Русский Афон

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон

Обители Святого Афона

greece04001Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Независимость Афона и его особый статус гарантируются специальной статьёй греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений.

Согласно системе управления Святой Горы законодательная власть принадлежит здесь Священному Собору, состоящему из игуменов 20 монастырей, управление осуществляется Священным Кинотом, состоящим из представителей каждого монастыря, а исполнительная власть находится у Протата, члены которого избираются сроком на год. На Афоне находится и гражданский губернатор, в подчинении которого состоят несколько служащих и полицейских.

Афон похож на скалу, которую волны политических треволнений, человеческих слабостей и внутренних противоречий не разрушают а лишь немного накрывают и снова сходят, оставив внутреннее содержание по существу нетронутыми. Святая Гора – место «не от мира сего», её связь с мирским порядком, временем и законами относительна. Афон живёт в категориях вечности.

Всем своим существованием Святая Гора свидетельствует о единстве Православия и подчёркивает вселенский характер Церкви Христовой. Это школа единства, попытка быть вместе во Христе. Люди, одержимые идеями о превосходстве своего народа и о его особой избранности не находят здесь успокоения. Хвала Богу возносится на Святой Горе на множестве языков и диалектов. В особенностях богослужения, архитектуры и уставов нашла отражение культура многих народов. Во всем здесь удивительное и уравновешенное многообразие. В цветущей сложности афонских обителей отразилось всё богатство Православия.

Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой, первозданной природой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. 1800 монахов, подвизающиеся на Святой Горе, это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремятся восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность. Свой Афон и у каждого паломника: кому-то ближе строгий лад общежительных монастырей, кому-то тихие беседы в кельях на крутых обрывах отвесных склонов. Кто-то, неся с собой свой затуманенный мирскими заботами и грехом взгляд, и не видит на Афоне ничего, кроме новых дорог, суеты, обмирщения и национальных конфликтов. Очевидно одно - чтобы проникнуть в тайну Афона, надо потрудиться и потрудиться, прежде всего над собой. Очистив свои сердечные очи, и уразумев ошибочность первого поверхностного взгляда, паломник узрит духовное богатство и мощь, которые потрясут его до основания.

Можно много говорить об Афоне, но не раскроется глубина его сердца. Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова.

Первое впечатление, обычно, – всего лишь неопределённое воодушевление от светлой красы неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство её сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать Афон можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, – всё дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.
Павле Рак

В каждом монастыре власть принадлежит игумену, избираемому монастырской братией. Обители самоуправляются и сохраняют духовную самостоятельность, определяя свою жизнь в соответствии со своим уставом, многовековыми традициями афонского монашества и «живым преданием». Как следствие, они и похожи и не похожи друг на друга. Каждый монастырь – это живой организм, переживающий в своей истории разные периоды. Каждый афонский уголок говорит с паломником на своём языке. Даже соседние кельи и каливы порой не похожи друг на друга. Афон не боится разнообразия.

Какие-то обители более закрыты, какие-то предельно открыты, какие-то не показывают свою внутреннюю жизнь паломникам, какие-то не только разделяют с ними свою трапезу и молитву, но и полностью принимают их в свою общину, не скрывая от них ничего.

Афонская духовность не стремится в чём-то убедить паломников. Не стремится навязать ограничения, правила, указания и приказы. Монахи не говорят, как надо жить, а показывают, как живут сами. На Афоне не встретишь двух одинаковых монахов. Здесь множество разновидностей хорошего.

Стремление к Богу идёт не от страхов и неуверенности. Моральные нормы существуют не для того, чтобы накладывать ограничения. Не являются они и самоцелью. Призыв Афона не поступать «как следует», а свободно стремиться исполнить волю Божию. Человеческие слабости здесь являются поводом не для осуждения, а для смирения.

Самое время перечислить монастыри, в которые нам предстоит попасть (мы назовём их согласно установленному на Афоне чину):

Великая Лавра, Ватопед, Ивирон, Хилендар, Дионисиат, Кутлумуш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф, Дохиар, Каракал, Филофей, Симонопетра, Агиу Павлу, Ставроникита, Ксенофонт, Григориат, Эсфигмен, Свято-Пантелеимонов (Русик), Костамонит.

Более подробно об Афонских монастырях можно узнать в нашем разделе "Монастыри Афона" >>>

В архитектурном отношении святогорские монастыри имеют вид крепостей: высокие каменные стены часто с башнями (пиргами) – наследие времён разбойных набегов – окружают мощёный двор, главными сооружениями которого являются: кафоликон (соборный храм монастыря) и иные храмы (параклисы). С западной стороны напротив кафоликона обычно располагается монастырская трапезная. У каждого монастыря имеется своя пристань (арсана).

В подчинении монастырей Афона находятся 12 скитов, нередко столь же внушительных по своей архитектуре.

Не стоит стремиться объять необъятное и посетить все обители Святой Горы. Задача афонского паломника увидеть не только внешнее: архитектуру, быт и искусство, но и погрузиться во внутреннюю жизнь обителей. Ведь Афон – это духовная школа, школа смирения и покаяния. Потому то старцы настоятельно рекомендуют увезти со Святой Горы не только сувениры и подарки близким, но и решение изменить себя, начать борьбу со своим «ветхим человеком». На Афоне покаяние переживается как основа христианской жизни. Вот это и необходимо привезти паломнику с Афона домой...

 

 

 

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)

Смотри также:
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои
Афонские скиты Русского Свято-Пантелеимонова монастыря
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день
Монастырь Хиландар
В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег
Монастырь Зограф
На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т
Монастырь Есфигмен
Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был
Монастырь Констамонит
Монастырь Констамонит расположен на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был основан Констой, сыном Константина Великого. Другое предание
Монастырь Дохиар
В середине пути между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар. Вначале (10 век) ключник Афанасий Лавриоти Ефтимий построил монастырь в Дафни и посвятил его
Монастырь Ксенофонт
На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был осн
Монастырь Ксиропотам
В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Святого Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится монастырь Ксиропотам. Основан он был, согласно преданиям, в 424
Монастырь Симонопетр
Высоко на одной из обрывистых скал северо-западного склона Святой Горы, на высоте 230 метров над уровнем моря находится монастырь Симонопетр. Согласно преданию, в середине 14 века монастырь построил С
Последние обновления
Архив сайта
<<<Февраль 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
101112131516
17181920212223
2425262728  
Видеогалерея

 

 

на верх