В 1714 году в небольшом безвестном Этолийском селении Мегало Дендро произошло вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился мальчик. Мог ли кто тогда предположить, что впоследствии он станет не только великим православным Святым, но и историческим деятелем, во многом предопределившим судьбу всего балканского региона?
С детства у святого Космы была большая тяга к знаниям, и он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование и «всем тем, чему учился, послужить на пользу братий христиан».2 Он уходил за много километров от дома, поднимался в отдалённые горные обители, изучал там древние рукописи, слушал беседы иноков, внимал советам и наставлениям старцев.
Уже в двадцать лет Святой стал учителем в одной из сельских общин. Уча других, он учился сам, самоотверженно служа Богу, Церкви и своему народу. Желание прикоснуться к духовному наследию древних отцов Церкви повлекло его в «высшую школу христианского подвижничества и благочестия»,3 - Святую Гору Афон, в то время центр духовной, культурной и общественной жизни православных Балкан. Здесь он встретил выдающихся подвижников, монахов, учёных, церковных писателей. Они глубоко повлияли на его жизнь, дав ему возможность проанализировать историческое прошлое порабощённой Греции и увидеть её возрождение. Окончив знаменитую Афонскую Академию4, он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие.
Косма был настоящим христианином. Забота только о своём спасении была неприемлема для него. Боль за соотечественников, забота о ближнем подвигли его к просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни. Святой Косма часто говорил: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому учёные люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою учёность, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости»5.
Возрождение народного сознания в порабощённых странах Балканского полуострова, становится центральной идей святого Космы. Он начал проповедовать и поучать православный народ по благословению патриарха Константинопольского Софрония сначала в окрестностях Константинополя, потом в центральной Греции. «Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия»6, говорит Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность ситуации, он отправляется в Сербию, Малую Азию, Албанию, на многочисленные греческие острова в Эгейском море побывав, таким образом, практически на всей территории тогдашнего Константинопольского Патриархата. Там, где была возможность, Святой, организовывал школы. Его трудами было открыто более тысячи школ7.
Святой Косма побуждал состоятельных людей покупать святоотеческую литературу, чётки, малые кресты, головные покрывала и гребни. Книги раздавал он в подарок тем, кто знал грамоту или обещал учиться; платки - женщинам, чтобы они ходили с покрытыми головами; гребни давал людям, обещавшим не брить волос на голове8 и жить добродетельно; чётки и кресты - простому народу, прося всех молиться за жертвователей. Вдохновлённые горячей проповедью Святого, богатые люди купили более четырёх тысяч больших медных купелей (по цене 12 грошей за каждую9) и раздали их по храмам.
Поначалу народ настороженно и недоверчиво встречал проповедника. Он столкнулся с трудностями, лишениями, и даже с враждебностью местного населения. Но Святой говорил с людьми не как учитель с учениками, а на равных, простыми, понятными словами. Он никогда не превозносился: считал себя не учителем, но грешником, который не столько учит простых людей, сколько получает от общения с ними искреннюю радость и душевную пользу. Он любил свою паству и никогда не кичился своей учёностью и знаниями. И люди, чувствуя эту безграничную, жертвенную любовь, смирение и святость, горячо полюбили своего пастыря, заступника и благодетеля, ставшего для них духовным наставником и примером.