Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Митрополит Ювеналий: История связей Афона с РПЦ исключительно богата и поучительна

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)Предлагаем читателям портала «Русский Афон» доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) на Епархиальной конференции, посвященной празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне, которая прошла в Московской епархии РПЦ в Вознесенской Давидовой пустыни 12 апреля 2016 года.

В этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта, несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель Киево-Печерской лавры – отец русского монашества – преподобный Антоний прибыл туда еще в период правления Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира.

Начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси и до нынешнего юбилея Церковь вновь и вновь обращается к благословенным страницам истории православия в нашей стране. И каждый раз мы убеждаемся в том, что именно оно является духоносным и спасительным основанием исторического бытия русского народа от древности и до сего дня.

Тема, которой посвящена наша конференция, очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Не осталась в стороне и Московская епархия, о чем свидетельствует нынешняя конференция. Кроме того, в последних номерах «Московских Епархиальных Ведомостей» были опубликованы статьи Жанны Александровны Курбатовой. Используя государственные и церковные архивы, она рассмотрела вопрос о том, как Русская Православная Церковь и наши гражданские институты стремились в весьма критический и ответственный для истории Афона момент энергично содействовать улучшению положения там русских иноков, а также рассказала о жизненном опыте некоторых святогорцев в тот период.

Моя память хранит рассказ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Никодима (Ротова). Направляясь в отпуск в 1957 году, он по дороге на Родину остановился в Греции и добился разрешения посетить Пантелеимонов монастырь. Представители греческой администрации пытались эмоционально повлиять на него, чтобы отговорить от поездки. Они предостерегали о возможных инцидентах, которые якобы могли иметь и фатальный исход. Никогда не забуду, как ответил будущий Владыка Никодим одному из них: «Для меня, как монаха, будет радостью умереть на Афоне». Посетив русскую обитель, он с печалью увидел, что она фактически вымирала, и впоследствии делал всё от него зависящее для возрождения монастыря. Затем и мне довелось иметь сходные переживания и соучаствовать в спасении Русского Афона.

История связей Афона с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось, в том числе, и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня.

Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Можно назвать в качестве примера «Чин о пении двенадцати псалмов» или «Тактикон» преподобного Никона Черногорца. Важным для отечественного монашества событием стало то, что во время пребывания на Афоне преподобный Паисий (Величковский) составил русское «Добротолюбие».

Примечательной чертой русско-афонских связей было также и то, что святогорские постриженники отправлялись на Русь, привлекаемые подвигами наших подвижников. Так, одним из учеников преподобного Сергия стал грек – преподобный Сергий Нуромский, впоследствии подвизавшийся в вологодских лесах. Имели хождение на Афоне и произведения русской церковной письменности. Известно, что там получило распространение «Слово о законе и благодати» святителя Илариона Киевского.

Важной духовной нитью, связывающей Русь с Афоном, стало принесение в 1648 и 1656 годах списков чудотворной Иверской иконы Божией Матери, один из которых пребывает ныне в Новодевичьем монастыре. Этот образ не только стал символом престольного града Москвы, но и распространился по всему нашему Отечеству, будучи сугубо почитаемым православным народом.

Значима роль Афона в развитии церковной книжности на Руси. Со Святой Горы прибыл к нам преподобный Максим Грек, внесший большой вклад и в исправление книг, и в богословские дискуссии своего времени. В 1654 году по благословению Святейшего Патриарха Никона Афон посетил архидиакон Арсений Суханов, привезший оттуда в Россию почти пятьсот древних богословских и церковно-исторических рукописей, которые использовались в деле исправления церковных книг.

Трагические события в истории Византии, чья государственность прекратилась в 1453 году, сказались и на Афоне. Это были и притеснения со стороны униатов, и нападения каталанских разбойников, и, наконец, установление турецкого владычества. В этих условиях Русская Православная Церковь и Русское государство оказывали Афону и духовную, и материальную поддержку. В обращении к Московскому князю святогорцы именовали его своим «кормителем и ктитором». Нескончаемым потоком шла в монастыри русская денежная помощь. Некоторые обители имели подворья в Москве для сбора средств.

Приходя в Россию, афонские монахи приносили с собой в дар древние рукописи, фактически спасая их от гибели в условиях разрушавшихся от ветхости монастырских книгохранилищ. Примером может служить глаголическое Евангелие, подаренное насельниками болгарского монастыря Зограф императору Александру II. В результате в нашем Отечестве сформировалось богатейшее собрание памятников церковной письменности, которое впоследствии пополняли посещавшие Святую Гору многие выдающиеся российские ученые.

В XVIII веке в условиях длительных русско-турецких войн монастыри Афона пришли в упадок и запустение, касалось это в том числе и Пантелеимоновой обители. После долгого периода нестроений, она начала возрождаться только в середине XIX века при иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) и архимандрите Макарии (Сушкине). Эти духоносные старцы способствовали небывалому расцвету русского монашества на Святой Горе и укреплению его связей с Отечеством. Немалую роль сыграла в этом деятельная помощь русских людей на Родине, стремившихся поддержать иноков-соотечественников своими пожертвованиями.

В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами и келлиями, фактически являлись полноценными монастырями. Это, прежде всего, относится к Андреевскому и Ильинскому скитам.

Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия. До самых отдаленных уголков нашего Отечества доходили также иконы, написанные святогорскими изографами.

Однако приближались тяжелые времена.

В 1913 году в результате вызывающего до сего дня много обсуждений «спора об имени Божием» Святую Гору в тех или иных обстоятельствах покинули более 800 русских иноков. Последовавшая вскоре революция 1917 года почти полностью прервала связи между Россией и Афоном. Это имело результатом дальнейшее сокращение там числа наших соотечественников – к 1945 году до чуть более пятисот. Многие из них уже находились в преклонном возрасте, и с течением времени число их катастрофически быстро сокращалось. По окончании Второй мировой войны братия Пантелеимонова монастыря обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. С тех пор Русская Православная Церковь, несмотря на трудности своего существования в условиях атеистической власти, стремилась оказывать содействие не только пополнению братии обители великомученика Пантелеимона, но и защищала интересы всего святогорского братства от внешних попыток ограничить его традиционное самоуправление. Многое было сделано и в сфере материальной поддержки нашей обители, сильно пострадавшей от пожаров.

С наступлением религиозной свободы в России и возрождением церковной жизни появилось много возможностей для дальнейшего укрепления связей между Отечеством и Пантелеимоновым монастырем. Нет более препятствий для пополнения братии. В обитель ежегодно прибывает множество паломников из России. В 2011 году был создан Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеимонова монастыря, которым осуществляется реставрация храмов и зданий. Ведется широкая книгоиздательская деятельность: публикуются исторические исследования и повествования о жизни и трудах святогорской братии. С молитвенным благоговением встречают православные люди России святыни, приносимые из афонских монастырей.

В 2013 году Афон посетил Святейший Патриарх Кирилл. Говоря о значении монашеского делания насельников Святой Горы, он отметил: «Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение, в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни».

Как видно из сделанного мною весьма краткого обзора связей Руси с Афоном, они имеют весьма богатую историю, повествующую о взаимной поддержке в годы невзгод и испытаний, о духовном единстве в вере и благочестии. Можно сказать словами апостола, что мы «научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9).

Источник: Монастырский вестник

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Новые факты о жизни подвижников и монастырей на Афоне в XX веке: из переписки со старцами
В рамках Международной афонской конференции, состоявшейся в Киево-Печерской Лавре (25 – 26 октября 2016 г.), организованной Киевской духовной академией и Международным институтом афонского наследия в
Иеромонах Алексий (Корсак): Принесение мощей святого всегда имеет духовный смысл для народа
На вопросы, связанные с принесением в Россию с Афона мощей преподобного Силуана Афонского, которые ранее никогда не вывозились за пределы Святой Горы, ответил один из сопровождающих святыню монахов —
Российские космонавты помогли выкупить дом прп. Силуана Афонского
В города России с 31 августа по 24 сентября с Афона впервые будут доставлены мощи преподобного Силуана Афонского - русского подвижника, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Об особ
Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие
4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин). Старец Иеремия был удивительной и
Наставник Никодима Святогорца. Чем ценно житие старца Иерофея Дидаскала
Несмотря на то, что сегодня у русских монахов есть возможность паломничества на Святую Гору, общения с опытными афонитами, а также чтения многих произведений святогорских подвижников (как на русском,
Праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне и память о начальной христианизации Руси при князе Аскольде
15 июля – праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, сыгравший важное значение в истории становления христианства на Руси и Русской Церкви. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом мона
Как на родине старца Силуана готовятся к юбилею
Чуть больше двух месяцев осталось до известного дня: 24 сентября исполнится 150 лет со дня рождения преподобного Силуана Афонского. Дата совпала с другим юбилеем — 1000-летием пребывания русского мона
Точка отсчета. Февраль 1016 года — хронологически первая достоверная дата присутствия русских на Святой Горе
Русский монастырь Святого Пантелеимона на Афоне переживает период юбилеев. В конце прошлой осени, точнее 9(22) октября, отмечалось 100-летие ныне здравствующего игумена монастыря схиархимандрита Иерем
Архимандрит Алексий (Поликарпов): Для нас важно, что на Афоне есть наши современники, которые живут подвижнической жизнью
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов)  в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывал в конце мая на Свят
Митрополит Иларион: Афон — место, где сохраняется живая традиция святости
Гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, 28 мая стал профессор Виктор Гуминский, главный научный сотрудник отдела русской классической
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх