История сербского монашества на Святой Горе Афон является наиболее ясной и хорошо документированной почти на всем протяжении. Вероятно, монахи сербского происхождения жили в различных монастырях на Св. Горе задолго до создания здесь национальной обители. Однако наиболее значимым моментом в истории сербской общины на Афоне было появление здесь в 1191 г. сербского княжича Растка (3-го сына вел. жупана Стефана Немани). В качестве послушника он поселился в Русском Пантелеимоновом монастыре, где вскоре принял постриг с именем в честь прп. Саввы Освященного, а через некоторое время перешел в Ватопедский мон-рь (впосл. архиеп. Сербский прп. Савва I).
В 1197 г. к Савве присоединился отец, отрекшийся от престола в пользу 2-го сына - Стефана Первовенчанного и принявший постриг с именем Симеон (прп. Симеон Мироточивый). На их средства в Ватопеде был воздвигнут ряд построек, возобновлена разрушенная пиратами церковь в местности Просфора, приобретено неск. запустевших метохий, заселенных после этого выходцами из Сербии. За это святые Савва и Симеон были внесены благодарными насельниками Ватопеда в число ктиторов обители.
Мон-рь Хиландар. Собор и фиал
Во время паломничеств по А. св. отец и сын обратили внимание на развалины небольшого мон-ря в сев.-вост. части полуострова, между Зографом и Эсфигменом, заброшенного после пиратского разорения. Основанный не позднее 1076 г., этот мон-рь был посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, носил название Хиландар (Χελανδαρίου; болг. Хилендар) и в кон. XII в. принадлежал Ватопеду. Прп. Симеон испросил разрешение у своего свата имп.
Алексея III Ангела (на дочери к-рого был женат Стефан Первовенчанный) возобновить этот мон-рь как сербский («своему отьчьству утврьдите срьбскыи монастырь звати се»). Просьба была поддержана всем святогорским собором (за исключением Ватопеда) во главе с протом, и во 2-й пол. 1198 г. император издал хрисовул, к-рому предшествовал златопечатный сигиллий, о передаче Хиландара Симеону и Савве с возведением мон-ря в ранг царской обители, об освобождении мон-ря от всякой власти, включая власть прота, и возвращении возрожденной обители всех ранее принадлежавших ей владений и угодий. Учреждение серб. национального мон-ря на Св. Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью автокефалии, предпосылки этого были заложены в правление Стефана Немани, окончательно эта задача была решена его детьми святыми Саввой и Стефаном уже после смерти отца.
В 1199 г. император даровал Хиландару в качестве метохии мон-рь Зиг (Иваница, Йованица), в том же году св. Савва приобрел участок в Карее, на к-ром основал келлию с храмом во имя прп. Саввы Освященного для иноческих подвигов в уединении, ставшую еще одним центром серб. монашества на А., и дал ей особый устав («Устав Карейской келлии»). Вероятно, в то же время был составлен и монастырский устав для Хиландара. Незадолго до смерти, последовавшей 13 февр. 1200 г., прп. Симеон дал своей обители грамоту (подлинник погиб в Белграде в 1941), в к-рой пожаловал Хиландару большие владения близ Призрена. Кроме того, святые Симеон и Савва приобрели для мон-ря 14 малых обителей, а последний позднее еще и значительные земельные угодья в районе перешейка. Богатства мон-ря уже в то время позволяли пребывать там 200 монахам (однако численность их в нач. XIII в. не превышала 90 чел.). Большие пожалования Хиландару в Сербии были сделаны Стефаном Первовенчанным. На протяжении всего существования Сербской державы мон-рь находился под опекой ее правителей, сначала из династии Неманичей, позднее Хребеляновичей и Бранковичей. Продолжал пользоваться Хиландар (вплоть до завоевательных походов Стефана Душана во 2-й четв. XIV в.) и покровительством визант. императоров - в монастырском архиве сохранились хрисовулы и сигиллии Михаила VIII Палеолога, Андроника II, Андроника III, кроме того, ряд грамот известен по позднейшим упоминаниям.
Мон-рь Хиландар. Вост. часть
С самого момента своего возрождения серб. царственными иноками Хиландар занял особое место на Св. Горе, поскольку являлся главным, по сути придворным, мон-рем Сербии, ктиторией ее верховных правителей и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны, находясь при этом на значительном расстоянии от ее границ. Подобного положения не занимали ни болг. Зограф, ни рус. Пантелеимонов мон-ри, ни одна из прославленных греч. обителей монашеского полуострова. В иерархии обителей А. Хиландар занимает 4-е место (после Вел. Лавры, Ватопеда и Иверского мон-ря) и принадлежит к числу 5 обителей, из братии к-рых может быть избран протоэпистат Свящ. Эпистасии кинота Св. Горы. До сер. XIV в. из настоятелей и братии Хиландара были хиротонисаны мн. архипастыри Сербии: епископы Рашский Мефодий, Зетский Евстафий (впосл. архиепископ), архиепископы Иоанникий I, Савва II, Савва III, Никодим и Даниил II.
Пирг кор. Милутина. XIV в. (мон-рь Хиландар)
В хозяйственном, адм. и военно-оборонительном отношении даже в границах А. Хиландар представлял собой весьма сложную и разветвленную орг-цию, материальные следы к-рой в значительной мере сохранились до наст. времени. Постоянная угроза разбойничьих набегов с суши и в особенности с моря заставляли иноков заботиться не только о строительстве храмов и жилищ, но и об укреплении обителей, включая скиты, отдельные большие келлии и пристани. Наивысшего расцвета мон-рь, пострадавший (как и большинство др. святогорских обителей) от набегов каталанцев в 1308 г., достиг в правление кор. Милутина (Стефана Уроша II) (1282-1321). В то время здесь был возведен новый собор, вскоре после завершения строительства расписанный фресками (1317-1321), к-рые сохранились до наст. времени, были обновлены мн. монастырские постройки. Хиландар превратился в мощную крепость, способную выдержать длительную осаду. Грамотой 1299 г. кор. Милутин подтвердил все прежние пожалования мон-рю и сделал ряд новых богатых вкладов.
Евхаитская икона Божией Матери. XIV в. (мон-рь Хиландар)
В сер.- 2-й пол. XIV в. обитель, уже владевшая мн. святынями, привезенными с Востока еще свт. Саввой, получила реликвии, ставшие со временем неотъемлемыми символами Хиландара. Во время посещения мон-ря в 1348 г. царь Стефан Душан помимо проч. дал туда вкладом чудотворную
Евхаитскую икону Божией Матери, благодаря помощи к-рой он овладел в 1346 г. Серрами. Икона сохранилась в мон-ре до наст. времени в качестве литийной, однако в позднейшее время мн. чудотворения, совершенные по молитвам к этой иконе, стали приписываться иконе Божией Матери «Троеручица», к-рая была принесена в обитель из Скопье, вероятно в кон. XIV в., и почитается ныне как игумения мон-ря (к XVII в. монастырское предание отождествило этот чудотворный образ с иконой Божией Матери, принадлежавшей, по преданию, св. Иоанну Дамаскину и принесенной св. Саввой из Палестины).
Икона Божией Матери «Троеручица». Сер. XIV в. (мон-рь Хиландар)
Четверть века (1345-1371), когда Св. Гора в результате завоеваний Стефана Душана (1331-1355) входила в состав сначала его «Царства сербов и греков», а затем деспотства Углеши Мрнявчевича, сербы занимали господствующее положение на А. Из их числа выбирался прот. Мон-рь св. Пантелеимона, где давно уже преобладали серб. иноки, почти официально стал 2-й серб. обителью. Однако политика новых властителей, стремившихся к созданию сербско-греч. монархии, не была направлена на притеснение греч. мон-рей. Практически все святогорские мон-ри получили от серб. правителей щедрые пожалования и подтверждения своих льгот и имущественных прав, ряд хрисовулов был выдан Душаном на греч. языке.
Во времена наследников Душана, царя Уроша и деспота Углеши (1355-1371) сербским стал афонский мон-рь Св. Павла, основанный прп. Павлом Ксиропотамским в X в. в юж. части полуострова (между совр. Дионисиатом и Новым скитом). К нач. XIV в. мон-рь пришел в запустение и утратил самостоятельность, став келлией Ксиропотама. В посл. трети XIV в. он был возрожден серб. монахами из знатных фамилий - Герасимом (Бранковичем) (см. в ст. Бранковичи) и Антонием (Багашем). Согласно договору, Ксиропотамская и Свято-Павловская обители должны были составлять друг с другом единое целое. Обладавший знатными и богатыми покровителями мон-рь Св. Павла быстро приобрел значение «второй сербской лавры» и до нач. XVI в., пока существовал род Бранковичей, оставался их ктиторией. Судя по богатой б-ке и известиям о переводческой деятельности, обитель уже на ранних порах была значительным центром слав. духовной жизни на А. Первоначально сербским являлся и Дионисиат, основанный приблизительно в то же время (не позднее 1362) и получивший имя по основателю - духовному наставнику старца Исаии, подвизавшемуся в пуст. Св. Павла до ее превращения в мон-рь. С именем деспота Углеши традиция связывает создание обители Симонопетра.
«Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ)
Начиная с XV в., после завоевания турками Македонии, падения Сербского гос-ва и в особенности после конфискации османскими властями в 1569 г. монастырских владений (с правом их выкупа), экономическое положение святогорских обителей заметно ухудшилось (до посл. четв. XV в. ситуация отчасти компенсировалась покровительством, к-рое оказывала своим соплеменникам вдова султана Мара Бранкович, умершая в 1487). При этом на территории Османской империи у Хиландара продолжали сохраняться значительные метохи и мон-рь даже осуществлял новые приобретения. С кон. XV в. ктиторами Хиландара и мон-ря Св. Павла стали валашские и молдав. господари (воеводы), оказывавшие обителям денежную помощь. С XVI в. значительную поддержку серб. мон-ри получали от московских государей, в связях Св. Горы с Россией в XVI-XVII вв. Хиландар играл наиболее заметную роль. Вплоть до кон. XVII в. мон-рь оставался крупнейшим центром серб. (и слав. в целом) культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь Сербии.
Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в.
Относительно надежные сведения о числе насельников серб. мон-рей сохранились начиная с рубежа XV-XVI вв. В 1518-1519 (1489 ?) гг. их было 170 в Хиландаре и 190 в мон-ре Св. Павла, в 1530-1531 гг.- соответственно 132 и 34, в 1561 г.- 200 и 40, в 1569 г.- 60 и 15, в 1582-1583 гг.- 108 и более 50, в 1634-1635 и 1661 гг. в мон-ре Св. Павла (о Хиландаре сведения отсутствуют) жили соответственно 74 и 190 иноков; в 1677 г.- 800 в Хиландаре и 200 в мон-ре Св. Павла, в 1709 г.- 300 и 100, в 1765 г.- 220 и 90 (Фотић. С. 99).
После начала в 1691 г. великого переселения сербов во главе с Патриархом за Дунай, в австр. владения (в особенности после Белградского мира 1717), связи серб. обителей А. с Сербией существенно ослабели, число серб. насельников в мон-рях Св. Горы уменьшилось, их место постепенно заняли болгары (в т. ч. из Македонии). Мон-рь Св. Павла в XVIII в. стал греч., а Хиландар к концу того столетия превратился в болг. обитель и даже стал одним из главных центров болг. национального возрождения. Вновь поступать в мон-рь в значительном числе сербы начали после посещения А. серб. кор. Александром I в 1896 г. После второй мировой войны заселение обезлюдевшего Хиландара происходило первоначально за счет серб. эмигрантов, живших за пределами Югославии. Число монахов-сербов на А. в XX в. было невелико: ок. 16 чел. в 1903 г., ок. 28 - в 1965 г., в наст. время в Хиландаре подвизаются ок. 30 серб. иноков. Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. для организации помощи, упрочения связей с Хиландарским мон-рем и для изучения его многочисленных и разнообразных памятников в Югославии было создано Хиландарское об-во, печатным научным органом к-рого является «Хиландарский сборник». 800-летний юбилей обители, отмечавшийся осенью 1998 г., имел для сербов значение общенационального праздника.
Мон-рь Симонопетра. Фотография. Кон. XX в.
Кроме свт. Саввы и его отца прп. Симеона Мироточивого (пам. 14 янв. и 13 февр.) в лике святых прославлены подвизавшиеся на А. святители-сербы: архиепископы Сербские Савва II († 1271, пам. 8 февр.), его ученик и преемник Иоанникий I († ок. 1279, пам. 28 мая), Евстафий († 1279 (или ок. 1285), пам. 4 янв.), Никодим († 1325, пам. 11 мая), Даниил († 1338, пам. 20 дек.), Патриарх Сербский Ефрем II († ок. 1400, пам. 15 июня). Святостью жизни и трудами на Св. Горе прославились ученики прп. Григория Синаита митр. Иаков Серрский († между 1360 и 1365), прп. Григорий Молчаливый, ктитор Григориата († нач. XV, пам. 7 дек.), духовный писатель кир Силуан (XIV в.). В XIX в. на А. известен был серб старец-пустынник Пахомий, проводивший подвижническую жизнь в труднодоступных пещерах.
Ист.: Cmоjaнoвuћ Љ. Стари српски хрисовуљи, акти, биографиjе, летописи, типици, поменици, записи и др. Т. 1: Светогорски акти // Споменик Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1890. Т. 3. С. 1-57; Мошин В. Акти братског сабора из Хиландара // Годишњак Скопског филозофског фак-та. Скопље, 1939-1940. Т. 4. № 4. С. 173-203; Actes de Chilandar / Ed. par M. Živojinović et al. P., 1998. [Vol.] 1.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому. М., 1868; Никифор (Дучић), архим. Старине хиландарске // Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1884. Т. 56. С. 1-116; Анастасujeвuћ Д. Света Гора у прошлости и садашности // Српски књижевни гласник. Београд, 1907. Т. 18. С. 753-762, 844-856, 916-923; Димитриjевић Ст. М. Документа хиландарских архива до XVIII в. // Споменик Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1922. Т. 55. С. 20-31; Света Гора и манастир Хиландар (поводом хиљадугодишњице њеног оснивања). Београд, 1961; Новаковић С. Из српске историjе: Ист. цркве из XV в. Београд, 1966. С. 171-207; Хиландарски зборник. Београд, 1966-1998. Т. 1-10; Острогорски Г. Света Гора после Маричке битке // Зб. Филозофског фак-та. Београд, 1970. Т. 10, № 1. С. 277-282; Живоjиновић М. Светогорски пиргове и келиjе у средњем веку. Београд, 1972; он же. Историjа манастира Хиландара. Београд, 1998. Т. 1: (Од оснивања манастира 1198 до 1335 г.); Богдановић Д., Ђурић В., Медаковић Д. Хиландар. Београд, 1978; Трифуновић Ђ. Писац и преводилац инок Иcaja. Крушевац, 1980; Ђоровић В. Света Гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; Živojinović М. Le monastère de Chilandar et ses metoques dans la regione de l'Athos // ЗРВИ. 1987. Т. 26. С. 35-67; Давидов Д. Хиландарска графика. Београд, 1990; Кораћ Д. Света Гора под српском влашћу (1345-1371). Београд, 1992; Казивања о Светоj Гори. Београд, 1995; Друга казивања о Светоj Гори. Београд, 1997; Ненадовић С. Осам векова Хиландара: Грађење и грађевине. Београд, 1997; Манастир Хиландар. Београд, 1998; Осам векова Хиландара: Историjа, духовни живот, књижевност, уметност и архитектура. Београд, 1999; Трећа казивања о Светоj Гори. Београд, 2000; Фотић А. Света Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVIII в. Београд, 2000.
Источник