Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

«Мариино стояние» в традиции русской обители на Афоне

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьВ ночь со среды на четверг 5-й седмицы Святого и Великого Поста в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, как и во всей Православной вселенной, по древней христианской традиции совершилось богослужебное последование, именуемое "Мариино стояние", главной особенностью которого является пение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

Мариино стояние – это богослужебное последование, посвященное воспоминанию покаянного подвига преподобной Марии Египетской.

Мария Египетская

Первой житие преподобной Марии записал святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. "Это житие, – говорится в Синаксарии четвертка 5-й седмицы Великого Поста, – приводит в сильное умиление и дает великое утешение прегрешившим и согрешающим, если только они решились оставить зло <...>

Святитель Софроний

Святитель Софроний чудесной своей историей возвращает нас к целомудрию, возвышает к Богу и поучает не падать духом и не отчаиваться, если некогда и были в плену каких-либо грехов. Ибо повествование о Марии Египетской показывает, насколько велико Божие человеколюбие и милость к желающим всей душой оставить прежние прегрешения".

Иорданская пустыня, в которой происходит действие Жития преподобной Марии Египетской:

MariinoStoyanie4

MariinoStoyanie5

MariinoStoyanie6

Софроний рано ушёл в монастырь — в лавру святого Феодосия, где стал учеником преподобного Иоанна Мосха. Вместе с Иоанном Софроний совершил поездку по палестинским и сирийским монастырям. Однако нашествие Хосрова помешало им возвратиться в Палестину и Софроний вместе с Иоанном направились в Александрию, где жили довольно долго при святом Евлогии и при святом Иоанне Милостивом. Вероятно, в эти годы они объезжают монастыри и святыни Египта. После Александрии Софроний через Кипр совершил поездку в Рим, где Иоанн Мосх скончался около 620 года. Позже Софронием его прах был перенесён в лавру святого Феодосия. В 630 году Софроний снова приехал в Египет, где в тот период было активно монофелитское движение. В 634 году он был избран на иерусалимскую кафедру. Он закончил и издал «Луг Духовный» — труд своего покойного духовного отца Иоанна Мосха. Возможно, именно от него святой Софроний узнало житии преподобной Марии. Возможно также, что именно преподобный Иоанн Мосх был прообразом игумена Иоанна, упоминаемого в Житиии преподобной Марии. Лавра преподобного Феодосия великого, в которой подвизался Иоанн Мосх, как раз и находилась близ Иерусалима и Иорданской пустыни.

Монастырь преподобного Феодосия великого:

MariinoStoyanie7

MariinoStoyanie8

Монах Андрей, будущий Святитель Андрей Критский, посланный Иерусалимским Патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.) соединил житие преподобной Марии Египетской со своим каноном и представив его отцам Собора.

Мария Египетская и Андрей Критский

Установлено было петь этот канон и читать житие святой матери Марии в четверток 5-й седмицы Великого Поста по той причине, что "Святая Четыредесятница приближается уже к концу, и чтобы люди, по немощи духовной не разленились к духовным подвигам, не забылись беспечно и не прекратили вдруг воздержание" (Синаксарий). Возможно также, что память преподобной Марии было установлено в этот день, поскольку святая преставилась в четверток Страстной Седмицы, когда совершается за богослужением воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Не возможно было перенести ее память и на 6-ю, Лазареву седмицу, так как и там богослужение привязано к Евангельским событиям.

Мария Египетская

По уставу Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, утреня четвертка 5-й седмицы начинается в 4-м часу ночи и продолжается около 6-ти часов. Центральное место всего богослужения принадлежит самому Великому канону, пение которого вместе с житием преподобной Марии простирается до 3-х часов. В отличии от первых четырех дней Поста, в каждый из которых поется одна четвертая часть Канона, в этот день канон совершается весь полностью.

MariinoStoyanie11

Структура обычного, "стандартного" канона состоит из 9-ти песней (реально же из 8-ми, поскольку 2-я песнь употребляется только Великим Постом) и 32-х тропарей (по 4-е тропаря на каждый ирмос). Великий покаянный канон состоит из 11 ирмосов и 250 тропарей. На каждый из ирмосов приходится не менее десятка тропарей, в большинстве же случаев их количество простирается до 28, так что вместе с ирмосом, который поется дважды, получается по 30 тропарей на одну песнь.

На каждый тропарь Великого канона уставом полагается совершать по три поясных поклона. Как сказано в Синаксарии этого дня, "этот канон настолько пространен и умилителен, что способен умягчить и самую ожесточенную душу и побудить к благому трезвению, внимательной и доброй жизни, если только с сокрушенным сердцем и надлежащим вниманием поется."

MariinoStoyanie12

Необходимо заменить, что "Мариино стояние" не ограничивается лишь одним Покаянным каноном. Оно начинается накануне с вчера. На вечерне, предшествующей четвертку 5-й седмицы Великого Поста, на "Господи воззвах", помимо обычных 6-ти стихир дня и Богородичной стихиры на "Слава и Ныне", поются на 4-й глас еще 24 стихиры Великого канона, на каждую из которых также полагается совершать по 3-и поясных поклона. Эти стихиры, как и сам Великий канон, составлены тем же автором – святителем Андреем Критским. Каждая из них оканчивается умилительным припевом: "Господи, прежде даже до конца не погибну, помилуй мя". Служба четвертка 5-й седмицы Поста является одной из самых объемных и продолжительных во всем богослужебном году.

 

Дополнительно см.:

Синаксарь в четверток пятой седмицы Великого поста. «Стояние Марии Египетской»

 

О Великом каноне святителя Андрея Критского

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Лазарева суббота
Лазарева суббота – это праздник, завершающий собою Великий Пост, в который вспоминается воскресение праведного Лазаре из мертвых. Особую торжественность и праздничность этому дню предает то, что он пр
Тропaрь и кондaк преподобному Иоaнну Вишенскому Святогорцу
Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви 28 июля 2016 года в Киево-Печерской Лавре собор архиереев УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием со
Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний
Монашеское жительство сравнивают с ангельским. Не потому, что монахи пытаются стать бесплотными. Просто их служение уподобляется служению ангелов. Служение же ангелов состоит в том, чтобы славословить
Особенности богослужения на Афоне. Часть 3
Особенности богослужения на Афоне. Часть 2
Особенности богослужения на Афоне. Часть 1
Афон и Православные Церкви Восточной Европы: литургические и певческие контакты
Святые отцы всегда понимали Божественную Евхаристию как средоточие и источник всего богословия, как великое Таинство Церкви и как путь вхождения в Царствие Божие. Действительно, Евхаристия, как Тело Х
Служба чудесному явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Святой Горе Афонской Свято-Пантелеимоновом монастыре
Редакция портала «Русский Афон» впервые публикует Службу чудесному явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы, которая совершается 21 августа / 3 сентября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоно
Профессор Кономос: «Большинство музыкальных рукописей византийского периода находится на Афоне»
В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям текст второй лекции и её видеозапись.
Богослужебная традиция Святой Горы Афон
Богослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей афонской жизни. Хотя Афон нельзя назвать местом возникновения принципиально новой богослужебной системы (по сравнению, напр., с Константин
Последние обновления
Архив сайта
<<<Март 2017>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282931  
Видеогалерея

 

 

на верх