Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Праздник Крещения Господня и «крещенское» язычество

Крещение ГосподнеПразднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению.

Поэтому Иоанн Креститель указывает на просьбу Спасителя: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — услышав в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3, 14, 15), допускает Его к водам Иорданским. Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и да само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слово Божия – Иисуса Христа – явилось истинным Богоявлением.

Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение — 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.

До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.

Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.

В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.

На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.

Торжественное богослужение начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с вечерней и Литургией, после чего совершалось освящение воды. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.

По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.

В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».

Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега реки.

И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах.
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан различных исторических эпох. Ею окропляли дома верующих в Навечерие и праздник Богоявления; верующие могли употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили ее в течение года и сегодня благочестивые традиции крепко хранятся и соблюдаются современными православными христианами. Также Церковь ее употребляет при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же Богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко это выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Как, например, купание в «Иордане» с распитием спиртных напитков, но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как языческому оберегу.

Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Причем это неблагоговейное настроение иногда распространяется и на воцерковленных людей. Бытует еще одно суеверие, что якобы вода освященная в Навечерие праздника 18 января отличается по своей благодатной силе от воды освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду называют «Богоявленской», а утреннюю «Крещенской». Чин освящения воды один и тот же, и благодатная сила одинакова.

В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции, само Богоявление, по словам апостола Павла есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3. 16) и благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.

Иеродиакон Дорофей (Пурис)

 

Источник: Православие и мир

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Новые факты о жизни подвижников и монастырей на Афоне в XX веке: из переписки со старцами
В рамках Международной афонской конференции, состоявшейся в Киево-Печерской Лавре (25 – 26 октября 2016 г.), организованной Киевской духовной академией и Международным институтом афонского наследия в
Иеромонах Алексий (Корсак): Принесение мощей святого всегда имеет духовный смысл для народа
На вопросы, связанные с принесением в Россию с Афона мощей преподобного Силуана Афонского, которые ранее никогда не вывозились за пределы Святой Горы, ответил один из сопровождающих святыню монахов —
Российские космонавты помогли выкупить дом прп. Силуана Афонского
В города России с 31 августа по 24 сентября с Афона впервые будут доставлены мощи преподобного Силуана Афонского - русского подвижника, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. Об особ
Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие
4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин). Старец Иеремия был удивительной и
Наставник Никодима Святогорца. Чем ценно житие старца Иерофея Дидаскала
Несмотря на то, что сегодня у русских монахов есть возможность паломничества на Святую Гору, общения с опытными афонитами, а также чтения многих произведений святогорских подвижников (как на русском,
Праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне и память о начальной христианизации Руси при князе Аскольде
15 июля – праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, сыгравший важное значение в истории становления христианства на Руси и Русской Церкви. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом мона
Как на родине старца Силуана готовятся к юбилею
Чуть больше двух месяцев осталось до известного дня: 24 сентября исполнится 150 лет со дня рождения преподобного Силуана Афонского. Дата совпала с другим юбилеем — 1000-летием пребывания русского мона
Точка отсчета. Февраль 1016 года — хронологически первая достоверная дата присутствия русских на Святой Горе
Русский монастырь Святого Пантелеимона на Афоне переживает период юбилеев. В конце прошлой осени, точнее 9(22) октября, отмечалось 100-летие ныне здравствующего игумена монастыря схиархимандрита Иерем
Архимандрит Алексий (Поликарпов): Для нас важно, что на Афоне есть наши современники, которые живут подвижнической жизнью
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов)  в составе делегации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла побывал в конце мая на Свят
Митрополит Иларион: Афон — место, где сохраняется живая традиция святости
Гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, 28 мая стал профессор Виктор Гуминский, главный научный сотрудник отдела русской классической
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх