Интервью с наместником Московского Свято-Даниловского монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым).
— Отец Алексий, в праздник Крещения Господня Вы вместе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом побывали в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Пожалуйста, расскажите немного об этой поездке.
— В 2016 году исполняется тысяча лет русскому монашеству на Афоне, и по всему видно, что настало время «собирать камни». Обитель преображается на глазах. Духовная жизнь не стоит на месте, в монастырь приходят молодые монахи, и это очень важно.
Был период, когда из Свято-Пантелеимонова монастыря ушли старые братья, а пополнения из России не было. Сейчас в монастыре подвизается около 80 человек — русские, украинцы, молдаване. Конечно, и этого недостаточно, — много послушаний, много трудов, много молитвы, но чувствуется, что есть пополнение, есть дух молитвы, духовный оптимизм.
Вместе с братией и паломниками мы молились за продолжительными афонскими богослужениями, ходили крестным ходом к морю, приняли участие в чине освящения воды, который совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Все было очень торжественно.
В Крещенский сочельник богослужение старшей братии в соборе обители возглавил игумен Иеремия (Алехин). Отцу Иеримии 100 лет, что не мешает ему бывать на всех службах, молиться, принимать участие в братской трапезе.
В сам праздник Крещения богослужение возглавил архиепископ Феогност. Накануне, с пятницы на субботу, владыка поднимался на вершину горы, где тоже служил Литургию.
Надо сказать, что не только мирянам, но и монашествующим священникам довольно непросто участвовать в долгих афонских службах, особенно тем, кто нечасто бывает на Святой Горе. Но духовный подъем, который переживает человек после посещения этой святыни, настраивает на подвиг, и это ощущают все, кто посещает Русский Афон.
— Что есть Афон для русского монашества?
— Афон для нас — это прежде всего духовный ориентир, образец подвижничества и молитвы. Это пример доброго отречения от мира, отречения, в котором много внимания уделяется духовному созиданию. Нет сомнений, что развитое хозяйство необходимо любой обители, и без этого не обойтись, но самое главное — служение Богу и ближнему.
Афон в большой мере служит паломникам. Люди со всех концов земного шара приезжают сюда, чтобы помолиться, напитаться духом монашеской республики, и афониты с любовью принимают всех.
— На Святую Гору монахи отправляются в поисках уединения, молитвы, но и здесь мир не оставляет их: приходится принимать паломников, о которых надо заботиться...
— Мы обогащаемся от святыни. Я давно не был на Святой Горе. Старшая братия, которая в свое время уехала на Афон из Лавры, очень радушно встретила нас, мы не почувствовали, что обременяем кого-то своим присутствием. Но ведь есть естественные ограничения: монастырь не может принять, например, 1000 человек в день.
Для братии не так просто предоставить ночлег и питание всем желающим. Однако у монастыря есть планы по развитию паломничества, но забота о приезжающих не должна расстраивать монашескую жизнь. Как говорил отец Кирилл (Павлов): «Каждый должен делать свое дело».
— Чувствуется ли, что духовная жизнь здесь на первом месте?
— Конечно, духовная жизнь здесь главное. Нет постороннего народа, нет суеты, все подчинено «единому на потребу». Молитвословия, которые совершаются в течение суток, это не звук строек, не шум работ... Если идет строительство, то оно необходимо для братии, молитвы и паломников. Впрочем, радуют и реставрация, и ремонт — ведь это созидание чего-то нового.
Есть духовничество, есть старчество на Афоне. Монастырь стремится хранить старые устои. У отца Иеремии и отца Макария окормляется вся братия, они известны как опытные духовники многим людям в миру, к ним часто обращаются за советом.
В свое время Афон славился просветительской и издательской деятельностью. Эти направления, хорошо было бы и дальше развивать.
— Афон называют монашеской республикой. Мирно ли в этой республике сосуществуют люди разных национальностей?
— Афон действительно многонационален, например, в греческом монастыре мы встретили брата родом из Польши. Да, монахи мирно общаются друг с другом, все пребывают в согласии.
— Могут ли монахи из русских монастырей приезжать на Афон?
— Да, Господь так устраивает, что такая возможность есть, и она расширяется. Конечно, братии приходится больше напрягаться, но Господь и укрепляет, и помогает. В Русский монастырь приходят молиться не только русские, но и украинцы, и молдаване, и румыны. Так что это большое благо для всех православных.
Беседовала Екатерина Орлова
По материалам сайта prihozhanin.msdm.ru.