О предшественниках новозаветных подвижников и современных пустынножителей св. апостол Павел свидетельствует: они испытали поруганія и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткѣ, умирали отъ меча, скитались въ милотяхъ и козьихъ кожахъ, терпя недостатки, скорби, озлобленія; тѣ, которыхъ весь міръ не былъ достоинъ, скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли (Евр 11, 36–38).
Таких странников и добровольных изгнанников знал и Ветхий Завет, и Новый, но в наши дни чаще всего мы встречаем их в монашеских обителях. Они удаляются в пустыню и превращают ее в цветущий сад – с каким недоумением и завистью часто смотрят на Афон его соседи, дальние и ближние! Даже когда афонские монахи переселяются в другие страны и на другие континенты, и там бесплодная пустыняпроцвѣтаетъ яко кринъи источает воду живую, привлекая изнемогающих жителей бездуховного общества, жаждущих духовного наставления.
Откуда же берется у монахов сила терпетьнедостатки, скорби, озлобленія, которыми ополчается на них мир, не желающий в гордыне своей признать, что весь он не достоинъ этих немногочисленных странников и пустынных скитальцев? Откуда берется дивное духовное плодоношение, видимое даже плотским очам людей, связанных в сердце и в уме своем земными узами; плодоношение, привлекающее в монастыри – например, на Афон – тысячи и тысячи мирян? Имя этой силе и плодородию – животворящий и спасительный крест Христов. Уповая на силу креста, монахи, познав истинную цену мирских радостей, удаляются в пустынное уединение не по недостатку любви к людям, но напротив – по изобилию любви, которая руководит ими в чистой молитве за весь род человеческий.
С непониманием и насмешкой смотрят на монахов буии гордецы мира сего. Ближние и дальние осуждают их, думая, что они оставляют мир, убоявшись его неприязни. Но монахи покидают мир совсем не потому, что тот их отверг, "но потому, что пустыня их призывает, и тихий, частью даже печальный глас ее для них стократно вожделеннее, нежели шумные радости мира" (Филарет, т. 2, с. 121). Они уходят на Афон, или на Синай, или в другие пустынные места,где принимают на себя монашеский крест в надежде на милость Божию. Так мы и слышим в чине монашеского пострига: "Самъ бо Господь рече: аще кто хощетъ въ слѣдъ Мене идти, да отвержется себе, и да возметъ крестъ свой и да послѣдуетъ Мнѣ: еже есть готову присно быти даже до смерти, на всякое исполненіе заповѣдей Его".
Именно эти и подобные им слова из Св. Евангелия легли в основу возникновения и развития монашества. С апостольских времен и поныне истинно слово Господне: кто не беретъ креста своего и не слѣдуетъ за Мною, тотъ не достоинъ Меня (Мф 10, 38). И еще: аще кто грядетъ ко Мнѣ, и не возненавидитъ отца своего, и матерь, и жену, и братіъю и сестеръ, еще же и душу свою, не можетъ Мой быти ученикъ(Лк 14, 26).
Грозные слова Христовы заставляют мыслящего человека серьезно относиться к крестоношению. Человек, который любит кого-либо или что бы то ни было больше Христа, не достоин Христа, не принадлежит Христу. "Достоин Христа тот, кто молитвенно и смело переносит все страдания, все муки, вплоть до крестной смерти. .... Не сами по себе страдания делают человека достойным Христа, но страдания, через которые человек идет за Христом.
Последователь Христа должен быть готовым на смерть за Христа, причем смерть самую страшную, смерть крестную. Он должен распять себя миру и мир себе, распять себя сластям и страстям мира, умертвить в себе все, что связывает его с миром и отделяет от Христа. Слово крестъ и значит страдание и распинание себя ради Христа; еще оно значит: ненавидеть душу свою, ненавидеть все греховное и грехолюбивое в ней, ненавидеть и распять ее, чтобы она воскресла со Христом в добродетели Христовы" (преп. Юстин, Толкование на Матфея, с. 309–10). Основа для такого последования Христу есть любовь, причем именно любовь небесная, по слову преп. Макария Великого, когда человек "не принимает в себя и не примешивает никакой другой любви и приверженности, чтобы не положить тем препятствия духовному, не возвратиться вспять и, наконец, не отпасть от жизни" (Макарий, Беседа V, 7; с. 728). Такие люди "всецело отреклись от себя, возгнушались всеми мирскими пожеланиями, связями, развлечениями, удовольствиями и занятиями, имея пред очима единого Господа и возжелая творить Его заповеди" (там же, 8).
Преп. Симеон Новый Богослов поясняет, как таинство креста становится образом примирения с Богом, орудием спасения и источником силы и мудрости для души человеческой: если "на кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо крест и чтится и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения... образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом... Те, которые уразумели сие таинство и на самом деле опытно познали власть и силу, какую имеет крест на демонов, познали также, что крест дает душе крепость, силу, смысл и божественную мудрость, – эти с великою радостию восклицают: мнѣже да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего, имже мнѣміръ распяся и азъ міру (Гал 6, 14)" (Симеон НБ, Слово 1 – т. 1, с. 27). Иными словами, примирение и содружество с Богом и есть истинная цель монашеского крестоношения:въ одномъ тѣлѣпримирить обоихъ съ Богомъ посредствомъ креста, убивъ вражду на немъ(Еф 2, 16).
Пример монахам (как и всем христианам, желающим следовать за Христом) подает Сам Подвигоположник Господь Христос:съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще, взирая на начальника и совершителя вѣры Іисуса, Который, вмѣсто предлежавшей Ему радости, претерпѣлъ крестъ, пренебрегши посрамленіе, и возсѣлъ одесную Престола Божія. (Евр 12, 1–2). Но и в древности, и в настоящее время не все люди одинаково воспринимали и воспринимают благую весть о кресте, ибо слово о крестѣдля погибающихъ юродство есть, а для насъ спасаемыхъ сила Божія. (1 Кор 1, 18).
«Крест, из-за того, что стал Христовым, стал всеспасоносным. Господь Христос – его сила. Это чувствуют всем своим существом те, которые силою креста спасаются от всякого греха и от всякого зла. При этом им не нужны никакие доказательства "человеческого разума", ибо спасение они постоянно переживают как свою самую прямую и самую очевидную реальность. Вера их объединяет со всемогущим Господом Христом, и они своим переживанием познают, что крест получает свою спасоносную силу от Спасителя, распятого на нем» (о. Юстин). Тот же крест дляпогибающихъ,т. е. находящихся вне Христа, есть юродство. Потому что вне Христа все только одна смерть, гибель, зло, диавол.И по сей день, как и во времена свв. Апостолов, міръ во злѣлежитъ(1 Ин 5, 19), и таким он пребудет до конца времен, когда зло будет побеждено окончательно.
Поэтому без отвержения злобы этого мира нельзя достичь вышнего Иерусалима, Царства Божия. Потому и отвергнувшие мирские сласти, соблазны и удовольствия всегда будут казаться "друзьям мира" юродивыми. Но безумие это мнимое – отчуждение от мира заповедано Самим Господом и спасительно для человека: "Нужно сначала смириться и стать чужим для мира сего. Как показывает нам пророк: видѣлъ я Сына Человѣческаго, и видъ Его бесчестенъ, умаленъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ(Ис 53,3). Слово Божие, прийдя и став для нас путем и вратами вышнего града, указало нам смиренным сердцем в веке сем стать безумцами (ср. 1 Кор 3, 18)" (Макарий, с. 437–8).
Человек, живущий на земле, находится между адом и раем, между преисподней и небом, и от того, как он воспринимает крест – как юродство или как спасение – зависит его участь в вечности. Для "разума, которыйсмотрит на вещи поверхностно, и поверхностно рассуждает, который смотрит на форму, а не на силу, крест есть юродство." (о. Юстин).Как могут монашествующие избежать такой поверхностности, такого пагубного двоедушия и разномыслия в восприятии креста? Через веру. Ибо вера дает возможность через крест победить любой грех, любое зло, любую смерть. Монах своей жизнью и подвигом ради Христа и во Христе объединяет разделенное и разъединенное, небо и землю:чтобы посредствомъ Его примирить съ Собою все, умиротворивъ чрезъ Него, Кровію креста Его, и земное и небесное(Кол 1, 20).
Бесконечность Божия вселяется во Христа и делается прикосновенной для конечных существ, т. е. для всех нас. "Высочайшая духовность Божия вселяется во Христа и не только сближается с низшей духовностью души человеческой, но проникает, объемлет и наполняет Божественными силами самую телесность Его человечества ... Оный Свет неприступный, оный огнь поядаяй ... вселяется во Христа и, умеряемый Божественным Его человечеством, является в Нем отверстым источником света и воды живыя для омраченного и умерщвленного грехом естества" (Филарет, т. 1, с. 75–76 ). В насыщении пяти тысяч пятью хлебами мы видим, как эта сила переходит от Христа на Апостолови на народ, внимающий Слову Божию.
В таинствах Церкви Божественная сила передается верующим. Благодать Божия через Христа всегда готова восполнить любой недостаток, исцелить всякую немощь, очистить всякий грех человеческий. Не все приближающиеся ощущают и принимают эту силу, но только те, кто перестал надеяться на свое человеческое душевное и умственное "богатство", приобретенное в миру по образу и подобию века сего. Принимают крестную силу те, кто не ужаснулся от слов Христа, как ученики ужаснулись отъ словъ Его.Ибо и сегодня Іисусъ опять говоритъ имъ и нам въ отвѣтъ: дѣти! какъ трудно надѣющимся на богатство войти въ Царствіе Божіе! (Мк 10, 24).Господь ублажает нищету духовную и сокрушенное сердце, сознающее свое недостоинство и смиренно готовое измениться от прикосновения десницы Вышняго (ср. Пс 76, 11).
Жизнь в Церкви, и монашество по преимуществу – это постоянное обновление человека. Сила Божия обновляет, перерождает, преображает его. Этой силой монах ощущает всем своим существом, "что Господь Христос действительно единственный Спаситель от всего смертного, греховного, демонского, действительно единственный истинный Бог и Господь".
Для нас, спасаемыхъ, на самом деле крест – это сила Божия. Им мы спасаемся от триединой пагубы: греха, смерти и диавола. По опыту всего человечества мы знаем, что нет такой человеческой силы, которая может победить грех, зло, диавола, смерть. Любой человек, который хотя бы раз в жизни пробовал побороть грех в себе, непременно сталкивался с человеческой немощью и бессилием. Ни разум, ни воля, ни решимость человеческие в одиночку не в состоянии победить грех и его последствия, ибо, по слову преп. Иоанна Лествичника, "земное не может исцелить земных" (Слово к пастырю, гл. 1, 6).
Только чудо Божие, принятое через всесовершенное доверие Творцу и Спасителю и через веру во всемогущество Божие способно преодолеть греховные склонности в человеке. Плотской, чувственный разум сопротивляется любой попытке возобладать над грехом. Человек, который полагается и надеется на собственные силы, на свое богатство,неизбежно погибает. Только вера в Божественные силы креста может его вывести из этого тупика. Это опыт свв. Апостолов, мучеников, преподобных и праведников. Любой христианин может его проверить и подтвердить собственным опытом. Монашествующие отличаются от мирян только тем, что стараются идти этим путем наиболее последовательно.
В чине пострига монах обещает: "отложить и бессловесные мысли и дѣянія, и сподобиться воспріяти иго Твое благое, и легкое Твое бремя и взяти крестъ, послѣдовати Тебѣ Владыцѣ...." Монашеский путь неизбежно исполнен скорбей и страданий, "ибо многими скорбьми подобает намъ внити въ Царствіе Божіе(Деян 14, 22).
Итак, не сомневайся душою твоею и не расслабевай ни в чем сердцем твоим, но вспоминай Апостольское слово: аще и внѣшній нашъ чѣловѣкъ тлѣетъ, обаче внутренній обновляется по вся дни (2 Кор 4, 16). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест. Когда же перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его" (Варсануфия и Иоанна Руководство к духовной жизни, 2). Без страданий, без претерпевания досаждений и поношений (от людей и от бесов) взойти на крест нельзя, а значит нельзя и спастись: "прежде креста Владыка наш Иисус Христос претерпел многие досаждения и поношения, и после сего уже восшел на крест.
Подобным образом и никто не может достигнуть совершенного и многоплодного безмолвия и упокоения святого и совершенного, если прежде не спостраждет Христу и не претерпит всех страданий Его, вспоминая слова Апостола: аще съ Нимъ страждемъ, съ Нимъ и прославимся (Рим 8, 17).
Не обольщайся: иного пути спасения нет, кроме сего". (Варсануфия и Иоанна Руководство к духовной жизни, 342). Никакие пособия и подсобные средства (даже самые благочестивые) не помогут монаху достичь цели монашеской жизни, если он устрашится креста и не предаст себя всецело, по великой любви, распявшемуся за род человеческий Господу Христу. Потому и призывают богомудрые наставники монашества:"Оставим тростяный жезл (Ис 36, 6) и возьмем жезл креста, силою коего утверждаются хромые, восстают мертвые, которым хвалился Апостол (Гал 6, 14), коим мы освободились от предательства, предоставив себя Распявшемуся за нас. Он Сам упасет сим жезлом нас – овец Своих, и отгонит от нас кровожадных волков"(Варсануфия и Иоанна Руководство к духовной жизни, 105).
Крест монашеский это сугубый крест, ибо монахи спасаются не только терпением попускаемых Господом скорбей, общим для всех христиан, но и сугубым монашеским подвигом, то есть скорбями и лишениями, добровольно на себя принимаемыми по примеру Подвигоположника. Немногие способны на это, поэтому во все времена только немногих Господь призывал и призывает следовать монашеским путем.Спастись можно и в миру, и прежде всего – благодарным терпением находящих скорбей и болезней – того креста, который милостивый Бог посылает каждому человеку во спасение.
И в миру человек, если много потрудится, может соделать сердце свое тайной клетью для молитвы Отцу Небесному и так удалиться во внутреннюю пустыню от мирских соблазнов и удовольствий, от нечистых плотских похотений и душевных страстей. Но ныне с каждым годом такой путь становится все труднее и труднее: грехи и пороки, прежде публично осуждаемые, объявляются в современном обществе нормой, а благочестие, напротив, осуждается, а порой и преследуется. На наших глазах исполняется пророчество Господа о всеобщем оскудении любви через умножение беззакония (Мф 24, 12).
Поэтому более разумные и смиренные миряне прибегают к пустынножителям, чтобы просить их молитвы, пользоваться их руководством в уверенности или в надежде, что именно монашеское крестоношение поможет миру очистится от всякой скверны. Верим, что Господь дастъэтим ищущим спасения людям по сердцу их (ср. Пс 19, 5) и не посрамит их упований. Аминь.
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, РПЦЗ
Цитированные источники:
Преподобныхъ Отцевъ Варсонуфія Великaго и Іоанна руководство къ духовной жизни, въ отвѣтахъ на вопрошенія учеников. Репринт. М., 1995.
Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова, т. 1, М., 1892.
Преподобнаго отца нашего Іоанна, игумена Синайской горы, Лѣствица, в русскомъ переводѣ. Сергіевъ Посадъ, 1908.
Святитель Филарет Московский, Слова и речи, в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. Graec. 694). / Изд. подг. А. Г. Дунаев. М., 2002.
Архим. Јустин (Поповић). Тумачење светог еванђеља по Матеју. Београд, 1979.