Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне и память о начальной христианизации Руси при князе Аскольде

Галицкая икона Покрова Пресвятой Богородицы15 июля – праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, сыгравший важное значение в истории становления христианства на Руси и Русской Церкви. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится великая христианская святыня – чистица Ризы Пресвятой Богородицы из Влахерна.

-------------------------------

Ведя речь о начальной христианизации Руси, невозможно не остановиться более подробно на свершившемся Чуде с Честной Ризой пресвятой Богородицы во Влахерне во время осады Константинополя в июне 860 года русичами во главе с князем киевским Оскольдом (Аскольдом). Подробности этого чудесного события детально описаны в византийских источниках, а также в болгарском Хронографе Георгия Амартола, в Несторовой «Повести временных лет», Никоновской летописи и многих других источниках.

В частности, "Повесть временных лет" так сообщает о походе Киевского князя Оскольда на Царьград и Чудо с Ризой Богородицы:

«Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идетъ на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много оубииство християномъ створиша, и въ двою сту кораблии Царьградъ оступиша. Царь же одва въ городъ вниде, и съ патриарьхомъ Фотиемъ къ сущии церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву створиша, тако же божественную ризу святыя Богородици съ песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю оукротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыти, и въ свояси възъвратишася».

Поход Аскольда на Константинополь Риза Божией Матери во Влахерне Патриарх Фотий

Также и в Никоновском летописном своде, который донес до нас отрывки киевского летописания ІХ – Х вв., находим ценные свидетельства об этом событии:

«Иде Осколдъ и Диръ на Греки. Царемъ же Михаилу и Василию отшедшимъ на Агаряны воевати, и дошедшимъ имъ Черныя реки, посла къ нимъ епархъ, глаголя, яко Русь идетъ на Царьградъ въ двоюсту и множае кораблей. Они же възвратишася, и едва внидоша въ градъ и съ патриархомъ Фотиемъ приходяще къ церкви святей Богородици Влахерну, и изнесше ризу пречистые Богородици съ плачем и съ слезами многими и край ея въ море омочивше. Бе бо тогда море тихо велми, и егда омочиша ризу, и абие възста буря зелна, и разби множество кораблей, и потопи безбожную Русь».

Поход Аскольда на Константинополь Патриарх Фотий Чудо с Ризой Божией Матери во Влахерне

Описывая это событие на основе византийских и древнерусских летописей, православный богослов и историк протоирей Лев Лебедев отмечает: «в 860 году набег Руси был для Византии совершенной неожиданностью /.../ Город [Константинополь] не видел возможности защищаться человеческими средствами и все упование возложил на Божию помощь и заступничество Богоматери. Очевидец события и первый, кто описал его, Патриарх Фотий, незадолго до этого возведенный на первосвятительский престол, вместе с императором после усердного моления взяли Ризу Богородицы (покров, омофор) из Влахернской церкви, обнесли вдоль городских стен и омочили край ее в водах бухты Золотой Рог. После этого, 25 июня, русские внезапно сняли осаду и, по выражению Патриарха Фотия, „так же неожиданно удалились, как и пришли". По некоторым источникам, это произошло вследствие внезапно разразившейся бури, разбившей многие русские корабли. В память о чудесном избавлении столицы Патриарх Фотий написал знаменитый „Акафист Богородице" („Радуйся, Невесто Неневестная"), который читается по Уставу Великим постом в „субботу Акафиста". Тогда же было установлено церковное празднование „Положение Ризы Богоматери во Влахерне", совершаемое по сей день 2 июля (15 июля н. ст.).

Вскоре после набега на Царьград между Русью и Византией начались „какие-то переговоры". Цель их отражена в одном из греческих хронографов, где говорится, что „немного времени спустя (после набега. – о. Л. Л.) от руссов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено". Значит, странная сила, заставившая русских неожиданно уйти восвояси, была ими чутко и точно воспринята как сила Бога христианского и возбудила большое желание приобщиться Ему», - отмечает отец Лев.

Поход Аскольда на Константинополь Патриарх Фотий Чудо с Ризой Божией Матери во Влахерне

Так праздник Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стал праздником просвещения языческой Руси благодатью Христовой, по праву считаясь и днем основания Русской Церкви. Именно поэтому праздник Ризоположения издревле особо почитается на Руси. Как отмечает по этому поводу профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников), "У истоков христианизации Руси в политическом отношении стоит военный поход на Константинополь Оскольда и Дира, а в литургическом – праздник Положение Ризы Богоматери во Влахернском храме. Этот храм имел особенную миссию в истории православной Руси".

Князь Аскольд Оскольд

Исследования истории возникновения праздника Ризопокладання были осуществлены еще святителем Филаретом (Гумилевским), архиепископом Черниговським, а впоследствии продолжены известным дореволюционным византологом Хрисанфом Лопаревым в труде "Старое свидетельство о Положении Ризы Богородицы во Влахернах в новом толковании касательно нашествия Руссов на Византию в 860 году".

Развивая мнение архиеп. Филарета (Гумилевскго), Х.М. Лопарев отмечает, что для Руси "праздник этот особенно дорог", поскольку установление его "связано было с походом Оскольда на Византию".

Положение Ризы Божией Матери во Влахерне

В наше время к истории становления праздника Ризоположения обращалось немало как светских, так и церковных исследователей. Архиепископ Митрофан Луганский и Алчевский так пишет о возникновении этого праздника:

«Положение честной ризы Божией Матери во Влахерне совершилось в 458 году. Однако установление этого праздника связано тесным образом с историей нашей Русской Церкви. История установления праздника относится уже к IX веку. Как повествуют нам историки и летописцы, в 860 году русское войско, большое количество кораблей под предводительством князя Аскольда направилось в сторону Константинополя для того, чтобы обложить этот город и взять его приступом. Однако верующие жители города молились Божией Матери, и с особой силой молился Пресвятой Деве Марии патриарх Фотий. Казалось бы, уже не было никакого спасения от наступающих вражеских судов. И тогда патриарх повелел духовенству, верующим совершить крестный ход вокруг городских стен и погрузить ризу Божией Матери в воды Босфора, что и было совершено. И вот в этот-то момент Божия Матерь и явила Свое чудо. Русские воины достаточно мирно обошли Константинополь. Конечно, взяли дань с этого города, подписали соответствующее соглашение с императором, и в числе других в этом соглашении был один пункт: о Крещении Русской земли. С богатыми дарами воины вернулись обратно в Киев. Князь Аскольд принял Святое Крещение, многие из его знати также пришли к Церкви Христовой... И вот именно в память этого события – избавления Константинополя от нашествия русских – и был, по благословению патриарха Фотия, установлен праздник в честь Положения ризы Божией Матери во Влахерне. Таким образом, сегодняшний праздник, дорогие братья и сестры, является как бы каноническим днем основания бытия нашей святой Русской Православной Церкви. И мы сегодня торжественно, совершая память этого исторического события, прославляем Деву Марию, Божию Матерь, Которая Своим омофором, чудесами, совершаемыми через эту святыню, призвала наших предков, наш народ к вере Христовой».

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

И еще долго после чудесного обращения в христианство князя Оскольда и русичей продолжала сохраняться духовная связь Влахернской обители с Русью. Так, согласно Киево-Печерскому патерику, когда в 1073 году преподобные Антоний и Феодосий лишь запланировали строить в Киеве церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, к ним внезапно прибыли из Царьграда четыре искусных строителя. Они были посланы из Влахерна Благолепной Царицей, Самой Владычицей Небесной, и двумя неизвестными старцами, которыми оказались, к изумлению этих четырех строителей, Антоний и Феодосий. Киево-Печерский патерик слова сих зодчих передает так: «И видехомъ Царицю и множество вои о Ней, поклонихомся Ей, и Та рече к намъ: "хощу церковь възградити Себе въ Руси, въ Кiеве, велю же вамъ..."». Согласно описанию, Богоматерь дала строителям "наместную" икону – Свой образ, получивший название Влахернской Богоматери. Поэтому вместе с изображением будущего храма, виденного ими на облаках, зодчие принесли икону Пресвятой Богородицы, врученную им во Влахерне Небесною Царицей для поставления в новом храме в Киеве, как залог вечного Ее Покрова.

Так Пресвятая Владычица во второй раз из Влахерна простерла Свой благодатный Покров над Святой Киевской Русью. В память об этих чудесных событиях в честь Ризоположения были воздвигнуты на Руси величественные храмы. Самый древний из них – в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне при Киевском Кловском (Стефаньчем) монастыре того же названия, основанном около 1078 г. преп. Стефаном (+ 1094), третьим игуменом Киево-Печерским и преемником Преп. Феодосия Печерского.

Преподобный Стефан Печерский, епископ Владимиро-Волынский, основатель Влахернско-Ризоположенского монастыря на Клове, Кловского

Преподобный Стефан (+ 1094), ставший позже епископом Владимиро-Волынским, был духовным учеником и последователем препп. Антония и Феодосия Печерских. С молодых лет он подвизался в Киево-Печерской обители под руководством этих духоносных старцев, пытавшихся перенести и утвердить афонские традиции и наследие на киевской земле. До пострижения в монашество святой Стефан рос в семье бо¬гатых родителей; после их смерти он раздал все иму¬щество и решил посвятить себя служению Богу. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). «Он вырос, – говорили они, – под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам». Призвав к себе любимого ученика, преподоб¬ный Феодосий возложил на него послушание ис¬полнять обязанности игумена Киево-Печерского монасты¬ря, заповедав неукоснительно блюсти строгий монастырский устав.

Во время игуменства преп. Стефана был в основном отстроен соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келлии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келлий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших.

В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть Киево-Печерский монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, на Кловских склонах, где ныне расположены Александровская больница и Киевское Афонское подворье, он основал новый монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, который стал называться «Влахернско-Ризоположенским» или «Кловским» (иногда его называли «Стефаньч», в честь основателя преп. Стефана).

храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне при Киевском Кловском (Стефаньчем) монастыре

В обители, как и в Киево-Печерском монастыре, строго соблюдался афонский устав, а ее насельники на Кловских склонах подвизались в монастырских пещерах, в подражание подвижникам Святой Горы Афон. По своему значению и влиянию основанный св. Стефаном Кловский Влахернско-Ризоположенский монастырь не уступал Киево-Печерскому, иногда даже конкурируя с ним. Просуществовала обитель вплоть до монголо-татарского нашествия, когда в 1240 г. была целиком разграблена и сожжена полчищами Батыя. Руины древнего монастыря можно было увидеть еще в XVIII в. Остатки заложенного св. Стефаном величественного монастырского каменного храма XI-XIII вв. раскопаны в усадьбе по ул. Шелковичная, 25-а. Сохраняя память о древней обители, в нач. XVIII ст. рядом с руинами каменного собора стоял храм, только деревянный, тоже в честь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. Здесь же в XVIII в. располагалось монастырское подворье. (Ныне на бывшей территории этого древнего монастыря расположено Киевское Афонское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне).

Поскольку древний Влахернско-Ризоположенский храм при Кловском монастыре был построен в подражание Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, то существует предположение, что и сама Десятинная церковь, древнейший кафедральный храм Руси, мог быть посвящен Положению Ризы во Влахерне.

Помимо этих древнейших святынь Киевской Руси, всеобще известны и церковь Ризоположения во Влахерне XII века на Золотых воротах во Владимире, Ризоположенский монастырь и собор того же названия нач. XIII ст. в Суздале, митрополичья церковь Ризоположения во Влахерне, построенная святителем Ионой в московском Кремле в 1450 г. и другие. Со строительством последнего храма было связано чудо спасения Москвы от набега татарского хана Мазовши в 1451 г. После учреждения на Руси патриаршества именно кремлевская Ризоположенная церковь стала домовым храмом русских патриархов и почитается одной из выдающихся святынь.

Ризоположенский храм на Золотых Воротах во Владимире

Ризоположенский храм и монастырь в Суздале

Ризоположенский храм в московском Кремле

Как отмечает академик Дмитрий Лихачев, «Влахернский монастырь, где хранились Ризы Богоматери, сыграл совершенно исключительную роль в религиозном сознании русских /.../ В "Повести временных лет" рассказывается о поражении под Константинополем русских дружин, предводительствуемых Аскольдом /.../ Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и Риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный Ризам Богоматери, – праздником, который до XIX в. праздновался только в России. Ни в Болгарии, ни в Сербии, ни в Молдавии и Валахии этот праздник до освобождения русскими Балкан от османского ига вообще не был известен.

Почему же событие, связанное с поражением Руси, стало знаком ее Божественного покровительства, а Влахернский монастырь - одним из самых почитаемых русскими паломниками? – задается вопросом ученый, и отвечает: Здесь нужно принять во внимание и средневековую идеологию, и психологию. Наказание Божие, с точки зрения человека того времени, – это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее различий национальных. Все это позволяет понять особое "военное", "защитное" значение Покрова, Успения и самого Влахернского монастыря для Руси».

Галицкая икона Покрова Пресвятой Богородицы

Следует отметить, что на Руси особо чтился не только праздник Положения Честной Ризы (Покрова) Пресвятой Богородицы во Влахерне, установленный св. патриархом Фотием в честь избавления Константинополя от нашествия киеворусских воинов-язычников во главе с князем Оскольдом Киевским и последующего их обращения к христианству. С этим же событием, вероятно, связано и особое почитание на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Общеизвестно, что подобного праздника, кроме как на Руси, не празднуют больше нигде, даже в Греции. Это праздник сугубо русский, и только у нас он чтится наряду с двунадесятыми. Объяснимо это лишь тем, что праздник этот имеет прямое и очень важное отношение именно к истории Киевской Руси. Об этом, в частности, подробно еще писали архиепископ Сергий (Спасский) и А. Александров, в наше время Л. Миляева, Д.Гордиенко и другие, которые склонялись к киевскому происхождению праздника Покрова на рубеже XI–XII вв. Так Л. С. Миляева указывала на связь иконографии галицкого Покрова, датируемого XII в., с богородичным культом Влахернского храма, в чем проявляется функция Богородицы как защитницы Киева и Руси. А по словам Д. Гордиенко, «несмотря на то, что непосредственно иконографический тип Покрова появился только в XIV в., Галицкая икона Покрова отображает ранний этап формирования культа и прямо отсылает его к Киеву более раннего времени».

По мнению Д. Гордиенко, в службе Покрова четко прослеживается связь со службой Положения Риз во Влахерне. В свою очередь, по предположению Хр. Лопарева, А. Александрова и др., установление праздника Ризоположения (2/15 июля) на Руси, как и в Византии, было связано со снятием русами осады Константинополя в 860 г.

Патириарх Фотий Положение Ризы Божией Матери во Влахерне во время осады Константинополя князем Аскольдом

«Когда мы, – пишет св. Патриарх Фотий, – лишенные всякой помощи и не имеющие никакой подмоги от людей, воодушевлялись надеждами на одну Матерь Слова и Бога нашего, Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновение призывали во спасение. Ее умоляли покрыть нас Покровом своим, как стеною нерушимою, и сдержать дерзость варваров, смирить их гордость, защитить отчаянный народ и побороть за собственную паству Ее, когда Ее Ризу носили все до одного вместе со мною для отражения осаждающих и защиты осажденных, усердно совершали прилежные моления и литии – тогда, по неизреченному человеколюбию, при Матернем дерзновенном ходатайстве, и Божество преклонилось, и гнев Его утих, и помиловал Господь достояние свое. Поистине эта досточтимая одежда есть Риза Богоматери. Носилась она вокруг этих стен – и неприятели, непостижимо как, обращали тыл свой. Покрывала она город – и насыпь их рассыпалась, как по данному знаку. Приосенила она осажденных — и осада неприятелей не удавалась сверх чаяния, которым они окрылялись. Ибо, как только девственная Риза эта обнесена была по одной стене, и варвары сняли осаду города, и мы избавились от ожидаемого плена и сподобились нечаянного спасения».

Возможно, именно в память об избавлении от такой опасности и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы принято испрашивать у Царицы Небесной защиты и помощи: «Покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». А в праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Русьтей земли прославльшыя».

Покрова Божией Матери Патриарх Фотий и князь Аскольд

С древнейших времен распространившееся из Киева почитание на Руси праздника Покрова Богородицы непосредственно связано с почитанием Риз Богородицы, хранившихся во Влахерне. Первые в мире храмы, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, появились именно в Киевской Руси. Поскольку именно русские языческие воины во главе с князем Оскольдом явились свидетелями Чуда Покрова Божией Матери, после чего они приняли св. крещение, то, вероятно, поэтому и Праздник Покрова издревле на Руси почитался днем христолюбивого воинства, а со времен Запорожской Сечи и праздником православного казачества, особо чтившего этот день.

Икона Покрова Божией Матери из Запорожской Сечи Сечевая или Казацкая Покрова

Историк Д. Яворницкий отмечает, что праздник Покрова являлся храмовым на Запорожской Сечи, и что при основании новых сечевых укреплений казаки "в первую очередь возводили церковь, которая обязательно посвящалась Покрову Пресвятой Богородицы, а уже потом сооружали иные, необходимые для жизни строения".

Икона Покрова Божией Матери Казацкая Покрова атаман Калнышевский

По словам историка Сергея Шумило, глубокое укоренение этого праздника в нашем народе свидетельствует о том, что церковная память на Руси сохранила почитание Чуда, произошедшего с князем Аскольдом и его воинами, хотя его история и была частично забыта.

Возвращаясь к празднику Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, необходимо отметить, что из дореволюционной периодики известно, что в прошлом именно в этот день ежегодно 2/15 июля на праздник Ризоположения во Влахерне осуществлялись торжественные крестные ходы к Оскольдовой могиле, где духовенством при многочисленном стечении народа служились панихиды "за упокой первого русского христианского князя Оскольда, нареченного в крещении Николаем". Эта традиция была закреплена в 1866 г. по благословению председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде, Митрополита Арсения (Москвина, 1795-1876) Киевского и Галицкого, который в своей резолюции на предложении настоятеля Никольського Пустынского монастыря, ректора Киевской духовной семинарии архимандрита Феоктиста по поводу необходимости отметить память князя-мученика Оскольда-Николая писал: "крестному ходу действительно приличнее быть 2 июля, о чем и заготовить немедленно представление к Святейшему Синоду". С тех пор в этот день ежегодно было принято молитвенно отмечать не только праздник Ризоположення, но и начало христианизации Руси при князе Оскольде.

Крестный ход к Аскольдовой могиле

Подобных свидетельств о чествовании в день праздника Ризоположення памяти князя Оскольда и первого Крещения Руси в дореволюционной периодике можно найти немало. Как сообщается в изданном в 1890 г. в Санкт-Петербурге «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Со времени исполнившегося в 1866 г. тысячелетия крещения Аскольда, к его могиле ежегодно совершается 2 июля (ст. ст.) крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила».

Аскольдова могила Никольская церковь на Аскольдовой могиле Картина Тараса Шевченко

Судя по имеющимся свидетельствам можно сделать вывод, что почитание в народе памяти князя Оскольда было довольно распространенным в прошлом. Как писал в 1913 г. российский историк А. Нечволодов, «на могиле Аскольда стоит церковь Святого Николы; могила эта сохранилась до сих пор, и каждый Православный человек, посещающий Киев, заходит помолиться за упокой души великого витязя, здесь лежащего».

К сожалению, как отмечалось в обращении православных братств Украины за 2010 г. к Предстоятелю УПЦ Митропорлиту Киевскому и всея Украины Владимиру, «после богоборческой революции в 1917 г. традиция церковного почитания нашего первого киевского православного князя и первого православного мученика Оскольда-Николая, как и многие другие благочестивые православные традиции, в нашем народе были утрачены». Однако в наше время, с падением богоборчества и гонений на Православие, постепенно стало возрождаться то, что было потеряно в эпоху атеизма и репрессий.

Так, 15 июля 2010 г., на праздник Ризоположения по случаю 1150-летия начала христианизации Руси Синодальным издательским отделом Украинской Православной Церкви и "Обществом памяти князя Оскольда" было презентовано изданную в издательстве "Дух и Литера" книгу исследователя церковной истории Сергея Шумило "Князь Оскольд и христианизация Руси". В православных храмах Киева по случаю праздника Ризоположения и 1150-летнего юбилея были отслужены благодарственные молебны Пресвятой Богородице. Также по случаю 1150-летия первого Оскольдового Крещения Руси в галерее "Соборная" (г.Киев, УПЦ) по благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и при поддержке "Общества памяти князя Оскольда" был проведен праздничный концерт православной музыки при участии российских и украинских исполнителей.

Издание по благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира книги С. Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси» послужило толчком к дальнейшему исследованию этого вопроса и празднованию указанного юбилея. Так в Санкт-Петербурге (Россия) при поддержке ЮНЕСКО была проведена Международная научная конференция «Начала русского мира», посвященная 1150-летию похода князя Оскольда Киевского на Константинополь. В конференции приняли участие ученые из России, Украины, Греции, Беларуси, Франции и Швеции. Вел заседание директор Института российской истории РАН проф. А.Сахаров, который предложил ввести на государственном уровне праздник «День Древней Руси», посвященный 1150-летию похода русов на Константинополь в 860 году. Соответствующее обращение от имени участников конференции было направлено на имя президентов России, Украины и Беларуси.

Аналогично в Чернигове, на базе Черниговского национального педагогического университета им. Т. Г. Шевченко была проведена Международная научная конференция «Христианизационное влияние на Руси во времена князя Оскольда: 1150 лет». Толчком к проведению конференции также послужила книга Сергея Шумило «Князь Оскольд и христианизация Руси». В конференции приняли участие ученые из России и Украины, в частности директор Института археологии Украины НАН Украины академик П. Толочко, директор Института российской истории РАН профессор А. Сахаров и другие. Участники конференции, заслушав и обсудив доклады коллег из Украины и России, пришли к выводу, что начало восточнославянской государственности необходимо выводить от первого дипломатического признания ее на международном уровне.

Как отмечается в итоговой резолюции конференции: «Такое событие в истории Киеворусского государства имело место 1150 назад, когда в июне 860 года, после недельной осады столицы Византийской империи - Константинополя флотом русов во главе с князем Оскольдом Киевским, был заключен мирный договор. Этот договор впервые связал Русь и Византию узами межгосударственных отношений, а также послужил началом дипломатических, торговых и межкультурных отношений на пути «из варяг в греки», крещения киевского князя Аскольда и первоначального распространения христианства на Руси.

Все это свидетельствует, - отмечается в резолюции, - что Киевская Русь задолго до появления на Севере династии Рюрика сформировалась как полноценное самостоятельное государство. Со времен князя Оскольда начался постепенный процесс не только распространение христианских мировоззрения, ценностей и культуры, но и приобщение Киевской Руси к византийско-христианской цивилизации. Не случайно от похода князя Оскольда на Царьград древнерусский летописец выводит начало Киевской Руси и ее государственности. «Повесть временных лет» отмечает, что именно с этого времени "начася прозывати Русская земля". И именно с этого события древнерусские летописцы вели Хронографического отсчет в своих летописях: «отсель начнем и числа положим». Это свидетельство летописи является весомым подтверждением исторической и политической важности похода 860 г. и достигнутых дипломатических договоренностей для международного утверждения первоначальной Киевской Руси как полноправного независимого государства и начала ее постепенной христианизации », - говорится в резолюции Международной научной конференции".

По итогам научных конференций в Санкт-Петербурге и Чернигове, в 2010 году были проведены УПЦ в Ужгороде научные чтения по случаю 1150-летия Оскольдового Крещения Руси. По результатам научного и богословского обсуждения означенного вопроса было подано обращение к Священному Синоду УПЦ с предложением о установлении празднования 1150-летия основания начальной Киевской Митрополии времен князя Оскольда и о рассмотрении Комиссией по вопросам канонизации УПЦ возможности канонизации князя Оскольда-Николая как первого киевского князя-христианина и мученика за веру, со времени мученической гибели которого от рук язычников в 2012 году исполнялось 1130 лет.

Рассмотрев этот вопрос, 28 июня 2011 года под председательством Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в Синодальном зале Киевской Митрополии состоялось рабочее заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. По результатам обсуждения, решением Синода УПЦ (журнал № 49) было принято: 1. Благословить проведение в 2012 году в Киеве торжественных мероприятий по случаю празднования 1150-летия основания Киевской Митрополии; 2. Для организации торжественных мероприятий создать Синодальную Комиссию в составе 13 человек. Таким образом, в 2012 году впервые за последние 80 лет в Киеве были запланированы общецерковные торжества по случаю Оскольдового Крещения Руси и основания Киевской Митрополии.

Поскольку до революции традиционно Церковью принято было это событие отмечать 15 июля на праздник Позложение Ризы Божией Матери во Влахерне, то церковными историками было предложено провести указанные празднования именно в этот день, что соответствовало бы сложившейся церковной традиции, которая имеет уже достаточно давние корни.

По материалам портала "Православие в Украине", "УНИАН-Религии", "Религия в Украине" и др.

 

 Дополнительно см.:

КНЯЗЬ АСКОЛЬД – ПРЕДТЕЧА КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Праздник основания бытия Русской Церкви

 

Русская святогорская святыня – частица Ризы Пресвятой Богородицы из Влахерна

 

Поход росов на Константинополь в 860 г. и культ Богородицы на Руси

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Новые факты о жизни подвижников и монастырей на Афоне в XX веке: из переписки со старцами
В рамках Международной афонской конференции, состоявшейся в Киево-Печерской Лавре (25 – 26 октября 2016 г.), организованной Киевской духовной академией и Международным институтом афонского наследия в
Иеромонах Алексий (Корсак): Принесение мощей святого всегда имеет духовный смысл для народа
На вопросы, связанные с принесением в Россию с Афона мощей преподобного Силуана Афонского, которые ранее никогда не вывозились за пределы Святой Горы, ответил один из сопровождающих святыню монахов —
Российские космонавты помогли выкупить дом прп. Силуана Афонского
В города России с 31 августа по 24 сентября с Афона впервые будут доставлены мощи преподобного Силуана Афонского - русского подвижника, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Об особ
Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие
4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин). Старец Иеремия был удивительной и
Наставник Никодима Святогорца. Чем ценно житие старца Иерофея Дидаскала
Несмотря на то, что сегодня у русских монахов есть возможность паломничества на Святую Гору, общения с опытными афонитами, а также чтения многих произведений святогорских подвижников (как на русском,
Как на родине старца Силуана готовятся к юбилею
Чуть больше двух месяцев осталось до известного дня: 24 сентября исполнится 150 лет со дня рождения преподобного Силуана Афонского. Дата совпала с другим юбилеем — 1000-летием пребывания русского мона
Точка отсчета. Февраль 1016 года — хронологически первая достоверная дата присутствия русских на Святой Горе
Русский монастырь Святого Пантелеимона на Афоне переживает период юбилеев. В конце прошлой осени, точнее 9(22) октября, отмечалось 100-летие ныне здравствующего игумена монастыря схиархимандрита Иерем
Архимандрит Алексий (Поликарпов): Для нас важно, что на Афоне есть наши современники, которые живут подвижнической жизнью
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов)  в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывал в конце мая на Свят
Митрополит Иларион: Афон — место, где сохраняется живая традиция святости
Гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, 28 мая стал профессор Виктор Гуминский, главный научный сотрудник отдела русской классической
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх