Нелегко излагать в общих чертах на нескольких страницах житие и подвиги такого великого по масштабу подвижника каким был приснопамятный старец Арсений. По происхождению он был понтийцем.
Блаженный старец Арсений Пещерник (1886-1983) – в течение приблизительно сорока лет сподвижник преподобного Иосифа Исихаста (1897-1959).
В юном возрасте распаляемый божественной ревностью он из России пешком приходит в Царьград, а оттуда на корабле прибывает в Святую Землю, где в течение почти десяти лет неустанно служит на Гробе Господнем и у других святынь.
Храм Воскресения Господня в Иерусалиме, где блаженный старец Арсений, включая и другие святогробские святыни, служил приблизительно десять лет.
Там промыслом Божиим он познакомился со знаменитым великим Эгинским подвижником Иеронимом, у которого брал первые высшие уроки подвижнической жизни.
Блаженный старец Иероним Эгинский, который был первым о Христе учителем блаженного старца Арсения Пещерника и Исихаста.
Но та жаждущая душа, распаляемая божественной любовью, говоря вместе с Давидом: «возжада Тебе душа моя в земли пусте, и непроходне и безводне», оставила шум мира сего и переселилась на Афон в Святоименитый сад Божией Матери.
Предавшись Всесвятому Духу как бы на первой ступени, он несколько лет пробыл в монастыре Ставроникита, где был пострижен в святую схиму с именем Арсений вместо Анатолия – имени, которое он получил при постриге в рясофор в Иерусалиме.
Пользуясь идиоритмическим строем тогдашнего монастыря, он предался суровым и высшим подвигам. Однако жажда подвига весьма скоро заставила его после получения известия свыше оставить монастырскую жизнь и перейти на вершину Горы в поисках подвижников более высокой жизни, которые своим учением и примером вели бы к совершенству.
Видя его искреннее желание, Господь не замедлил явить ему то, чего он так желал. А желаемым был другой юноша, который преследовал точно ту же цель с тем же сильным желанием. Оба этих юноши впервые встретились высоко на святой вершине Афона. И, подобно тому, как магнит притягивает к себе и соединяется с железом, точно также Всесвятой Дух притянул их одного к другому. С тех пор соединенные Духом двое юношей, согласно взаимному обещанию, пребывали нераздельно до тех пор, пока смерть не разлучила их. А другим юношей был великий впоследствии подвижник трезвенного богословия XX века Иосиф Исихаст, который носил тогда мирское имя Франциск Коттис.
С тех пор эти двое юношей, как пчелы, собирали все самое отборное из того, что могла тогда предложить пустыня Свято Горы, с тем, чтобы снять сладчайшие плоды Святого Духа.Сначала они познакомились с прославленным старцем Даниилом Катунакиотским, с Каллиником Исихастом, Герасимом, Игнатием и еще многими благоуханными цветами пустыни.
В одном из своих писем приснопамятный отец Иосиф пишет: «я побывал в пещерах всего Афона, шаг за шагом...желая обрести духовника, который научил бы меня небесной теории и практике». После долгих поисков высоко в пещере святого Петра они нашли избранный цвет пустыни – отца Даниила Исихаста. Этот подвижник служил каждый вечер в полночь, и литургия его продолжалась по три-четыре часа, потому что от сильного умиления и ощущения таинства литургия часто прерывалась, а пол всегда превращался в грязь из-за обильных слез. Этот старец был наделен многими дарами, среди которых и дар прозорливости. Круглый год он практиковал сухоядение и то только один раз в день. От него двое подвижников Иосиф и Арсений научились сухоядению и вкушению пищи один раз в день, а также прияли чин постоянного бдения.
В продолжение бдения старец Арсений, как сам он мне признавался, на протяжении многих лет делал каждый вечер по три тысячи земных поклонов, а оставшуюся часть бдения проводил стоя. В отношении же отдыха, много лет ни один из подвижников не ложился на кровать. После всенощного утомительного бдения они отдавали плоти немного дани, присев на скамеечку.
А что же в отношении еды? Каждый день они вкушали только один раз, главной пищей были сухари, да и то очень часто заплесневелые и червивые. По выходным, если находилось, то вкушали и что-то другое, за исключением мяса, но тоже один раз в день.
Помимо этого, старец Арсений прилежно занимался и ручным трудом. Живя в первые годы высоко на скалах святого Василия, он спускался и поднимался 1-2 часа по крутой дороге, поднимая припасы не только для них самих, но и для всех отшельников. Он таскал на своих плечах камни и разный материал для содержания и ремонта построенных из камня калив и стен.
Поскольку эти труды превосходят человеческие силы, я как-то спросил об этом дедушку, и он признался мне, что едва вначале пути он призывал благословение своего старца, как вес груза уменьшался, и какая-то высшая сила толкала его вперед, так что он с большой легкостью поднимался по той дороге, особенно же в летнюю жару, имея на устах непрестанную молитву.
Об одежде. Многие годы и зимой, и летом, оба подвижника жили одетые в такие лохмотья и босые, что многие принимали их за «юродивых». Они не были юродивые по миру, но ради Христа.
Им подходило изречение апостола: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11. 37-38).
Эти двое великих подвижников, пожив почти двадцать лет высоко в скиту святого Василия, в 1938 году решили спуститься ниже, в Малую святую Анну вместе со своим небольшим братством, которое уже сложилось тогда вокруг них. Там они пробыли до 1953 года. После 1953 года они переселились еще ниже в Новый Скит. Великий подвижник Иосиф отошел к небесам в 1959 году. Я не сподобился познакомиться с ним. Но в 1964 году я сподобился познакомиться со старцем Арсением. Добродетель моего приснопамятного старца отца Харлампия, тогда послушника старца Арсения, а также дяди и его восприемника по плоти, божественной благодатью привлекла меня, так что я с тех пор пребыл с ними до их преподобнической кончины.
Я прожил со старцем Арсением восемнадцать лет. Узнал его добродетель, щедрые плоды Святого Духа, любовь, радость, мир и т.д., а, прежде всего, простоту и беззлобие, прямоту, искренность и великое смирение, сильный подвижнический дух и др. Мне не хватит времени рассказывать о дивной жизни этого великого подвижника, да и место не позволяет.
В завершении добавлю отрывки из предисловия к книге «Старец Арсений Пещерник», которую написал избранный член его братства приснопамятный старец Иосиф Ватопедский:
«К старцу Арсению относится евангельское: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Он был по природе прямым, простым, беззлобным, кротким, послушливым и по преимуществу редким подвижником и нестяжателем.
Бдение он с вечера начинал тысячами земных поклонов и продолжал всенощным стоянием до рассвета. Очень часто дедушка не мог оторваться от молитвы. Мы подходили к окну. Он висел в воздухе.
- Геронда, пришло время трудиться, – а дед, как только приходил в себя, отвечал с простотой:
- А что, уже рассвело?»
С этим святым дедом я прожил три года в Новом Скиту, двенадцать в хиландарской келье «Буразери» и последние три года его жизни в монастыре Дионисиат, куда по причине недостатка братии был приглашен мой приснопамятный старец отец Харлампий, чтобы заселить обитель братией и воспринять также и скипетр игуменства. Этот монастырь посвящен святому Иоанну Предтече.
Во все годы покровителем старца Арсения был Великий Иоанн Предтеча. Там же, в монастыре, исполненный дней в преподобнической кончине он предал свой дух 2/15 сентября 1983 в руки Иоанна Предтечи. Вечная ему память.
Смотри также