Святые силою Креста Христова исцеляли болящих, воскрешали мертвых, безвредно испивали смертоносный яд, проходили сквозь огонь и воду, а нынешние христиане, подстрекаемые каким-то ложным стыдом, входя в дом или садясь за обед, даже не думают перекреститься.
Не пропустим без внимания и того, что при молитве надобно ограждать себя крестным знамением, которое есть апостольское учреждение. Совершать оное надо правильно, а не как иные, как будто стыдящиеся Креста Господня. Небрежное крестное знамение оскорбляет Господа и молящемуся вменяется в грех. Следовательно, не только не имеет никакой силы, но еще радует бесов, тогда как оно должно было бы служить необоримым против них оружием, ибо не столько преступник боится места казни, сколько диавол трепещет Креста и в страхе отбегает, не терпя взирать на силу его, опаляем им как огнем.
Святые силою Креста Христова исцеляли болящих, воскрешали мертвых, безвредно испивали смертоносный яд, проходили сквозь огонь и воду, а нынешние христиане, подстрекаемые каким-то ложным стыдом, входя в дом или садясь за обед, даже не думают перекреститься, как будто они не знают, что сказал Господь: «Иже бо аще постыдится Мене, и моих словес в роде этом прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда придет во славе Отца своего со Ангелы святыми» (Мк. 8, 38). Не крайнее ли безумие, не тяжкое ли ослепление души — стыдиться Господа и Создателя своего, стыдиться честного и животворящего Креста Его, — того Креста, которым мы спасены и на котором пролита дражайшая кровь нашего Искупителя?
Вникнем в следующее поучительное замечание о силе Креста: когда мы знаменуем себя Крестом, тогда между нами и Отцем Небесным, так сказать, висит на Кресте распятый Спаситель наш, тогда Божественным взорам Всевышнего предстоит уже не наше позорное чело, покрытое греховным бесславием, но увенчанная тернием глава Богочеловека; не наше коварное сердце, исполненное всяких нечистот, но прободенные ребра Искупителя нашего; не наши нечистые непрестанно делающие беззаконие, но пригвожденные к Кресту пречистые руки Всеправедного и Всесвятого Господа Иисуса Христа. Вооружившись св. Крестом, мученики шли на самые ужасные мучения безвременно, как бы в чужих телах терпели как с восторгом ликующие.
Один из древнейших писателей первенствующей христианской церкви свидетельствует, что тогдашние христиане, следуя апостольскому преданию, при каждом действии и движении ограждали себя крестным знамением: при входе, одеваясь и обуваясь, при умывании, пред трапезой и после оной, зажигая огонь, ложась на постель, садясь на место: словом, при всяком занятии.
СВЯТОГОРСКИЙ ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ (МИНИН). О ЧЕМ И КАК НУЖНО МОЛИТЬСЯ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
БЛАГОДАРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ И ПРОШЕНИЕ
ЛУЧШЕЕ ИЗ ДЕЛ
НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
ДОМ БОЖИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
НЕОТСТУПНОСТЬ В МОЛИТВЕ
ДАР БОЖИЙ
БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ
Публикуется по книге: «Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве».
Серия «Русский Афон XIX-XX вв.» Т. 14. Святая Гора,
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2015.