Житие наше в небесех есть! Куда и вознесся Господь наш Иисус Христос и там ожидает нас к Себе.
Откуда вознесся Господь, на то место пришли Апостолы, там была и Пречистая Матерь Божия и много других. Перед ними внезапно явился Господь Иисус Христос и, увидевши Его, поклонишася Ему, овии же усомнешася (в Божестве Его) и не поклонились Ему. Господь Иисус Христос сказал в слух Апостолов: «Дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли, идите в весь мир, проповедуйте Евангелие всем, учите их вся елика заповедал вам и крестите их (народы) во имя Отца и Сына и Св. Духа, и се Аз с вами есмь до скончания века». После сего стал возноситься перед глазами всех на небо, в то же время благословляя их до тех пор, пока скрылся (на высоте) из вида св. Апостолов. Итак, что же значит Его благословение для Апостолов в деле исполнения воли и заповедей, данных Апостолам, а в лице их и нам всем? Это то значит, что без благословения Божия всякое наше начинание в делах добрых и полезных есть гордость духовная, противление Богу, как не признание Его божественных повелений, или сомнение, подобное тем, кои усомнешася и не поклонились при виде Его на горе Елеонской. Апостолы лично получили благословение от Господа, а мы должны испрашивать себе благословение у Него, по заповеди Его, через призывание имени Его словами или мысленно: Господи благослови, Господи помоги! Ибо Он сказал: «Се Аз с вами до скончания века». И еще: «Блажени не видевшие, но веровавшие», и сие относится и к нам, людям последнего времени.
И как св. Апостолы по благословению Господа благоуспешно пронесли проповедь Евангелия по всей вселенной, так и мы должны иметь заботу или попечение об исполнении заповедей, Господом через Апостолов данных, для славы Божией и для спасения души, вещи бессмертной. Итак, по заповеди Его мы должны испрашивать у Него благословение, или, что то же, благодатную помощь от Св. Духа на все наши благие дела и начинания. Если же мы начинаем что-либо благое и полезное без испрашивания у Господа благодатной помощи, то хотя бы дела наши были и святы сами по себе, но конец их будет печальный и даже греховный, как о сем сказал св. И. Златоуст. Причем, кто не имеет благословения Божия на себе, как уклонившийся от сего и усумнившийся в Его Божестве, тот пойдет в муку вечную, ибо Господь скажет на страшном Суде: «Приидите благословеннии, наследуйте Царство Небесное». А кто не будет иметь благословения от Него, тем скажет: «Идите от Мене в огонь вечный»!
И Св. Писание нам говорит: «Да возвратятся грешници во ад и вси забывающие Бога, не просившие у Него благодатной помощи». Отлучается от Бога тот, кто не в единении с Богом посредством молитвы, т. е. призывания на помощь себе имени Божия. Ибо и Сам Господь сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня». Вот как важно для нас держаться благословения Божия, а кто не хочет благословения, оно и удаляется от него, как от гордого духом, а Бог гордым противится, а смиренным, нуждающимся в помощи Божией, дает благодать или спасительную силу Божию. А посему не начинай никакого дела, пока не призовешь ты Бога, дабы Он помог тебе произвесть оное в действо.
Рече бо Сам Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже» и ниже сказать, ниже помыслить; по сему самому при всяком малейшем движении и начинании в делах нужных и полезных, необходимо испрашивать у Господа благословение либо словами, либо мысленно: Господи благослови, Господи помоги, и таким образом всегда будем пребывать с благословением Божиим — в Его памяти о нас, ибо Он через Пророка Своего Иеремию сказал: «Понеже словеса Мои в них, памятию воспомяну о них». Памятью о Боге и с призыванием Его имени на всякое благое начинание, при живом сознании вездеприсутствия Божия, будем все делать во славу Божию, вознося ум и сердце ко Господу, вознесшемуся от нас на небо, и с этим пониманием и чувством будем делать свои дела не только большие, но и самые мелочи, не пренебрегая ими как малыми, но будем относиться к ним по совести и по Закону Божию, т. к. нравственный наш характер слагается из мелочей, и по сему же характеру будем судимы на Страшном Суде. Итак, без благословения Божия всякое благое и полезное начинание есть Божию Промыслу противление с нашей стороны; тогда и Бог воспротивится нам и скажет в день он: «Отойдите от Мене — Я вас не знаю»!
Мая 24 д. 1935 г.
Схиархимандрит Кирик (Максимов)
Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 16. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2016.
Смотри также