший в царской своей грамоте (хрисовуле), данной впоследствии Павлу на устроение обители на святой Горе Афонской, называет его величайшим из философов.
При высоком образовании и при таком блестящем положении в свете Прокопий, однако ж, вполне постиг суету мира и решился, отказавшись от всего, удалиться в пустыню. Особенным побуждением к этому послужило то обстоятельство, что имя Прокопия было на устах всех: один хвалил его любовь и приветливость, другой - смирение, тот - мудрость, воздержание и целомудрие, а иной - милосердие, презрение мирской славы и проч.; одним словом, кроме похвал, Прокопий в свете ничего не слышал: дань с одной стороны, конечно, справедливая, но с другой - опасная.

Чтоб, ради славы человеческой, не подавить в себе чувства смирения и не увлечься превозношением и гордостью, он переменил одежду на разодранную и старую, принял вид нищего и, вышедши из Константинополя, как птица от сети понесся из мира на Афонскую Гору. Там прежде всего обозрел он обители, всмотрелся в образ подвижнической жизни и, чувствуя невыразимое спокойствие духа в кругу спасающихся иноков, поступил в так называемую обитель Ксиропотам, которая основана была царицею Пульхерией и незадолго пред тем опустошена набегами пиратов, в неистовстве своем расхитивших монастыри, а иноков предавших мечу и разного рода насильственной смерти.

Живописное местоположение, невозмутимая тишина пустыни и безмолвие восхитили Прокопия: он сначала построил себе на развалинах обители небольшую келью и поселился в ней для молитвенных подвигов. В то время там же, в соседстве, жил благочестивый пустынник Косма, с которым Прокопий скоро сблизился и принял от него ангельский образ, под именем Павла. С принятием пострижения Павел к прежним постным и молитвенным трудам приложил новые - так что постелью для него была земля, а возглавием - камень.

Слава о высокой его жизни пронеслась по всей Святой Горе и была для многих побуждением и назидательным образцом подражания. Хотя Павел в чувстве смиренномудрия и старался, со своей стороны, представлять себя в виду всех неученым и простым, но как град, стоя верху горы, не может укрыться, так и он не в силах был утаить себя; слава о нем скоро дошла и до прота.

Раз, когда он был на Карее, прот узнал о нем, призвал его к себе и спрашивал, кто он и откуда; Павел отвечал на это: «Я нищий инок, как ты сам видишь, святой отец, - уединяюсь в развалинах Ксиропотамского монастыря». Тронутый смирением Павла, прот оставил его в покое, а иноки с той поры начали называть его Павлом Ксиропотамским, да и самая обитель Пульхерии впоследствии усвоила и сохранила доныне название Ксиропотама, что значит в русском переводе «сухой поток».
Между тем, Господь восхотел восстановить из развалин ту обитель, где подвизался смиренный Его раб, и предоставить самому ему славу и честь ее возобновления следующим образом. Император Роман по чувству родственной любви к Павлу, как скоро вступил на престол, тотчас сделал повсеместное о нем разыскание.

Посланные для этой цели нашли преподобного на Святой Горе и едва упросили его, и то чрез прота, идти в Константинополь для свидания с державным сродником и со всеми близкими его сердцу в родственных отношениях. Встреча преподобного в Константинополе была достойна подвижнической его славы и царственного происхождения: весь город принял его как ангела - торжественно и с необычайной радостью.

Несмотря на то, что смиренный Павел, не изменяя долгу иноческому, явился среди придворного блеска и великолепия как нищий - в разодранной ряске и с крестом, вельможи с почтительным видом и раболепным уважением припадали к нему и желали принять его благословение. Так изумительна сила добродетели, несмотря на внешнее ее смирение и простоту! Между тем как царствующий град ликовал таким образом и радовался о святом Павле, сам император Роман находился в тяжкой болезни; Павел, видя это и тронувшись страдальческим его положением, только что возложил на него свои руки - и больной выздоровел. Это чудо еще более прославило преподобного.
Признательный царь в продолжение пребывания его в Константинополе оказывал ему постоянное благоволение и родственную приязнь, давая ему полную свободу вести себя при дворе согласно аскетическим правилам и обетам отшельнической жизни. А чтоб всегда пользоваться сладкими его беседами, император поручил ему воспитание и образование в правилах христианской нравственности собственных своих детей.

Таким образом, время текло. Роман был во всех отношениях доволен Павлом. Но Павел, со своей стороны, начинал грустить по оставленной им пустыне, тем более что всюду видел мятеж и смуты и не находил ни удовольствия, ни утешений во всех видах царственного великолепия и придворных торжеств. Наконец, не в силах будучи выносить томительное свое положение, он решился просить у императора увольнения на святую Гору Афонскую. Грустно было императору расстаться с божественным Павлом, к которому питал он самое глубокое уважение и родственную любовь, но Роман не решился удерживать его при себе против собственной его воли и желания.
Император в благодарность за чудесное свое избавление просил Павла взять сколько угодно своих сокровищ и расточить их на поминовение его души. Преподобный же во благословение и молитвенную помощь душе императора за гробом, предложил возобновить на Святой Горе монастырь, основанный царицею Пульхерией и ныне пиратами превращенный в развалины.
Предложение преподобного было принято с удовольствием и радостью. Император из собственных сокровищ отпустил суммы на возобновление монастыря, поручил это дело своим поверенным, и Ксиропотам с тех пор - в достойной царственного ктиторства красоте и великолепии. Не довольствуясь этим, Роман для освящения храма в новой обители назначил сына своего Феофила, занимавшего тогда кафедру Константинопольской церкви. И этого мало: в изъявление особенного своего благоволения и внимательности к святому Павлу царь при отбытии его из Коснтантинополя ввел его в свою сокровищницу и предложил ему в напутствие безценный и Божественный дар - значительного размера часть животворящего древа Креста Господня.
Получив Честное Древо, блаженный Павел благополучно прибыл на Святую Гору и по возобновлении обители и освящении соборного храма Честное Древо, согласно царскому повелению, положил в алтарь, на святом престоле. А так как слава святого пронеслась всюду, предпочтительно же по Святой Горе, то скоро собралось к нему множество монахов, чтобы под мудрым и опытным руководством его проходить крестный путь жизни, достойно иноческого их назначения.

Избегая, однако ж, молвы и многолюдства, преподобный Павел уклонился от всех и, поручив правление обителью одному из благочестивых братий, удалился в подгорие Афона, где и посвятил себя совершенному безмолвию и строгому уединению. Но искренно преданные Павлу, питая чувство детской привязанности к нему и нуждаясь в личном его руководстве на жизненной стезе, и там нашли его, и поселились с ним вместе.

Поэтому и здесь пустыня святого Павла в короткое время приняла вид иноческой обители, ибо число собравшихся к нему учеников простиралось до 60 человек. Такое общество по необходимости требовало положительных правил и условий пустынной жизни, а с тем вместе и внешнее положение их, открытое с моря, было небезопасно - тем более, что в то время нередко случались нападения, хищничество и разбой от сарацин.

....В то время деятельность прп Афанасия Афонского вызывала возражение у остальных афонских жителей - отшельников. Это было законно, потому что нарушались извечные правила жизни, ущемлялась свобода жителей Афона. Но покровительство царя делало невозможным диалог...

Никифор Фока, покровительствовавший Афанасию, был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий. В это время отшельники отправили в Цареград делегацию с жалобами на преподобного Афанасия и просьбой оставить Афону свободу самоопределения. Естественно, решено было, что от отшельников лучше всего поехать прп Павлу Ксиропотамскому, как обученому риторике и близкому ко двору.

Тем не менее, новый император поддержал то, что было ему близко... А именно: пожертвования денег и получения за них народного признания... Да и было бы странным, если бы царь поддержал отшельников - нестяжателей...
Напротив, новый император не скупился, он не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы.

Чтобы разобраться в разногласиях между Афанасием и старцами Афона, император формально отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийской обител в Цареграде. В результате расследования, проведенного Евфимием, естественно, потому и посланным, что он никогда не противоречил воле императора, было донесено то, что хотел услышать царь. Но нужно было узаконить решение царя, так, во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972).

Предположительно в 973-975 гг. преподоный отец наш Афанасий Афонский составил Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν).

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Афонский святой, предотвративший междоусобную брань в Сербии:  Святитель Никодим, архиепископ Сербский. День памяти – 24 мая
Святитель Никодим, архиепископ Сербский, одаренный церковный писатель и ученый богослов подобно многим сербским архиереям первоначально подвизался на Святой Горе Афон и был пострижеником, а затем и иг
Трое афонских подвижников, отдавших жизнь за Христа: Прпмчч. Евфимий, Игнатий и Акакий Афонские. День памяти – 14 мая
14 мая в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и по всей Святой Горе чтут память трех афонских подвижников, отдавших в начале XIX века свою жизнь за Христа: новопреподобномучеников Евфимия,
Несправедливо изгнанный с Афона: Прп. Симеон Босой, игумен Филофеевский. День памяти – 2 мая
После несправедливого наговора и изгнания из афонского Филовеевского монастыря, его игумен прп. Симеон, предоставив Воле Божией рассудить виновных, безропотно покинул обитель и ушел на гору Фламурию.
Афонский святой, тело которого поднималось на ноги после казни: Прпмч. Агафангел Эсфигменский. День памяти – 2 мая
На вторую ночь после казни стражники-турки с ужасом видели, как тело святого мученика Агафангела несколько раз поднималось на ноги, словно он был жив... 2 мая – день памяти прпмч. Агафангела Эсфигменс
Прозорливый старец и наставник афонских мучеников: Прп. Акакий Кавсокаливит. День памяти – 25 апреля
25 апреля в Кавсокаливском скиту на Святой Горе Афон совершается панигир в память о преподобном Акакии новом Кавсокаливите (ок. 1633 - 1730) – возобновителе монашеской жизни на Кавсокаливии, прославив
Желанная смерть за Христа: Преподобномученик Лука Ставроникитский. День памяти — 5 апреля
Святой Лука родился в христианской семье в городе Адрианополе. Когда мальчику едва исполнилось 6 лет, умер его отец. Мать доверила воспитание сына одному греческому торговцу из Константинополя. Однажд
Житие и страдание святого преподобномученика Евфимия Нового. День памяти — 4 апреля
Отечество этого нового подвижника Христова, св. преподобномученика Евфимия, было селение Димитцани в Пелопонессе. Он происходил от благочестивых родителей Панагиота и Марии. Кроме Евфимия у Панагиота
Белозерский духовник и капсальский «патриарх»: Иеросхимонах Евгений (Мордасов). День памяти — 23 марта
Иеросхимонах Евгений (в миру Ефим Иванович Мордасов) был крестьянином из Ставропольской губернии. Еще молодым поступил в Саровскую пустынь, где был пострижен в монахи с именем Евстратий. Прожив в обит
Ангел-хранитель греческого острова: Преподобный Иоаким Святогорец. День памяти — 15 марта
Наделенный от Святого Духа даром прозорливости, прп. Иоаким Святогорец предупреждал людей о грозящей опасности, предотвращал преступления, предсказывал рождение детей бездетным парам, ради наставления
Как афонский монах в турецком плену обратил в христианство семью своего хозяина: Преподобный Агапий Святогорец. День памяти — 14 марта
Преподобный Агапий, послушник старца-безмолвника в бывшем Ватопедском скиту Калице, был захвачен в плен высадившимися на берег Афона турками, переправлен в Магнезию и работал там в оковах 12 лет. Но о
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
25262728  
Видеогалерея

 

 

на верх