афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

Святогорец о. Кирион: «Задача афонитов – чтобы ни на мгновение не пресекалась, не оскудела в мире молитва»

антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонах Кирион (Ольховик)Предлагаем читателям портала «Русский Афон» интервью с антипросопом Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), которое он согласился дать корреспонденту газеты «Культура». Отец Кирион подвизается на Святой Горе с 1987 года. Родом он из г. Козелец Черниговской области, при Священном Киноте многие годы несет послушание антипросопа и неоднократно избирался членом Священной Эпистасии Афона. Сам он не многословен, как и большинство святогорцев, и весь его внешний вид показывает о его внутреннем молитвенном самоуглублении в себя... Несмотря на это, отец Кирион любезно согласился ответить на вопросы «Культуры».

- Отец Кирион, сколько сейчас братьев в монастыре?

Более ста. В этом отношении 2016-й можно считать переломным. В 70-х годах в обители оставалось всего с десяток немощных старцев. А сегодня, впервые за 60 лет, мы преодолели «порог» в сто иноков. Еще около 200 выходцев из всех республик бывшего СССР подвизаются в других монастырях и скитах Афона. Конечно же, цифры далеки от соответственных показателей наивысшего расцвета русского монашества на Афоне начала XX века: 2000 и 5000 человек. Но в то же время это очень важная историческая веха. Я своими глазами за тридцать лет иночества на Святой Горе видел, как наша обитель по милости Божией фактически «восстала из пепла». Отреставрированы все старые и создано несколько новых церквей, так что теперь действуют 30 больших и малых храмов. Полностью восстановлен комплекс монастырских зданий. Мы реконструировали библиотеку, приведя в порядок рукописи. Святые истоки русского монашества на Афоне — Нагорный (Старый) Русик и скит Ксилургу — также возрождены.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

- Не предпочитают ли украинские послушники в последние два года греческие монастыри по политическим мотивам?

- Такой закономерности нет. Да и сама постановка вопроса надуманна. В русской обители в мире и любви вместе молятся, трудятся и спасаются и русские, и украинцы, и белорусы, равно как молдаване, татары, узбеки, грузины, латыши — выходцы из всех народов бывшей империи. Это в прямом смысле слова русский монастырь, в котором единая Святая Русь представлена во всей своей полноте.

Если же в целом говорить о русскоязычных людях, выбирающих греческие монастыри, то мотивы разные. В основном — желание изучить греческую традицию, язык. Кроме того, не всем оказывается по силам строгий устав Свято-Пантелеимоновой обители — они ищут и находят место, где полегче.

антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонах Кирион (Ольховик)

- Каков, на Ваш взгляд, основной смысл празднования нынешнего «русского тысячелетия» для всего Афона?

- Мы видим задачу в том, чтобы напомнить прежде всего нашим соотечественникам о глубокой связи Святой Горы и Святой Руси. Русское монашество, оказавшее огромное влияние на формирование нашего национального христианского благочестия, связано непосредственным духовным родством с монашеством афонским. Практически Русь с самого Крещения имеет представительство на Святой Горе в виде своего монастыря, через который она просвещалась и обогащалась духовно. Другая цель — показать значение вклада в общеафонскую сокровищницу русских святогорцев: преподобных Антония Печерского и Нила Сорского, Паисия (Величковского), Силуана Афонского, Кукши Одесского, а также других, кто еще не канонизирован. Многие подвижники, достигшие не меньших духовных высот, намеренно оставались в безвестности. Хотя святогорская монашеская традиция едина по своей сути, однако каждый народ привносит что-то свое, обогащая ее лучшими чертами своего характера. Это не причина для национальной гордости, а повод стремиться к любви и согласию на основании общих духовных ценностей.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Обе грани нынешнего юбилея подчеркивают: Афон — всеправославный центр духовности. Именно таким — универсальным для народов византийской традиции — и задумывали афонское монашеское «государство» преподобный Афанасий Афонский и император Никифор Фока. Изменение этого статуса Афона катастрофически ускорит апостасийные процессы во всем мире, в том числе в России и на самой Святой Горе.

Священная Эпистасия Афона - справа антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонах Кирион (Ольховик)

- Но Византия ведь, как ни крути, «старший брат» Руси в вере православной. Наверное, поэтому и греки чувствуют себя вероучителями русских?

- Византия была многонациональной империей, и ее наследники не только греки, а все народы, связанные с византийской православной цивилизацией. Русские — во всей широте этого понятия — одни из них. Стоит помнить: как только проявились попытки сделать Византию «национальным государством», началось угасание Второго Рима.

- Чувствуете ли Вы здесь, в афонском «бастионе», как над миром сгущается тьма?

- Безусловно, давление ощущается. Но мы помним обетование Царицы Небесной о защите Святой Горы, как Ее второго земного удела. Задача афонитов, да и всего монашества в целом, состоит в том, чтобы и на мгновение не пресекалась, не оскудела в мире молитва, умилостивляющая Бога. Если же это случится, тогда и наступит конец.

Записал Андрей Самохин,
газета «Культура», №9, 11–17 марта 2016, стр. 4

Фото портала "Русский Афон"

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ( www.afonit.info )

 

Дополнительно см.:

Представитель русского святогорского монастыря вошел в состав Священной Эпистасии Афона

 

 

Смотри также:
Их вера – это особое состояние, свободное от страха и невежества. Интервью с Павле Раком
Павле Рак – известный сербский философ и христианский писатель. Он родился в 1950 г. в Земуне (Сербия). Закончил философский факультет Белградского университета, работал литературным переводчиком. С 1
«Условием для объединения должны быть любовь к Церкви, смирение и исключение личных интересов» — беседа с Экзархом Иерусалимской Церкви
Митрополит Вострский Тимофей, Экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре представлял Иерусалимскую Православную Церковь на торжествах по случаю 30-летия возрождения монашества в Свято-Успенской Киево-П
Преподобный Антоний Киево-Печерский как основатель старчества на Руси
Ко дню памяти прп. Антония Печерского и в честь годовщины 1035-летия со дня его рождения в Киево-Печерской Лавре состоялась международная конференция на тему «Киево-Печерская Лавра — Афон — Иерусалим:
Афон учит верности Богу
Афон — единственное в мире монашеское государство, которому более тысячи лет, и где Игуменией является Сама Пресвятая Богородица. Сюда стремятся миллионы паломников со всего мира, и никто не уезжает т
Три измерения в жизни доктора Николая Феннелла: Англия, Россия и Святая Гора Афон
Предлагаем вниманию наших читателей интервью с представителем Международного института афонского наследия в Великобритании и Международного общества «Friends of Mount Athos» (Оксфорд, Великобритания),
Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне
Статья посвящена книговедческой деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), отмечена его роль в развитии книжной культуры. Особое внимание уделено архивным документам, свидетельствующим о вкладе арх
Афонские старцы о ложных духовных ступенях
 Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестн
Отец Дионисий из скита Колицу. Слепой старец
Старец Дионисий, румынского происхождения, оказался на Афоне в возрасте семнадцати лет в 1926 году. Уже восемь лет он слеп. Во время беседы, в которой он согласился принять участие, старец говорит о т
Французский Афон: монастырь архимандрита Плакиды (Дезея) в горах Прованса
Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного богослова, архимандрита Плакиды (Дезея), недавно почившего. Мы побывали в главном из них.
Как проводить святые дни Рождества Христова
«Итак, для нас пришел на землю Царь Предвечный. А мы, со своей стороны, что должны делать? Нужна взаимность. Если со стороны Божией такое снисхождение, такое истощение, то и от нас требуется самоотвер
Последние обновления
Архив сайта
<< < Март 2016 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Видеогалерея

 

 

на верх