Память святого великомученика и целителя Пантелеимона особо почитается в русской святогорской обители. Этому святому посвящен и прибрежный Русский монастырь, где в соборном храме великомученика Пантелеимона хранится честная и многоцелебная глава святого, и Старый (Нагорный) Русик.
Православный портал «АФОНИТ.ИНФО» собрал 5 фактов чудесного заступничества и заботы великомученика Пантелеимона в святогорском русском монастыре.
1. В 30-х годах XVIII века русское монашество на Афоне пресеклось. Более 60-ти лет выходцы из Руси не могли попасть на Афон и пополнить свою обитель по причине начавшейся череды военных столкновений России с Турцией, а также антимонастырской политики Императора Петра I. Лишь после 1745 года они вновь смогли попасть на Святую Гору, однако их вековая отчина, Русский Пантелеимонов монастырь (нынешний Нагорный Руссик), был занят греками. Впервые за 600 лет существования обители греческие насельники изменили ее общежительный устав на особножительный, что неминуемо влечет за собой ослабление монашеской жизни. В этот период были проданы или заложены растовщикам многие монастырские святыни, в числе которых и драгоценнейшая из всех святынь глава святого великомученика Пантелеимона, выкупленная впоследствии князем Скарлатом Каллимахом (+1821). Спустя всего два дестилетия греки бросили Нагорный Русский монастырь и спустились на побережье, где во владении Руссика, недалеко от его пристани, находилась старинная Воскресенская келлия. Обновив келлию с церковью при помощи благодетелей, греки поселились там. В новое свое пристанище забрали они и оставшиеся святыни, среди которых была чтимая икона святого Пантелеимона.
Чудотворная икона св. вмч. Пантелеимона с житием (Покровский храм Пантелеимонова монастыря на Афоне), которая, по преданию, дважды возвращалась в Старый Русик после перенесения в новый монастырь
Однажды, войдя в храм для утреннего богослужения, они увидели, что образа нет на его месте. Спустя некоторое время икона была обнаружена в Соборе Старого Руссика. Греки вновь перенесли икону в новое свое пристанище. Однако, и на следующее утро образа не оказалось в церкви. Он вновь возвратился в оставленную самовольно греками древнюю обитель. Не поняв вразумления, они в третий раз спустили икону к побережью. Икона более не покидала Воскресенского храма, но спустя некоторое время произошло грозное попущение Божие: в 1890 году, на Светлой седмице случилось на Афоне сильное землетрясение, в результате которого брошенный греками и забытый Отечеством Древний Русский монастырь рассыпался в прах. Погибли все братские корпуса с 15 малыми храмами, оба Соборных храма – Пантелеимоновский и Успенский, расписанные в XIV веке знаменитым мастером Македонской школы Мануилом Панселином.
2. После векового упадка и забвения, русский монастырь на Афоне возродился также благодаря чуду великомученика Пантелеимона. В середине XVIII века из-за русско-турецкой войны 1734–1739 гг. Свято-Пантелеимонов монастырь пришел в упадок, «егда стало невольно Российским монахам выходити из своего отечества в чужия страны». В начале XIX века князь Скарлат Каллимах, служивший чиновником Турецкой империи, внезапно заболел смертельной болезнью, и считанные часы оставались до его кончины. Тогда он стал обращаться ко всем врачам и ко всякого рода знахарям, которые ничем не могли помочь, пока к нему не пришел афонский старец Савва с настойчивым призывом, чтобы тот обратился к великомученику Пантелеимону, дав строгий обет, что он восстановит монастырь, посвященный святому на Афоне. И произошло чудо: после долгих молитв вода с чудотворной главы великомученика Пантелеимона была предложена больному, он ее выпил и — чудесным образом получил исцеление. Князь Скарлат Каллимах стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря и много споспешествовал его обновлению, устроив церковь на новом месте на берегу моря, где была некогда монастырская арсана (пристань). Так произошло возрождение русского монастыря в начале XIX века.
Ковчег с многоцелебной главой св. вмч. Пантелеимона
3. В начале XIX века Протат принял решение упразднить Русский монастырь из числа Афонских обителей. Однако Патриарх Каллиник V, предвидя в будущем возвращение русских на Афон и процветание их обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, «что неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан». Назначенный Патриархом новый Игумен Савва строит на средства князя Скарлата Каллимаха новый Прибрежный Руссик, недалеко от упомянутой Воскресенской келлии, руины которой до сих пор можно видеть в окрестностях архондарика Пантелеимонова монастыря.
По горестному недоразумению греки не хотели принимать русских иноков в Пантелеимонов монастырь. Видимо, для вразумления, Господь попустил крайнее обнищание обители. В один из годов преемник Игумена Саввы Герасим был вынужден оповестить другие монастыри Афона, чтобы не приходили в Руссик на Панигер, поскольку нечем их принимать. Вскоре сам великомученик Пантелеимон явился Игумену во сне и сказал, что если не примут русских в обитель, он и вовсе оставит ее. Окончательно водворившись в Пантелеимоновом монастыре в 1839 году, русские иноки обновили, расширили и украсили его, после чего начали восстановление и древней своей отчины – Старого Нагорного монастыря.
4. В 1760 году Нагорный Руссик был покинут занявшими его с 1840-х годов греками и монастырь рухнул и рассыпался в прах после сильного землетрясения 1890 года. Грозное событие произошло после того, как греки не послушали двукратного вразумления самого великомученика Пантелеимона, и покинули обитель, забрав с собой и все ее древние святыни.
В 1868 году русские святогорские старцы Иероним (Соломенцов) и Макарий (Сушкин), обновившие Прибрежный монастырь, решились приступить к восстановлению древней Русской святыни – Старого Нагорного Пантелеимонова монастыря, в котором протекли 6 веков истории Русской обители на Святой Горе. При раскопках на месте разрушенного Пантелеимоновского собора были обнаружены две иконы, написанные на плоском камне: на одной из них был изображен великомученик Пантелеимон.
"Икона великомученика Пантелеимона на камне" ("Образ на камне"). Обнаружена в 1868 году во время раскопок на месте старого Пантелеимоновского собора Нагорного Руссика
5. По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь великомученика Пантелеимона, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча. Когда глава мученика упала на землю, из раны вместо крови потекла белая жидкость — как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Те, которые брали и ели эти чудесные маслины, исцелялись от любых болезней. Когда царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От «воскресшей» маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.
Никомидийская маслина у алтаря Свято-Пантелеимоновского собора
В 1968 году в русском монастыре на Афоне возник страшный пожар, от которого сгорела почти половина всех строений и был причинен существенный ущерб монастырской библиотеке с уникальными рукописями. Вместе с другими горел и больничный корпус, неподалеку от которого была высажена никомидийская маслина. Во время пожара, когда все здание было объято пламенем, вырывавшимся из окон, у которых росла маслина, уже загорелись поленницы дров, окружающие ее с двух сторон, но ни один листочек на самой маслине не сгорел. Дрова вокруг превратились в пепел, выгорел большой каменный корпус, а маслина выстояла. Это было не единственным ее чудом. Маслина, выросшая в Свято-Пантелеимоновом монастыре из косточки того чудотворного дерева, — тоже целебная. Многие из заболевших монахов и паломников, с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов.