Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Наследие подвижников Русского Афона рассмотрели на конференции в Москве

konf perervinskaya semКонференция «Семья как основа формирования будущего подвижника» состоялась 19 мая в Николо-Перервинском монастыре г. Москвы, — информирует корреспондент портала «Русский Афон». Форум прошел в рамках празднования 1000-летия русского монашества на Святой Горе.

Открыл встречу настоятель Подворья Патриарха Московского и всея Руси и храмов Николо-Перервинского монастыря протоиерей Владимир Чувикин. В своей речи он коснулся истории Святой Горы.

По его словам, 60–70-е годы прошлого века были духовно печальным временем Русского Афона, когда в двух русских скитах — Андреевском и Ильинском, оставалось по одному монаху. Затем и они ушли в мир иной, а скиты перешли в ведение греков. В настоящее время называемая многими монашеская республика Афон пополняется послушниками, иноками и монахами из России. Они подвизаются не только в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, но и греческих: Симонопетра, Святого Павла, Филофей и других.

«Я думаю, что благодаря присутствию русских на Афоне Святая Гора Афон благоукрашается, представляет собой духовный оазис», — сказал отец Владимир. Он объяснил выбор темы конференции тем, что многие православные подвижники, воспитывались, как правило, в благочестивой семье, оттуда начинали свой духовный путь.

Насельник Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии иеромонах Мелхиседек (Скрипкин) посвятил свой доклад архимандриту Авелю (Македонову). Который был игуменом Пантелеимонова монастыря на Афоне, а затем наместником возрождающегося Иоанно-Богословского мужского монастыря на Рязанщине.

Отец Мелхиседек рассказал о том, как неблагоприятная политическая обстановка (в СССР — атеистический режим, в Греции — «черные генералы», хотевшие собрать всех монашествующих в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского, в остальных же обителях сделать туристические центры) препятствовала отцу Авелю на протяжении 10 лет попасть на Афон. На Афоне он три года служил бессменно — ночные службы, вечерни, — а днем принимал гостей от губернатора, из министерства, послов и т.д., не думая об усталости.

Особо докладчик рассказал о семье, в которой вырос отец Авель. У его родителей было семеро детей, а бабушка взяла на воспитание еще четверых. Все жили дружно, называя друг дружку уменьшительно-ласковыми именами. Отца батюшки в годы Великой Отечественной войны призвали в армию, мама в возрасте 38 лет умерла в родах.

Ее сестра, женщина неверующая, говорила мальчику, что мама могла бы жить и жить, последуй она совету избавиться от плода в чреве. Но та, мол, ответила ей, чтобы, если бы сестра побывала в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью и увидела там картину Страшного Суда, показывающего, какие муки ждут женщин, убивших своих детей, она бы не стала так говорить. Полное доверие к Спасителю, неиссякаемая любовь к Творцу — все это было заложено в сердце будущего подвижника в раннем детстве, в его семье.

Регент основного хора Николо-Перервинского монастыря Наталья Рынкова рассказала о духовном отце их семьи архимандрите Ипполите (Халине). Вместе со своим мужем диаконом Иоанном она собрала воспоминания людей, которые общались с батюшкой. Они стали основой документальной книги «Крылья любви».

Почти 18 лет отец Ипполит по благословению Святейшего Патриарха Алексия I нес послушание на Святой Горе Афон и в 1983 году вернулся в Россию уже духовно опытным старцем. На протяжении 11 лет он был настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской епархии, превратившегося под его руководством в центр духовной жизни всероссийского масштаба.

Батюшка тоже рос и воспитывался в благочестивой многодетной семье, впитав в себя с молоком матери любовь к труду и к родным просторам. Помнившие батюшку говорили, что он был большой труженик, который показывал пример другим. Если случалось, что доярки не выходили на работу, тогда отец Ипполит в пять утра сам доил коров, затем шел в храм служить Литургию. Батюшка говорил людям: «Дорожи тем, что живешь в России. Целуй свою землю».

Выпускник Перервинской Духовной семинарии и Московской Духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов) рассказал о подвижническом пути иеросхимонаха Тихона (Голенкова), оказавшего большое влияние на судьбы многих подвижников и молитвенников Святой Горы. Отец Афанасий зачитал отрывки из жизнеописания старца, составленного одним из его биографов иеромонахом Агафангелом (Калафатисом), а также воспоминания из книги «Отцы-святогорцы и святогорские истории» самого известного ученика отца Тихона — преподобного Паисия Святогорца.

Биограф отец Агафангел запомнил и перенес на бумагу сведения о родителях дивного старца, которые сохранили русское благочестие прошлого века. Свою маму старец называл святой женщиной: в среду и пятницу она ничего не вкушала, все свое время посвящала молитве, и из ее глаз непрестанно текли слезы. Сам отец Тихон тоже имел дар слез и верил, что они есть знак Божественной милости, с их помощью омывается душа.

С заключительным докладом выступил преподаватель Перервинской семинарии иеромонах Апполинарий (Панин). Его рассказ о формировании личности преподобного Силуана Афонского, родившегося в крестьянской семье на Тамбовщине, подкупил многими подробностями теплого доверительного отношения между сыном и его неграмотным, но удивительно мудрым, смиренным, горячо любящим Бога и семью, отцом.

По словам первого докладчика конференции иеромонаха Мелхиседека (Скрипкина), каждый доклад форума — это цветок, приношение к юбилейной дате — 1000-летию русского присутствия на Афоне, прославляющий подвиг русских монахов в земном Уделе Пресвятой Богородицы.

По материалам сайта monasterium.ru

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Последние обновления
Архив сайта
<<<Май 2016>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
161718192122
23242526272829
3031     
Видеогалерея

 

 

на верх