8-9 октября 2014 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошло Собрание игуменов и игумений Русской Православной Церкви, в котором принял участие игумен монастыря Симонопетра на Святой Горе Афонархимандрит Елисей, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Собрание, посвященное теме «Преподобный Сергий Радонежский — возродитель традиции общежительного монашества на Руси», проводилось в рамках празднования 700-летия Преподобного; оно стало первым столь представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века, с начала возрождения монастырей и монашеской жизни в России.
Открыл Собрание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В президиуме, помимо Патриарха, находились: митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь); архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской духовной академии; архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон; игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по делам монастырей.
Особо интересным на форуме был доклад настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елиссея, который поделился с присутствующими опытом монашеского служения на Святой Горе Афон.
«Частной литургией» он назвал келейное монашеское правило. По его словам, духовнику нужно учитывать «степень телесной выносливости, темперамент и характер монашествующего. Правило с одной стороны должно быть по силам, а с другой - мало по малу усложняться». Монах должен исполнять его ежедневно, «с вниманием, смирением и полным осознанием того факта, что не ты предлагаешь Богу нечто, но предстаешь перед Ним, испрашивая Его милости». Духовный отец наблюдает как монашествующим исполняется правило и на исповеди подробно расспрашивает: «как идет молитва? есть ли проблемы со сном? устает ли он от поклонов? следует ли заниматься больше? какие подвижнические сочинения следует читать, чтобы сильнее разжигалось сердце и т. д. Регулярный пересмотр келейного правила является существенным показателем духовного возрастания каждого сознательного монаха», - отметил архимандрит Елиссей. Келейное правило должно совершаться ночью, в уединении.
Архимандрит Елисей упомянул, что монах должен быть готов к тому, что будет испытывать проблемы, «связанные со сном, с телесной или душевной болью, с усталостью, с тоской, с опустошением сердца, смятением помыслов, с унынием...». Утешением тут может служить совет духовника Симонопетровской обители, ныне покойного, старца Эмилиана:«не стоит забывать — что то что вы испытываете - неслучайно. Это подтверждает, что молитва начинает становиться нашим настоящим переживанием, нашим настоящим занятием. Следует помнить, что в начале, чтобы не сказать долгие годы, и иной раз и навсегда, гораздо полезнее иметь проблемы и препятствия и трудности, чем наслаждение. Потому что, когда мы сталкиваемся с препятствиями, подвергается настоящему испытанию наша воля, наша свобода и наша любовь к Богу: имею ли я в глубине своей души любовь; есть ли внутри меня божественная любовь; обращена ли моя воля ко Господу?».
По словам святогорского игумена, имеет значение и отношение монаха к своей келье, потому что она не столько место для отдыха, сколько «арена подвижнической брани и место встречи с Богом. Некоторые древние монашеские тексты сравнивают келью с Вавилонской печью, где монах, подобно трем отрокам, испытывается, очищается и готовится к встрече с Богом».
Выступивший перед присутствующими митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церквовь) отметил, что «в опыте греческой традиции и на Святой Горе Афон невозможно, чтоб игумен не был личным примером во всем для насельников монастыря. В лице настоятеля - игумена братия монастыря соединяются с Церковью. И неся послушания в Церкви, монахи должны выполнять их так, как если бы делали это для Христа и ради Христа».
По мнению митрополита Афанасия, только Христос должен быть единственной радостью, единственным отдохновением и упокоением для монаха. «Монаху не нужен отпуск, потому что он полон. Ему не нужно отдохновение, как мирским обычным людям, потому что это ему подает сам Христос», - считает кипрский архипастырь.
Участники собрания имели возможность обсуждать доклады и задать вопросы выступавшим.
В завершение архиепископ Феогност предложил испросить благословение у Патриарха Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви.
В завершение конференции председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност предложил испросить благословение у Святейшего Патриарха Кирилла на ежегодное проведение Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Он также поблагодарил собравшихся за работу и неформальное отношение к обсуждаемым вопросам монастырской жизни.
Архиепископ Феогност особо отметил неравнодушное отношение к русскому монашеству представителей Святой Горы Афон и Кипрской Православной Церкви, которые нашли возможность посетить этот форум.
В работе Собрания приняли участие 150 игуменов и 205 игумений, представляющих 92 российские епархии, 10 епархий Белорусского экзархата, 4 — Украинской Православной Церкви, 3 — Православной Церкви Молдовы, 1 — Митрополичьего округа в Республике Казахстан и 1 — Среднеазиатского митрополичьего округа.
Использованы материалы Рatriarchia.ru и Е-vestnik.ru
Дополнительно см.:
Значение молитвы и роль настоятеля в организации духовной жизни монастыря стали ключевыми темами монашеского Собрания