Важными событиями в жизни Русского монастыря в XVIII веке были «выходы» главной святыни обители «в мир». Так, в 1744 году глава св. великомученика и целителя Пантелеимона была доставлена в Константинополь, где в то время свирепствовала эпидемия, а затем достигла и Молдовлахийских земель, которые подвергались той же опасности.
Описание этого знаменательного «посещения» святым великомучеником страждущего христианского народа мы находим в одном из актов молдавских господарей, а именно в грамоте господаря Молдовлахии Иоанна: «Так случилось и нам своими очами видеть содеянные великомучеником и целителем Пантелеимоном над нами чудеса и благодеяния, которых мы удостоились в то время, как по милости Божией нам вверено было державным царством княжество Молдовлахийское.
Ибо когда честная глава его, составляющая драгоценность и великое сокровище царского ставропигиального священного монастыря, что на Святой Горе Афонской, называемого Русским, принесена была в Константинополь одним из подвизающихся там отцов по имени Серафимом, иеромонахом, то, услышав о прибытии оной, мы сочли долгом призвать с горячностью и верой заступление его к нам... и — о чудо! — очевидно увидели вскоре прибывшую и неотложно оказанную нам помощь святого в том, о чем мы молились.
Почему мы и приняли оную в нашем дворце в Константинополе, где во время бытности нашей при свирепствовании тяжкой болезни, называемой чумы, случилось заразиться (ею) некоторым из наших домашних, но от присутствия честной главы при ежедневном с надлежащим благоговением и верою молебствии, и с совершением водосвятия, зло утихло и не имело более силы заражать и совершенно касаться кого-нибудь оттоле.
Итак, мы, видя скорую помощь святого, добрым делом сочли оставить (главу) при себе, пока достигнем телесно во врученное нам княжество, но и здесь с Божией помощью и молитвой святого источила она нам множество чудес во все то время, как была при нас. За все те (благодеяния) мы сочли неизбежным долгом отослать ее (главу) в ее собственную обитель с честью и приличным напутствием, и возможным денежным пособием».
Из приведенного рассказа явствует, что перенесение честной главы св. Пантелеимона в Константинополь было предпринято новоизбранным господарем по собственному почину и что в дальнейшем он сам взял святыню с собой, дабы она оберегала его от морового поветрия как в Константинополе, так и на пути к месту княжения.
Весьма удачно произошедшее описывает еп. Порфирий (Успенский): «В 1744 году монастырь Руссов послал в Константинополь таксидиара своего, иеромонаха Серафима, за сбором милостыни с главою св. Пантелеимона. Тогда случился там молдавский господарь Иоанн Николай. В его доме появилась чума и заразила некоторых домочадцев. Отец Серафим позван был туда с оною главою, молебствовал, святил воду; и никто не умер от смертоносной язвы. Господарь, видя такое благоволение Божие и многие чудеса в других домах, принял в свое призрение монастырь св. Пантелеимона, дал ему значительное денежное пособие и пожаловал свой хрисовул в июле 1744 года...».
Между тем в отдельных исследованиях можно встретить и несколько иную версию событий. В частности, указывается, что в 1744 году чума уничтожила каждого десятого в Константинополе, причем пострадали, как это обычно и бывает при эпидемиях, отнюдь не только представители простого народа. В связи с разразившимся бедствием власти и жители Константинополя будто бы и попросили монастырь Св. Пантелеимона послать в город главу Целителя. Слова грамоты молдавского господаря «зло пресеклось и более не могло повредить или вообще прикоснуться к кому-либо» в таком контексте воспринимаются как относящиеся не только к его домочадцам, но в целом к положению дел в столице.
Однако основным источником сведений о прибытии в Константинополь главы Великомученика служит тот же акт 1744 года, что дает основание видеть в подобном истолковании слишком вольную интерпретацию источника.
Грамота воеводы Иоанна Николая об освобождении монастыря Домны от платы десятины с некоторых хозяйственных предметов. 1744 г.
Глава св. Пантелеимона покидала Русский монастырь в XVIII веке не один раз: в хрисовуле господаря Константина Раковицы говорится о посещении его (около 1750 года?) монахом со Святой Горы Мелетием, который принес с собой главу Великомученика, каковую господарь удостоился «принимать в своем господарском дворце, поклониться (ей) и лобызать (ее), и увидеть, как она источила чудеса» в ответ на его моления.
Наконец, сохранилось описание принесения главы св. Пантелеимона в Константинополь около 1806 года, уже после восстановления в обители киновиального устава и избрания игуменом знаменитого иеромонаха Саввы.
к.и.н. О.А. Родионов
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015