28 марта, в субботу 5-й седмицы Великого Поста, в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне по древней традиции была торжественно совершена благодарственная и похвальная служба в честь Божией Матери с молебным пением акафиста, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Утреня субботы акафиста в русской святогорской обители началась, согласно Типикону, в 4 часа ночи по Византийскому времяисчислению, что соответствует 11 часам Европейского времени, и продолжалась до самого рассвета. Праздничное богослужение возглавил посетивший обитель епископ Львовский и Дрогобычский Филарет.
Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы начинается с вечерни, где на "Господи воззвах" поются стихиры "Совет Превечный" из службы Благовещению, в которых поэтически описывается архангельское благовестие Пресвятой Деве Марии о том, что чрез Нее воплотится Слово Божие.
На утрене на "Бог Господь" поется особым протяжным и торжественным напевом тропарь дня "Повеленное тайно". Обычное течение утрени восполняется пением акафиста Пресвятой Богородицы, разделенного на 4 части. Первая часть поется после 1-й кафисмы, 2-я – после 2-й, 3-я часть – после 3-й песни канона, 4-я и последняя – после 6-й песни канона.
Каждая часть акафиста начинается и завершается пением первого кондака "Взбранной Воеводе". По сложившейся традиции этот кондак поется на особые, различные, праздничные напевы.
По окончании каждой части предстоятель читает коленопреклоненную молитву ко Пресвятой Богородице; по окончании 4-й части добавляется еще и молитва ко Спасителю. Заключительный кондак, содержащий в себе молитвенное воззвание к Заступнице рода христианского, "О, Всепетая Мати", по сложившейся традиции поется по клиросам, причем сам запев "О, Всепетая Мати", поется священнослужителями в алтаре и предваряет каждую строфу этого кондака.
Во всех обителях Святой Горы, в отличии от практики Русской Церкви, акафист читается в алтаре, как это и предписывается Уставом.
Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах), совершённое, по мнению отцов Церкви, благодаря заступничеству Богородицы. Со спасением Константинополя в 626 году от нашествия персов и варваров, в том числе и от скифов (под которыми могли подразумеваться и славяне) связано и происхождение кондака «Взбранной воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы. Этот акафист был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления столицы Византии от флота воинственных киевских язычников во главе с князем Аскольдом, осаждавшими первопрестольный град в июне 860 года. По преданию, флот русских языческих полчищ был уничтожен бурей, поднявшейся после того, как Св. Патриарх Фотий Константинопольский в море опустил Ризу Пресвятой Богородицы, а сам князь Аскольд и остатки русского войска, устрашенные силой христианского Бога, просили принять крещение.
Резная Акафистная икона Божией Матери, предложенная в этот день для поклонения в Афонском монастыре св. влкмч. Пантелеимона, была вырезана русскими святогорцами и готовилась Братством Русских келлий Афона для поднесения Государю Императору Николаю Александровичу, приезд которого ожидался на 1914 год.
Афонский Пантелеимонов монастырь, представлявший интересы всех русских святогорцев и отстаивавший их права в Протате, должен был стать центром общения выходцев из Российской Империи со своим правоверным Государем. Насельники самой Пантелеимоновой обители от лица своего монастыря готовились преподнести Императору большую резную икону из белой слоновой кости, в центре которой был изображен святой великомученик Пантелеимон, а вокруг него – 20 афонских монастырей.
В настоящее время эта икона хранится в музее Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ожидалось, что Государь примет участие в закладке нового большого Собора Святой Живоначальной Троицы в Русской Пантелеимоновой обители. Однако известные события помешали осуществлению этих планов. Не состоялось и строительство Собора, так как средства, собранные на его сооружение, обесценились в результате трагических событий Первой Мировой войны и последовавшей после нее революции.
Представители Братства Русских келлий Афона приняли решение оставить Акафистную икону Пресвятой Богородицы, приготовленную в дар Императору, в Пантелеимоновой обители, в надежде, что война скоро закончится, отсроченная встреча состоится и святыня будет вручена боговенчанному Царю...
Государь Император Николай Александрович, вместе со своей царственной семье, принял мученический венец от богоборцев и ныне прославлен в лике святых.
Дар русских святогорцев – образ Похвалы Пресвятой Богородицы так и остался в Русской обители, являясь его святыней. По-прежнему продолжает он ожидать прибытия на Афон Помазанника Божия.
Смотри также