Монах Моисей Агиорит (1952-01.06.2014) подвизался на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Родился в Афинах в 1952 году. Прозвище "Агиорит" (Святогорец) он получил за свою обширную издательскую деятельность. Его перу принадлежат более 50 книг и 1000 статей. Его произведения переведены на многие иностранные языки. Отец Моисей принял участие более чем в 80 научных конференциях. Был основателем и главным редактором святогорского журнала "Протат". Долгое время он занимал посты секретаря Священного Кинота и дикея скита Святого Пантелеимона, монастыря Кутлумуш. В этом скиту он подвизался в каливе Святителя Иоанна Златоуста. Отец Моисей был многогранной личностью: иконописцем, поэтом, критиком и писателем.
В день памяти старца Моисея Агиорита предлагаем нашим читателям его слово.
Только с Божией помощью может человек победить трех своих больших и древних врагов – мир, плоть и диавола. Мир, плоть и диавол побуждают нас помогать другим, а себя оставлять без помощи. Если мы не поможем сами себе, то не сможем помочь и своему брату. Если мы не имеем в себе покоя, мира, свободы, то что мы сможем дать? Как необходима нам помощь Бога, чтобы избавиться от мощных и крепких демонских ловушек!
Внезапная, подобная морю свирепость только что спокойных наших братьев достойна недоумения, но происходит от демонского воздействия и человеческой невнимательности. Как в течении одного мгновения человек может так перемениться? Почему мы так легко открываемся действию зла? Потому что не имеем средств к сопротивлению, “крепостей с оснащением и продовольствием”, молитвы по четкам, не смиряемся и не вспоминаем жития святых.
Демон бросает пепел, наши глаза затуманиваются, и мы тотчас забываем обо всем. С легкостью мы возлагаем всю ответственность на демона. Мы не видим язв своих страстей, приводимых в движение демонами исподтишка и незаметно. Язв, которые остаются глубокими и неисцеленными – ибо врач приходит, когда его приглашают – и которые мы считаем или хотим видеть неизлечимыми и непреодолимыми. Мы ищем себе для оправдания ответы в святоотеческих текстах тогда и столько, когда и сколько нам выгодно. Мы не решаемся разместить крупные суммы личной ответственности на счету праздности, к которой мы постоянно приписаны. Почему мы никогда не говорим о своих любимых немощах, о своей доброхотной сговорчивости, о своей дерзновенной нерешительности, о болезненных страхах сомнений? Удовлетворение приносит упрощенное объяснение, что во всем виноват демон. Словно он виноват в оскудении наших сил и сокращении наших возможностей. Вековой опыт, тексты житий, к сожалению, не учат нас.
Из книги: Моисей Святогорец "Афонское повечерие".
Дополнительно некоторые из статей о. Моисея Святогорца:
Моисей Святогорец. Богородица и современное афонское монашество
Моисей Святогорец. Святогорское монашество в жизни Церкви
Моисей Святогорец. Благочестивые и ученые Отцы-Святогорцы нашего времени
Моисей Святогорец: Чему нас учат и на что вдохновляют жены-мироносицы
Моисей Святогорец: Христианин не может быть угрюмым и несчастным