По сообщению греческого агентства церковной информации Romfea.gr, Священный Кинот Афона намерен отказаться от участия в юбилейных торжествах по случаю 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе, если не будут выполнены требования, высказанные ответственной эпитропией Кинота еще в июне прошлого года в Москве.
Ссылаясь на свои источники, Romfea.gr также сообщает, что Священный Кинот намерен пригласить на юбилей на Афоне президента Украины П. Порошенко, что создаст, по словам Romfea.gr, дополнительные трудности проведению торжеств.
Заявление Кинота является реакцией на сообщение пресс-секретаря Патриарха Московского священника Александра Волкова о том, что посещение Афона Патриархом Московским Кириллом в связи с юбилейными торжествами намечено на конец весны этого года. Romfea.gr уточняет, что в связи с этим Кинот направил ноту гражданскому губернатору Афона, в которой выразил недоумение о предстоящем визите и попросил разобраться в происходящем. Не понятно, однако, чем обусловлен подобный тон этой рефлексии, ведь точная дата визита, как сообщал о. Александр Волков, еще будет согласована с Константинопольской Патриархией и Священным Кинотом.
Как сообщает корреспондент в Греции И. Захаридис, истинная причина фактического отказа и некорректного тона кроется в принципиальном неприятии некоторыми членами Кинота (не всеми) самого предмета празднования. По мнению ряда представителей Кинота, русского монашества, как субъекта, вообще не существовало на Афоне до 30-х гг. XIX века, когда русские, якобы, хитростью захватили Пантелеимонов монастырь. По их мнению, и само наименование "Русский" (или Русик) не имеет отношения к России и связано с другими топонимами (указываются различные гипотезы, отождествляющие с Далматскими или Сербскими наименованиями).
Утверждение, что русского монашества никогда не было на Афоне, не является новым. Представители Кинота в этом отношении проявляют преемственность от своих предшественников XIX и начала XX вв., когда под влиянием идей греческого национализма начались открытые и беззастенчивые попытки изменить международное всеправославное значение Афона.
И. Захаридис из Греции