Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

На Афоне поклонились хранящейся в русской святогорской обители частице Ризы Богородицы из Влахерна

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырьПраздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне торжественным богослужением отметили 15 июля братия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Этот праздник дорог каждому русскому православному сердцу, поскольку именно с ним связано начало бытия Русской Церкви и христианизации Руси в IX веке.

Для русской святогорской обители этот праздник дорог еще и тем, что в ней с давних времен хранится великая христианская святыня – часть Ризы Пресвятой Богородицы из Влахерн, от которой неоднократно происходят исцеления и чудотворения.

Как в Ватопедской обители хранится частица пояса Пресвятой Богородицы, так и в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре хранящаяся здесь частица Ризы Богородицы почитается святогорцами с особым благоговением и трепетом, а многочисленные паломники всегда стремятся приложиться к этой чудодейственной святыне Божией Матери.

Вот и на этот раз во время праздничного богослужения в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре традиционно состоялось чествование Ризы Пресвятой Богородицы, которую торжественно вынесли для поклонения молящихся. Помимо братии, к великой святыне смогли приложиться и многочисленные паломники из России, Украины, Белоруссии, Греции и других стран.

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

По слову 100-летнего игумена русской святогорской обители на Афоне схиархимандрита Иеремии (Алехина), праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне одновременно является и праздником основания Православной Церкви в Киевской Руси.

Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Согласно Преданию, Риза Божией Матери хранилась в Назарете и в 471 г. была перенесена в Константинополь, во Влахернский храм. И хотя само событие положения Ризы во Влахерне произошло в 471 году, установление общецерковного почитания этого праздника связано непосредственно с Русью и началом ее христианизации.

Риза Пресвятой Богородицы служила как бы защитным покровом для столицы православной Византийской империи от нашествия врагов. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами - в 677, арабами - в 717 годах. Но особенно знаменательными оказались события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви.

Патриарх Фотий опускает Ризу Богородицы во Влахерне в море во время осады Константинополя киевским князем Аскольдом

18 июня 860 года русский флот киевского языческого князя Оскольда (Аскольда), в составе более 200 кораблей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю полным опустошением. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.

"Город едва не был поднят на копье", - говорит в своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего - святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива. После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край ее в воды Босфора. Как сообщают древнерусские летописи, после этого неожиданно в море поднялась буря и "смяте безбожных Русы корабли".

Патриарх Фотий опускает Ризу Богородицы во Влахерне в море во время осады Константинополя киевским князем Аскольдом

В "Повести временных лет" так сообщается об этих событиях:

«Иде Асколдъ и Диръ на Греки и прииде въ 14 лето Михаила царя. Царю же отщедъшю на Агаряны, и дошедшю ему яко Черное реки, весть епархъ посла ему, яко Русь идетъ на Царьградъ. И воротися царь. Си же внутрь Суда вшедъше, много оубииство християномъ створиша, и въ двою сту кораблии Царьградъ оступиша. Царь же одва въ городъ вниде, и съ патриарьхомъ Фотиемъ къ сущии церкви святии въ Лахернех Богородици всю нощь молитву створиша, тако же божественную ризу святыя Богородици съ песнеми изънесше въ реку омочиша, тишине сущи. И морю оукротившюся, абье буря с ветромъ въста, и волнамъ великимъ всътавшимъ засобь, и безбожныхъ Руси корабля смяте, и къ берегу приверже, и изби я, яко малу ихъ отъ таковыя беды избыти, и въ свояси възъвратишася».

Патриарх Фотий опускает Ризу Богородицы во Влахерне в море во время осады Константинополя киевским князем Аскольдом

Также и в Никоновском летописном своде, который донес до нас отрывки киевского летописания ІХ – Х вв., находим ценные свидетельства об этом событии:

«Иде Осколдъ и Диръ на Греки. Царемъ же Михаилу и Василию отшедшимъ на Агаряны воевати, и дошедшимъ имъ Черныя реки, посла къ нимъ епархъ, глаголя, яко Русь идетъ на Царьградъ въ двоюсту и множае кораблей. Они же възвратишася, и едва внидоша въ градъ и съ патриархомъ Фотиемъ приходяще къ церкви святей Богородици Влахерну, и изнесше ризу пречистые Богородици съ плачем и съ слезами многими и край ея въ море омочивше. Бе бо тогда море тихо велми, и егда омочиша ризу, и абие възста буря зелна, и разби множество кораблей, и потопи безбожную Русь».

Потерпев поражение от стихии, вызванной чудом Божиим, киевский князь Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2/15 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное общецерковное празднование Положения Ризы Богоматери.

Князь Аскольд Оскольд

Вскоре русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора "любви и мира". В условия мирного договора входили положения о международном признании Киевской Руси, о установлении дипломатических и торгово-экономических отношений между молодым русским государством и Византийской империей, а также о Крещении Руси. Настрашенный чудом и силой христианского Бога, киевский языческий князь и сам захотел креститься.

В результате, как сообщают византийские летописи и Никоновский летописный свод, киевский князь Оскольд с частью бояр и дружины принял христианство, а на Русь был послан православный епископ – миссионер. По некоторым данным, в состав этой миссии 860-863 гг. входили и святые Кирилл и Мефодий, изобретшие в Херсонесе в 861 г. славянскую письменность.

Святые Кирилл и Мефодий

Согласно ряду источников, святителем Фотием в Киев тогда был назначен митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена на 60 месте в нотиции – списки епархий Константинопольского Патриархата.

В Окружном послании 867 года святой Патриарх Фотий среди главных достижений своего первосвятительского служения называет Крещение болгар и русов. «Русы, которые подняли руку против Римской державы, - писал он, - в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших... И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, таким образом, одновременно праздником канонического основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией Матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русов из тьмы языческого суеверия к вечной жизни.

Попытка князя Аскольда возродить на Днепре христианское благовестие святого апостола Андрея Первозванного, задуманная им религиозная и государственная реформа окончилась неудачно. При столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне-язычники предали своего князя. Аскольд принял мученическую кончину от рук язычников, обманом завлеченный в стан врагов под видом переговоров.

Похороны князя Аскольда Оскольда

Профессор А. Карташов считал, что христианство на Руси после убийства Аскольда вынуждено было перейти в подполье, своего рода «катакомбы», тем самым уподобившись гонимой первохристианской Церкви Римской империи. Но дело блаженного Аскольда (так называет его Иоакимовская летопись) не погибло. Как отмечал первый ректор Киевского университета Св. Владимира проф. М. Максимович, без Аскольдова крещения в 860 г. не состоялось бы на Руси и Владимирова Крещения в 988 г., ведь именно принятие крещения князем Аскольдом приуготовило почву для начального распространения христианства и последующего крещения св. блаженной княгини Ольги, а в дальнейшем и ее внука св. равноапостольного князя Владимира Киевского, который уже окончательно утвердил Православную веру в землях Святой Руси.

Поэтому праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне по праву является и праздником торжества Православия на Руси, начала ее обращения (оглашения) ко Христу. В связи с этим, до трагических событий 1917 г., ежегодно 2/15 июля на праздник Ризоположения во Влахерне в Киеве было принято совершать торжественные крестные ходы к Аскольдовой могиле, где духовенством при многочисленном стечении народа служились панихиды "об упокоении первого русского христианского князя Оскольда, нареченного в крещении Николаем". Как сообщается в изданном в 1890 г. в Санкт-Петербурге «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Со времени исполнившегося в 1866 г. тысячелетия крещения Аскольда, к его могиле ежегодно совершается 2 июля (ст. ст.) крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могила».

 Фильм о князе-мученике Аскольде-Николае:

 Дополнительно см.:

КНЯЗЬ АСКОЛЬД – ПРЕДТЕЧА КРЕЩЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Праздник основания бытия Русской Церкви

 

Праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне и память о начальной христианизации Руси при князе Оскольде

 

Русская святогорская святыня – частица Ризы Пресвятой Богородицы из Влахерна

 

Поход росов на Константинополь в 860 г. и культ Богородицы на Руси

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
В РПЦ планируют рассмотреть вопрос канонизации русских святогорских подвижников
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий предложил Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых рассмотреть вопрос об общецерковном или местном почитании русских афонитов - старцев Тихона (Голенков
Фотографии возрожденного русского скита на Афоне представили в Санкт-Петербурге (+ ФОТО)
Выставка «Афон. Скит «Новая Фиваида» открылась 2 декабря в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, — передает корреспондент портала «Русский Афон». В экспозиции представлены около 50 фотографий из жизни
Монахи Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря получили противопожарное оборудование от МЧС России
Глава МЧС России Владимир Пучков подарил Пантелеимонову монастырю 10 комплектов форменного обмундирования пожарных, 20 комплектов самопомощи и огнетушителей, — передает корреспондент портала «Русский
Брюссельский Архив русской эмиграции издал письма архиепископа Василия (Кривошеина)
Тысячелетие русского монашества на Святой Горе Брюссельский Архив русской эмиграции отметил изданием двух томов материалов, хранящихся в его фондах: «Архиепископ Василий (Кривошеин). Переписка с Афоно
Игумен Пантелеимонова монастыря встретился с Патриархом Кириллом (+ ВИДЕО)
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 21 ноября принял в Даниловом монастыре новоизбранного игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандрита Евлогия (Иванова), — передает кор
Новые сведения об афонском старце-игумене о. Андрее (Веревкине) удалось собрать благодаря его родственнику
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь посетил родственник выдающегося афонского подвижника, духовного сына старца Макария (Сушкина) и его преемника на посту игумена обители схиархимандрита Ан
На Афоне почтили Собор всех святых бессребреников
Собор всех святых бессребреников торжественно почтили 13 ноября в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, - сообщает корреспондент портала "Русский Афон". В русской святогорской обители хра
В Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память освящения храма свв. Еввулы и Ермолая
В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в ночь с 7 на 8 ноября молитвенно почтили память освящения храма святой праведной Еввулы и священномученика Ермолая, который является одним из местно
Состоялась встреча игумена Пантелеимонова монастыря с Патриархом Константинопольским Варфоломеем
Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, в каноническом подчинении которому пребывает Святая Гора Афон, принял в своей резиденции в Константинополе новоизбранного игумена Русского на Афоне С
Митрополит Онуфрий встретил свой 72-ой день рождения на Афоне
Продолжается паломнический визит Блаженнейшего Митрополита Онуфрия Киевского и всея Украины, на Святую Гору, — передает корреспондент портала «Русский Афон». 5 ноября, в день своего рождения, 72-летни
Последние обновления
Архив сайта
Видеогалерея

 

 

на верх