Преподобно-мученик Гавриил был расстрелян советскими палачами 19 ноября 1937 года и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстрелян и погребен снявший с себя сан в 1929 году священник Александр Протопопов, выступавший в 1930 году лжесвидетелем по делу отца Гавриила.
Преподобномученик Гавриил (в миру Гур Гавриил Иванович) родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина. Учился в церковноприходском училище города Гжатска Смоленской губернии, которое окончил в 1914 году. В 1918 году поступил послушником в Николаевский мужской монастырь Оренбургской епархии.
После того как в 1922 году монастырь был закрыт, послушник Гавриил отправился на Святую Гору Афон, где подвизался в течение двух лет.
Затем вернулся на родину и 22 января 1925 года принял монашеский постриг в храме святителя Николая, кафедральном соборе города Баку, с именем Гавриил. 6 ноября того же года монах Гавриил епископом Прикаспийским и Бакинским Арсением (Соколовским) был рукоположен в иеродиакона. Служение свое иеродиакон Гавриил проходил в том же Николаевском соборе города Баку.
В начале 1929 года отец Гавриил уехал в Москву. С 4 марта он стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области, а в октябре того же года епископом Орехово-Зуевским Питиримом (Крыловым) в кафедральном Богоявленском Дорогомиловском соборе рукоположен в иеромонаха и назначен служить в Успенский храм бывшего Левкиева монастыря в селе Левкиево Шаховского района Московской области.
До отца Гавриила здесь служил священник Александр Протопопов, но в 1929 году он снял с себя сан «по тем причинам, — как он заявил, — что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти <...> я считаю, что религия — это есть опиум».
Когда в ноябре 1929 г. о.Гавриил вместе со старостой церкви подъезжали к селу, им навстречу попался Протопопов и спросил старосту: "Кого везешь?" А затем, обратившись к о.Гавриилу, с усмешкой сказал: "Вот мы теперь завтра и послужим вместе!" На это о. Гавриил ему строго ответил: "Я Вас до церковной ограды не допущу, не только в церковь!"
Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение. Он был добрым пастырем. По показаниям свидетелей, «хорошо и долго выполнял службы», ходил по домам с молебнами, имел громадное влияние на население, крестил родившихся младенцев, зачастую не спрашивая, имеют ли родители на руках документы об их рождении.
За время служения он произнес две проповеди, читая их по дореволюционным книгам, в основном, священника Григория Дьяченко или составлял их сам по книгам.
11 декабря 1929 г. вызванный для допроса вероотступник Протопопов показал: "После снятия с себя сана церковь я не посещаю, а потому лично мне не приходилось слышать, какие проповеди говорил о.Гавриил, но узнал от просвирни, что он говорил 1) о мучениях и страданиях двух святых — Варула и Романа....и 2) о втором пришествии Христа на землю, и будет каждому суд, т.е. верующие попадут в Царство Небесное, а неверующие получат по заслугам наказание... Эти проповеди в данный период при строительстве советского государства неуместны, т.к. масса может повернуть их по-своему, т.е если они пойдут с cоветской властью, то могут пострадать при втором пришествии Христа...".
В тот же день был допрошен и о. Гавриил, который заявил, что не признает себя виновным в том, что "...читал проповеди, которые бы разлагали и настраивали против советской власти... За время моего нахождения в с. Левкиево я читал всего две проповеди, из которых одна — о св. мучениках Варуле и Романе — на тему святого причащения и покаяния, и вторая — на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы".
31 декабря 1929 г. местные коммунисты провели заседание сельсовета, на котором обсуждалась деятельность священника. Был поставлен вопрос о запрещении ему хождения по селу с молебнами.
8 января отец Гавриил был арестован за якобы контрреволюционную пропаганду в проповедях. Вызванная в качестве свидетельницы учительница показала: "...Поп говорил проповедь в какой-то праздник двух святых... и сказал прихожанам: "Вы так же в земной жизни переносите все страдания и мучения... Терпите, православные! И Вы получите в райской обители венцы Царства Небесного!" Этим же попом была сказана другая проповедь — о втором сошествии на землю Господа Бога... Предвестником этого сошествия на небе явится огненный крест — тогда-то и возопиют все неверующие, но уже будет поздно. Так что, православные, как можно чаще посещайте храм Божий и не отрекайтесь от Господа Бога".
Во время следствия отец Гурий содержался в Бутырской тюрьме.
17 января вероотступник Протопопов снова дал против отца Гавриила показания, сказав: "Обе проповеди я рассматриваю так, что Гур говорил о теперешних страданиях народа при советской власти и призывал к страданию и мучению. Эти слова не могут не влиять на верующих граждан, а также служат поводом к массовому выходу их из колхозов, а в особенности женщин, ...а потому сплошная коллективизация в Шаховском районе будет не осуществима. Поэтому таких лиц, как Гур, тормозящих коллективизацию, из данного района надо выселять".
О. Гавриил для доказательства своей невиновности попросил доставить в суд тексты своих проповедей для точного расследования. Проповеди были доставлены. Оба текста были приложены к его архивному делу. Несмотря на то, что в них не содержалось никаких антисоветских высказываний, 13 февраля 1930 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагерь. Он был отправлен в Ухтинско-Печорские лагеря.
После освобождения в ноябре 1932 года отец Гавриил вернулся в село Левкиево. Затем Дмитровским архиепископом Питиримом (Крыловым) он был назначен в храм Вознесения Господня в селе Рахманово Пушкинского района Московской области. В 1933 году переведен в Никольский храм Саввинской Слободы близ Звенигорода, где, прослужив около месяца, вынужден был уйти из-за отказа в прописке. Служил в храмах Клинского района. В 1934 году отца Гавриила наградили золотым крестом, который, однако, он в 1935 году вынужден был продать для уплаты налогов. С июня 1936 по февраль 1937 года работал на Клинском стекольном заводе старшим электромонтером.
Служил в церкви Знамения села Лисинцева Наро-Фоминского района Московской области. 22 июня 1937 года епископом Дмитровским Сергием (Воскресенским) был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района.
29 сентября 1937 года иеромонах Гавриил был арестован по обвинению в антиколхозной агитации, распространении «провокационных слухов о якобы имеющемся голоде в колхозах» и «о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство».
На допросах, которые длились в течение месяца, вину свою не признал.
— Ваше отношение к советской власти? — спросил его следователь.
— Мое отношение к советской власти лояльное.
— В каких же целях вы распространяли ложные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство?
— Нет, таких слухов я не распускал.
— Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю.
— Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания.
— Что мог, все дал, больше дать не могу.
Был вызван лжесвидетель, который показал, что был у священника дома три раза и может засвидетельствовать, что иеромонах Гавриил «человек, антисоветски настроенный», что относительно новой конституции он говорил: «Эта новая конституция сейчас нам никакой пользы не приносит, она написана только на бумаге для обмана народа. Новая конституция, а расстрелов стало больше, ждать хорошего от этой новой конституции нам не приходится, — наоборот, на нас стало больше гонения».
13 ноября 1937 года следствие было закончено. 17 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за «контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде». После вынесения приговора он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Приговор приведен в исполнение 19 ноября 1937 года.
Честное тело святого священномученика Гавриила было погребено в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Там же, на Бутовском полигоне, три месяца спустя, был расстрелян и погребен снявший с себя сан в 1929 году священник Александр Протопопов, выступавший в 1930 году лжесвидетелем по делу отца Гавриила. Александр Протопопов впоследствии под давлением власти стал служить в Михаило-Архангельской церкви в Подольском районе Московской области. В 1938 году он был арестован, на допросах не признал себя виновным, был приговорен к расстрелу и 17 февраля 1938 года расстрелян.
Иеромонах Гавриил (Гур) причислен к лику Святых Новомучеников по решению Священного Синода РПЦ от 12 марта 2002 года.
Использованная литература:
1. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" // http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu1c89Ue8Wf60W1sy*UUu0Ws8Wcem06ce0hfe8ctmY*
2. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с.
С.95.
3. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.
4. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. Тверь:"Булат", 2005.
5. Православная Энциклопедия. Т.10. М., 2010.
6. Дамаскин (Орловский), игумен. Преподобномученик Гавриил (Гур) // http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=1166
7. Афонский Русский Патерик, или жития русских святых, подвизавшихся на Афоне. М., 2015.
8. Дамаскин (Орловский), игумен. Исповедники и предатели. Преподобномученик Гавриил (Гур). 1898-19.11.1937 // https://foma.ru/ispovedniki-i-predateli.html.
Дополнительно см.:
О необходимости составления мартиролога русских афонских новомучеников и исповедников
Новомученики Ново-Афонские
Святые русские святогорцы, пострадавшие за Христа во время богоборческих гонений в СССР
Афонские Новомученики ХХ века: прпмчч. Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков)
Афонский пустынник в горниле гонений: Священномученик Гавриил (Владимиров). День памяти – 19 ноября