Жить по заповедям Христа: Иеросхимонах Серафим (Мосягин)

monastery stavronikitaСтарец Серафим был живым воплощением заповеди любви Господа. Вся его жизнь была посвящена любви, поэтому он наверняка блаженствует, лицезрея Бога любви. Мы не знаем, когда точно он оставил этот земной мир. Но разве существенно, сколько длилась его земная жизнь, важно, что он, творил дела любви непрестанно.

Иеросхимонах Серафим (в миру Дионисий Дементьевич Мосягин) был уроженцем деревни Аксеновки Мровицкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. В монашестве с 1873 года. Жил в одном из монастырей России, где был пострижен в мантию с именем Серафим.

В 1881 году прибыл на Афон и поступил в Троицкую келлию Ставроникитского монастыря, где в 1883 году был пострижен в схиму с тем же именем, а в 1885 году был рукоположен в иеромонаха. Впоследствии стал настоятелем этой келлии.

Отец Серафим написал книгу «Беседа старца Свято-Троицкой общежительной пустынной келлии на Святой Горе Афонской, иеросхимонаха Серафима Мосягина о мытарствах», в которой со своим духовным сыном подробно делится своими мыслями о цели подвижничества и сути покаяния.

Вот что он пишет в ней: «Желаю с тобой беседовать о неизбежном и неминуемом пути: о переселении в вечные места, где нет уже конца и смерти; от перехода из этой жизни в будущую вечную загробную участь (или жизнь). Христианину даны два пути и каждому пути свои врата: райские и адские. Райские врата, куда входят праведные души к Господу и Он, принимая их, успокаивает в селениях с праведными в радости неописуемой и неизобразимой. Адские врата, куда входят грешные нераскаянные души, где установлены диаволу и ангелам его и творящим волю его [вечные мучения]».

Главной основой прохождения человека через узкие врата рая отец Серафим видит в наличии у него христианской любви, и, соответственно, причиной его наказания он считает отсутствие любви: «Итак душа не оправдывается, ибо была немилостива, немилосердна и жестокосердна. Враги удерживают ее на время, затворяют в темницу, откуда не видит она Бога; мучат ее, насколько попустит им сила Божия, пока душа церковными молитвами и милостыней родных, ближних и знакомых будет искуплена, тогда прощаются грехи ей.

Если же душа настолько грешна и мерзка пред Богом, что надежды на спасение ее нет, то лукавые духи ждут последнего изречения Господня над нечестивыми. Осужденные стоят по левую сторону, и Он скажет им: „...идите от мене, прокляты, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его“ (Мф. 25, 41). Тогда лукавые духи тотчас низводят душу в бездну, и там будет плач и скрежет зубов в огне горящем, которого и сам сатана трепещет.

О брат! Остановись, взойди в самого себя, собери все свои дела; будут ли они избавлены от адского мрака? Так человек живет на земле, грешит, идет против заповедей Божьих, не боится Бога, не страшится адского мрака». Только покаяние, искреннее оплакивание своей немощи и ничтожества может вернуть человека на путь Божий: «И если, брат, без покаяния умрешь, как пойдешь к Богу на ответ? Как пойдешь к Богу, если не исправлялся покаянием, а если же и каялся, снова ты впадал в грехи».

Поэтому если покаянию не сопутствуют дела любви, то черствое сердце не сможет освободиться от привычки греха. Только каясь и одновременно стремясь усовершенствоваться в любви, может избегнуть человек нового падения. В заключении отец Серафим советует всем желающим избегнуть ада мучения, стараясь жить по заповеди Христа: «...да любите друг друга, якоже возлюбих вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 12-13).

Старец Серафим был живым воплощением заповеди любви Господа. Вся его жизнь была посвящена любви, поэтому он наверняка блаженствует, лицезрея Бога любви. Мы не знаем, когда точно он оставил этот земной мир. В списках 1919 года он еще числился старцем келлии, затем его уже там нет. Но разве существенно, сколько длилась его земная жизнь, важно, что он, творя дела любви непрестанно, обеспечил себе вечную жизнь с Богом.

 Публикуется по книге: «Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 1. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Делатель покаяния: Иеросхимонах Вероник (Каменский). День памяти - 17 декабря
Иеросхимонаху Веронику всю жизнь было свойственно глубокое с сокрушением покаяние, даже когда он был уже духовником других монахов. За это милостивый Господь утешил его многими добродетелями, особенно
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
Афонский старец схиархимандрит Кирик (Максимов) – настоятель Одесского подворья, духовник русского монастыря на Афоне и православного духовенства в Белграде
Схиархимандрит Кирик — одна из центральных фигур в истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в первой половине ХХ века. Он поступил в монастырь в то время, когда старец-игумен Макарий (
Любезный живописец: Иеромонах Василий (Селезнев). День памяти — 10 декабря
Иеромонах Василий (в миру Владимир Дмитриевич Селезнев) был родом из города Воронежа. Поступил в Русский Пантелеимонов монастырь в 1851 году, где был пострижен в мантию в 1852 году. Он сразу привязалс
Божий человек: Схимонах Иустин. День памяти — 8 декабря
Схимонах Иустин родился в 1785 году в городе Кинешме Костромской губернии. С юности он был набожен. Хотя в молодости и был женат, имел детей, однако в его боголюбивом сердце семя благочестия с годами
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем творит молитву, и не смели его отвлекать разго
Судьба, благополучие и счастье — в руках Господа: Иеросхимонах Анастасий (Модзалевский). День памяти — 28 ноября
Представитель знаменитого дворянского рода никаким образом не выдавал своего знатного происхождения, а, наоборот, все время старался принизить себя пред другими людьми. За это его все любили и уважали
Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября
14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Мате
«Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября
Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали Параскевой. Мальчик получил начально
Нравится