4 февраля 1965 года в Париже преставился видный православный богослов, толкователь и переводчик Священного Писания епископ Кассиан (Безобразов). Пройдя шестилетний духовный искус в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, владыка Кассиан на всю жизнь оставил в своем сердце память о Святой Горе и ее великом наследии. Как писал впоследствии о нем французский богослов о. Ф.Руло, проведя шесть лет «на Афоне, в монастыре Святого Пантелеимона, где сохранилось древнее наследие русского монашества, он соединил научный экзегетический поиск современного Запада и духовную традицию византийского Востока».
....................................................
Епископ Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безобразов) родился в 1892 году в городе Санкт-Петербурге в семье сенатора Сергея Владимировича Безобразова и супруги его Веры Антоновны Арцымович. В 1914 году он окончил историко-филологический факультет Петербургского Императорского университета и там же занимался преподавательской деятельностью. Во время большевистской богоборческой революции был арестован и сослан в Туркестан. В 1922 году вернулся в Петроград, смог с родителями выбраться в Сербию, а оттуда в Париж, где стал профессором Богословского института.
Сергей Сергеевич женился на рабе Божией Любови, которая вскоре умерла, не оставив ему детей. После ее смерти, 7 июня 1932 года, он решил принять монашество и в церкви Сергиевского подворья в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) был пострижен в мантию с именем Кассиан. Там же 10 июня 1932 года он был рукоположен в иеродиакона, 13 июня того же года в иеромонаха, а 28 декабря 1936 года был возведен в сан архимандрита.
26 ноября 1940 года отец Кассиан приехал на Святую Гору Афон с целью поступить в братство Русского Пантелеимонова монастыря, где старцы его с радостью приняли. Основное послушание отец Кассиан проходил как чередной иеромонах. Вся братия дивилась его решительности проводить строго подвижническую жизнь. Его невозможно было никак выделить из братии. Он со всеми ходил на трапезу, со всеми исполнял общие послушания, со всеми стоял на службе, одевался как все. Он перестал заниматься своими богословскими трудами и под руководством духовника Виссариона (Хлыстова) всецело предался деланию Иисусовой молитвы. Все шло самым лучшим образом, пока не случилось одно несчастье, которое заставило его вновь изменить направление своей жизни.
Его сестра Ольга, которая была замужем за доктором Григорием Чеботаревым, и их сын Алексей жили и работали на Пирге (около Афона). В августе 1944 года они были убиты при ограблении арнаутами (крещеными турками). Этот случай был для него тяжелым ударом. Отец Кассиан не смог больше находиться рядом с этим трагическим местом и вскоре после этого, 17 июля 1946 года, уехал в Париж.
Так закончилось шестилетнее пребывание отца Кассиана на Святой Горе Афон. С одной стороны, это короткий срок для подвижничества, но на мировоззрение отца Кассиана пребывание на Святой Горе повлияло решительным образом. Именно на Афоне он понял, что духовный мир и земной мир — две не совместимые друг с другом реальности, два параллельно существующих мира, как огонь и вода. И любая попытка объединить их обречена на провал.
В своей книге «Царство Кесаря перед судом Нового Завета», которая вышла в Париже в 1949 году, он пишет: «На протяжении своего многовекового исторического пути христианская Церковь, в лице носителей ее сознания, не только осуществляла — снова и снова — свое право судить о государстве, с которым она имела дело, по его достоинству, но пыталась привлечь его на служение Христу, пронизать государственные учреждения светом Христовым, вдохнуть Его дух в государственные формы. Ни одна из этих попыток не удалась. Наши предки — в XV веке — были свидетелями крушения Византии. Третий Рим рухнул на наших глазах. И трагедия России, причина ее падения, заключалась прежде всего в том, что она пыталась соединить несоединимое: тоталитарное государство с христианским строем жизни, царство кесаря с Царством Божьим».
Несмотря на такой печальный опыт Церкви, отец Кассиан призывает нас, христиан, не складывать руки, а неутомимо работать во славу Бога при любых обстоятельствах и при любых государственных системах. «Опыт прошлого и познание истинной природы государства, — заключает отец Кассиан, — не позволяет нам мечтать о христианской державе на земле. Но путь христианского делания в государстве открыт и нам, даже больше: он нам указан, как наш долг. По слову апостола (см. 2 Петр. 3, 12), грядущее преображение предуготовляется нашим усилием здесь, на земле. И когда в пророческом видении Тайнозрителя вострубил седьмой ангел, тогда «раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Апок. 11, 15). Невозможное человекам, возможно Богу. Посаженному в землю дереву рост дает Бог, но человек насаждает и поливает (см. 1 Кор. 3, 6-9). В Царство Славы ведет далекий путь, начинающийся в царстве мира. И Божественная благодать венчает труд человека — долгий, упорный и неблагодарный — в царстве мира и над царством мира».
В Париже о. Кассиан становится членом епархиального совета Русского экзархата Константинопольского патриархата и доцентом Свято-Сергиевского Богословского института на кафедре Священного Писания Нового Завета.
В 1947 г. он защитил докторскую диссертацию по теме «Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна»), став профессором. Также он был назначен почётным доктором богословия Фессалоникийского университета (Греция).
28 июля 1947 года о. Кассиан рукоположен во епископа Катанского, викария экзарха Константинопольского Патриарха в Западной Европе. С этого же года — ректор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Вскоре он опубликовал большую монографию: «Христос и первое христианское поколение», которая была издана в Париже в 1950 году.
Став архиереем, владыка Кассиан продолжал и впредь поддерживать постоянную связь со старцами русской обители на Афоне. В 1957-1964 годах он неоднократно писал письма игуменам Руссика, сохраняя с ними духовно близкие отношения.
В 1950-е годы по вызову Константинопольского патриарха он неоднократно ездит в Константинополь. В 1954 году читал серию лекций студентам Богословской школы на острове Халки.
В 1951—1964 годы был председателем комиссии Библейского общества по усовершенствованию русского перевода Нового Завета. Редактор нового перевода на русский язык Нового Завета, опубликованного во Франции, Великобритании, США, России.
Преставился владыка Кассиан 22 января / 4 февраля 1965 года в Париже. Похоронен в склепе церкви Успения Божией Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Использованы материалы из книги: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Т. 1. Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012