афонит.info

Русь и Афон. Наследие святой горы

Православный портал о монашеском наследии Афона

На Афоне торжественно отметили Преображение Господне

Преображенский храм на вершине АфонаПраздник Преображения Господня торжественно отметили 6/19 августа во всех обителях Святой Горы Афон.

Преображение – особый праздник для Афона. С ним связано мистическое наследие святогрского монашества и учение о Фаворском Свете, исихазме и обожении человека. Поэтому этот день афонские монахи традиционно встречают с особым благоговением.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре праздничное богослужение было совершено в Преображенском храме, который находится на архондарике. По окончании литургии состоялось традиционное освящение винограда и плодов.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Как известно, на Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. По древней традиции освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. Как говорит игумен русской святогорской обители схиархимандрит Иеремия (Алехин), в Преображении показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа, и вся природа теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

На день Преображения Господня престольные праздники (панигиры) были торжественно отмечены в афонских монастырях Кутлумуш и Пантократор, где соборные храмы посвящены Преображению Христову. В частности, праздничное богослужение в Преображенском соборе Кутлумушской обители возглавил митрополит Лампсакийский Макарий (Константинопольский патриархат).

Афонский монастырь КутлумушАфонский монастырь Кутлумуш

Афонский монастырь КутлумушАфонский монастырь Кутлумуш

Прошли праздничные богослужения и в древней хиландарской обители Преображения Господня (келлия «Патерица»), расположенной неподалеку от столицы Афона – Кареи. Литургию здесь возглавил игумен сербского монастыря Хиландар архимандрит Мефодий.

Хиландарская келлия "Патерица" на АфонеХиландарская келлия "Патерица" на Афоне

Хиландарская келлия "Патерица" на АфонеХиландарская келлия "Патерица" на Афоне

Торжественное богослужение в честь Преображения Господня прошло и на самой Вершине Святой Горы. На Афоне издревле соблюдается обычай в этот день восходить на Вершину, на высоту 2033 метра над уровнем моря, для совершения здесь всенощного бдения и литургии.

Вершина Афона

По слову архимандрита Емилиана Симонопетрского, «эта вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, "Матери света"».
Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию. Четырьмя веками позже здесь же Богородица явилась святому Максиму Кавсокаливиту, окруженная ярким светом и благоуханием, держащая на руках Господа, Который благословил святого Максима и наполнил его святым ликованием. На этом месте Божия Матерь неоднократно являлась многим святогорским подвижникам и даже паломникам.

Вершина Афона

На Вершине Святой Горы возвышается небольшой храм в честь Преображения Господня, построенный в XIX в. стараниями Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, а за алтарной частью храма, на самой высокой точке Афона, стоит массивный железный крест высотою в четыре метра, установленный русскими иноками и паломниками в 1882 году.

Вершина Афона

«Маленькая часовня Преображения и находящийся рядом с ней высокий железный крест, стоящие на этой тесной скале, обладают особенной символикой и показывают небу и земле две характерные составляющие монашеской жизни: переживание Креста, добровольное и непрестанное участие в Страстях Господних, являющееся одновременно и путем обожения, и жизнь в свете эсхатологической славы, которую Христос некогда открыл апостолам на горе Фавор. Как Господь поднялся на гору с избранными учениками, чтобы помолиться (Лк. 9:28), так и монахи, отрекшись от мира, живут на Афоне в тишине и молитве, живут здесь и сейчас, в свете Преображения. Афон для них – Фавор, прообраз Царства Небесного» (архим. Емилиан).

Поэтому каждый год на Преображение Господня монахи Великой Лавры, которой принадлежит Вершина, а также иноки других святогорских обителей совершают восхождение к этому святому месту, дабы совершить Божественную литургию в маленьком Преображенском храме.

Крестный ход на вершину АфонаКрестный ход на вершину Афона

Вечером накануне начинается крестный ход – процессия выходит из храма Пресвятой Богородицы (1508 м). Впереди идут два монаха, несущие тяжёлую икону Праздника. После них духовенство, хор и паломники. Монахи по очереди несут икону, сменяют друг друга и певчие. Путь наверх занимает более двух часов. Вид с вершины поражает воображение. Служба начинается с Вечерней и не прекращается всю ночь. Атмосферу дополняют стужа и сияние тысяч звёзд.

Вершина Афона

«Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете» (архим. Емилиан). Как и много веков назад, святогорские монахи в эту ночь славословят Господа и Его Преображение в заоблачном Его святилище. А по окончании Божественной литургии освящают виноград.

Преображение Господне

О празднике Преображения Господня

Праздник Преображения Господня насыщен богословским содержанием и открывает нам сразу несколько направлений православного богословия.

Преображение Господне показывает нам во Христе соединение двух естеств – Божеского и человеческого. На горе Преображения Господь приоткрыл Своим ученикам славу Своего Божества, в виде нетварного света, являющегося энергией Божественного естества. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

Евангельское повествование о преображении является так же одним из оснований триадологического учения, то есть учения о Святой Троице, поскольку открывает нам явление и действие всех лиц Святой Троицы: явление Сына при свидетельстве Отца и содействии Святаго Духа в виде света и облака.

Святые отцы неразрывно связывают Преображение Господне со славным Христовым Воскресением, славу которого как раз и являет Преображение. Незадолго до Своих страданий и крестной смерти Господь явил ученикам славу Своего Воскресения, чтобы они не устрашились, не соблазнились, видя Его в крайнем уничижении и позорной смерти.

Основываясь на повествовании о Преображении Господнем можно так же развивать учение о бессмертии человеческой души, поскольку одним их действующих лиц этой истории является пророк Моисей, беседовавшие с Господом вместе с пророком Илией о предстоящих страстях и крестном подвиге. Святой пророк Илия, не вкусивший смерти, представлял как бы небожителей, тогда как апостолы – всех живущих на земле, что свидетельствует о том, что Господь есть Бог живых, умерших и небожителей.

Господь не случайно призывает именно этих двух пророков Себе в собеседники. Оба они, каждый в свое время, были свидетелями богоявления на горе Синай, однако не сподобились видеть Господа "лицем к лицу".

По просьбе Моисея Господь, поставив его в расселине горы Синай, явил ему Свою славу. По выражению Священного Писания, рука Господня покрывала лице Моисея, когда проходил Господь и поэтому он увидел Господа только сзади, лица же Его не видел. Однако и такое явление оставило неизгладимый след на лице самого Моисея на всю его жизнь: когда он сошел с горы, лице его сияло, так что никто не мог смотреть на него. Моисей был вынужден покрывать лице свое покрывалом. Лишь беседуя с Господом он снимал его (Исход 33, 18–34, 35). Этот свет был отблеском божественной славы, энергии Божества, благодати, которая осенила Моисея в результате общения с Богом. Примечательно, что Богоявлению предшествовало 40-дневное пребывание Моисея на горе Синай.

Пророк Илия так же как и Моисей сподобился Богоявления на горе Синай, и так же как и Моисей не увидел Бога "лицем к лицу", но в символах. Ангел повелел стать пророку встать на горе: " и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь. (3 Царств 19, 5–21)" Илия закрыл лице свое милотию и выйдя, стал у входу в пещеру, после чего произошло все описанное ангелом. Из веяния тихого ветра с Илией беседовал Сам Господь. И этому Богоявлению, так же, как и в случае с Моисеем, предшествовали 40 дней странствия Илии по пустыни к Синайской горе.

Воспоминанию этих событий из жизни двух пророков – участников Преображения, посвящены паремии, читаемые на богослужении самого праздника.

Спустя века, в Богоявлении на горе Преображения, Моисей и Илия сподобились получить чаемое ими – увидеть говорившего с ними Бога в образе Сына Человеческого. Человеческое естество явилось как бы образом или иконою непознаваемого и невидимого Божеского естества. Таким образом Преображение является еще и основанием догмата иконопочитания, или учения об образе Божием.

Преображение Господне

Однако, пожалуй более всего, Преображение связано с мистическим богословием Православной Церкви. Под православной мистикой понимается учение о духовной, благодатной жизни православного христианина. В частности, на Евангельском повествовании о Преображении основано учение о Фаворском свете, исихазме и обожении человека.

Если говорить кратко, суть исихазма заключается в общении с Богом, Богообщении, то есть – в молитве, ради которой в жертву приносится общение с другими людьми и даже с самим собой, со своими помыслами. Духовная практика уединенной молитвы, приближения к Богу приобщает молящегося к благодати. Стяжание благодати – цель христианской жизни. Благодать – это энергия, благодаря которой тварь может познавать не познаваемого по Своему существу Творца. Благодать открывает человеку такую глубину свойств Божества, которую не возможно всеобъемлюще постичь мыслию, исчерпывающе описать словом. Причем откровение это бывает в той мере, которую может вместить каждый конкретный человек с учетом его духовного возраста. На Фаворе благодать в виде света и облака показала апостолам Божественную славу Господа Иисуса Христа так, как они могли это вместить (по выражению тропаря и кондака Праздника). И свет и облако были нетварного происхождения, то есть являлись результатом не природных "естественных" явлений, а сверхъестественного действия божественной энергии – благодати.

Церковная жизнь, участие в таинствах и обрядах, приобщают человека к благодати. Непрестанная же молитва делает человека сосудом ее (вспомним Моисея, стяжавшего обильную благодать, как отблеск нетварного света, в собеседовании с Богом, то есть – в молитве). Собственно, молитва – это и есть существо церковной жизни. Без молитвы не совершается ни одно таинство, ни одно богослужебное действие. Задача христианина состоит в том, чтобы благодатная жизнь не ограничивалась стенами храма, но из храма распространялась на все частности нашей повседневности, чтобы вся наша жизнь была срастворена молитвой, способствующей стяжанию благодати.

 

 

Фотографии: Romfea.grАgioritikovima.gr и др.

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «АФОНИТ.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:
Из-за пожара Пантелеимонов монастырь на Афоне вынужден временно прекратить прием паломников
19 мая 2019 г. в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре случился пожар, в результате которого полностью сгорела монастырская генераторная и обитель лишилась источника электроэнергии. В связи
Афонский православный портал «АФОНИТ» просит о поддержке и помощи
Дорогие о Господе читатели! Исполнилось пять лет, как наш православный духовно-просветительский портал «АФОНИТ» ( www.afonit.info ) по благословению Игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря сх
В Оксфордском университете состоится конференция, посвященная творчеству и молитве в русском православии ХХ века
«Свет Невечерний. Творчество и молитва в русском православии ХХ века» – такая тема международной научно-богословской конференции, которая состоится 7-8 марта 2019 г. в Оксфордском университете (г. Окс
Избран новый игумен афонского монастыря Дохиар (+ ВИДЕО)
В монастыре Дохиар Святой Горы Афон 4 декабря, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялись выборы игумена обители. Новым настоятелем Дохиара единогласно избран иеромонах Амфилох
Сотни паломников прибыли в монастырь Дохиар на Афоне почтить память геронды Григория (Зумиса) (+ ВИДЕО)
1 декабря исполнилось 40 дней со дня преставления игумена афонского монастыря Дохиар схиархимандрита Григория (Зумиса). Почтить память геронды приехали в древний монастырь на Святой Горе четыре архиер
Пожертвования на афонский портал "АФОНИТ"
Уважаемые читатели! Редакция православного портала «АФОНИТ» обращается ко всем читателям с просьбой оказать благотворительную финансовую помощь нашему афонскому сайту, перечислив пожертвования (приним
Панигир в честь великомученика Георгия Победоносца торжественно отметили в афонском монастыре Ксенофонт
В афонском монастыре Ксенофонт 3/ 16 ноября торжественно отметили Панигир в честь памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – сообщает корреспондент портала «АФОНИТ.INFO».
На Афоне почтили Собор всех святых бессребреников
Собор всех святых бессребреников торжественно почтили 11 ноября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, - сообщает корреспондент портала "АФОНИТ.INFO". В русской святогорской обители хран
В Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память освящения храма свв. Еввулы и Ермолая
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в ночь с 7 на 8 ноября молитвенно почтили память освящения храма святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая, который является одним из местно
Преставился игумен Дохиара геронда Григорий (Зумис)
22 октября 2018г. в 23.25 преставился игумен монастыря Дохиар Святой Горы Афон архимандрит Григорий (Зумис), в возрасте 76 лет. Последние годы Старец смиренно переносил муки тяжелой неизлечимой болезн
Последние обновления
Архив сайта
<< < Август 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Видеогалерея

 

 

на верх