Введение во храм Пресвятой Богородицы. Хиландар (Афон), XVI век4 декабря Православная Церковь празднует Введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник является двунадесятым и непереходящим. Предлагаем нашим читателям слово святителя Феофана Затворника по случаю праздника.

Вводится в храм Пресвятая Дева — отро¬ковица Мария, будущая Матерь Спаси-теля и всех верующих в Него! Празд¬нуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению. Ибо еще Про¬роком предызображено: «приведется царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе... и введутся в храм царев» (Пс. 44, 15-16). Девы — это души верую¬щих; храм царев — это внутреннейшее Богопребывание. Если мы — верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний Храм — пред лице Самого Царя и Бога.

Введение, впрочем, в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред лице Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен уже Самим Господом Спасите¬лем — по Его человечеству. Он вошел, как пишет Апостол, в «самое небо да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24). Человечество в лице Иисуса Хри¬ста прошло небеса и стало пред лице Самого Бога — не ради Господа, а ради нас. Этим от¬крылся истинный «путь святых» (Ефр. 9, 8), сокрытый для древних под символом вхождения во святая свя¬тых скинии. После сего уже все верующие име¬ют дерзновение входить «во внутреннейшее заве¬сы, идеже предтеча о нас вниде Христос» (Евр. 6, 19-20), — входить путем «новым и живым, егоже обновил есть нам Господь завесою, сиречь плотию Своею» (Евр. 10, 19-20).

Самим делом верующие входят пред лице Бога сим путем новым и живым, уже по исходе из тела. Но чтоб удостоиться сего, надобно в здешней жизни умно или сердечно совершить то, что делом совершится по смерти, то есть на-добно здесь еще умом и сердцем взойти во внутреннейшие завесы, стать пред лице Бога и ут¬вердиться там на неисходное пребывание.

Божия Матерь восходила по степеням (ступеням). Есть степени и умного восхождения к Богу. Их мож¬но насчитать много. Укажу вам главнейшие.

Первая ступень есть обращение от греха к добродетели. Человек-грешник не помнит о Боге и о спасении души своей не заботится, а живет, как живется, удовлетворяя своим страс¬тям и склонностям без всяких ограничений, лишь бы только это не расстраивало его вза¬имных к другим отношений. Очевидно, куда приведет человека такой путь! Но грешник в беспечности и нерадении не видит того. Гос¬подь же бдит над ним. И бывает, что или Ангел Хранитель в сердце, или слово Божие — чрез слух — открывают очам его бездну, в которую он идет, смеживши очи. Когда грешник восприимет в чувство опасность своего положения и возжелает избавиться от готовой ему пагубы, тогда полагает в сердце своем твердое намере¬ние отстать от прежних своих худых дел и обы¬чаев и начать жизнь по заповедям Божиим. Эта перемена жизни на лучшее, или, как я сказал, обращение от греха к добродетели и есть пер¬вая ступень восхождения к Богу. Того, кто всту¬пил на сию ступень, вы видите занятым с напря¬жением сил сим одним добро деланием. Нет его на гуляньях, ни в театре, ни на балах, нигде, где потешают страсти и чрез них служат сатане. Он всегда за делом: или на должности, или в тру¬дах по семейству, или в делах благочестия и бла-готворения. Ходит в храмы на службы Божий, как только есть возможность, и соблюдает все уставы Церкви; помогает всячески нуждающим¬ся, дело свое ведет добросовестно, терпит, когда нужно терпеть, и за себя, и за других, соблюдает мир и мирит, отличается постоянством и степенностию, не болтает попусту, не бранится, мало спит, мало ест и прочее. Вот эта первая ступень!

Вторая ступень есть обращение от внешне¬го доброделания к возбуждению и блюдению доб¬рых чувств и расположений. Внешние дела це¬нятся более по чувствам и расположениям, с какими совершаются. Сии чувства не всегда бы-вают исправны, при видимой исправности, и по¬тому губят большую часть наших добрых дел. Например, в церкви быть — Богоугодное дело... но к сему делу может привиться тщеславие и сделать его небогоугодным. Можно с удоволь¬ствием стоять в церкви, но для того, чтоб глазеть на то или другое, или чесать слух, как охуждает Апостол. И это уничтожает доброту пребывания в церкви. То же может случиться и со всяким добрым делом. Можно милостыню подавать и поститься — да видимы будем; можно много тру¬диться для других — из человекоугодия; можно уединяться и терпеть — из презорства; можно быть усиленно деятельным — из зависти; дер¬жаться на службе и исправно служить — из ко¬рысти и неправедных прибытков, так что если проследить всю сумму наших добрых дел и стро¬го обсуждать чувства, с которыми они совершаемы были, может оказаться, что они все — ни¬что — уничтожаются недобротою сокрытых под ними чувств. — А ведь это жаль! Так вот и на¬добно нам строго смотреть, чтоб никакие худые чувства и расположения не оскверняли наших добрых дел.

Сначала, когда только обратится человек от греха к доброделанию, ему, можно сказать, еще некогда заняться своим внутрен¬ним... Вся его забота обращена на то, чтоб от¬выкнуть от худых дел и привыкнуть к добрым. Например, в церковь он не ходил, а проводил время в какой-либо утехе; надо отвыкнуть от сего обычая худого и привыкнуть к церкви. Милостыню не подавал и тратил деньги на дру¬гое что, расточал, прогуливал, — надо отвыкнуть от гулянья и привыкнуть к милостынеподаянию; постов не соблюдал, а ел много, сладко и скоромно, — надо и здесь от одного отвыкнуть, и к другому привыкнуть. Так и во всем! Так, говорю, на первых порах, когда обратившийся от греха только отвыкает еще от дел и обычаев греховных и привыкает к доброделанию, ему не¬когда следить за своими чувствами, хоть и не невозможно и не необычно сие.

Тут борьба его с собою дает высокую цену всякому его делу, хотя бы и проскользнуло куда-либо недоброе чувство. Но потом, когда он навыкнет доброделанию и установится в порядке добродетельной и благоретивой жизни, непременно должно ему войти внутрь своего сердца и строго смотреть за свои¬ми чувствами. Прежде враг старался отвлекать его от добрых дел, когда были еще сильны при¬вычки греховные. Теперь же, когда он отвык от сих последних и остановился в добре, враг нач¬нет неправыми чувствами уничтожать доброту дел. Так и надобно обратиться внутрь и смот¬реть за своими чувствами. Вот то время, ког¬да работающий добру, дошедши до сознания бе¬ды, опасности или бесполезности труда, если при добрых делах не бывает добрых чувств, положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допус¬кать ни в каком случае недобрых чувств и рас¬положений, или этот поворот и обращение от внешнего доброделания к удобрению внутрен¬них чувств и расположений — есть вторая сту¬пень в восхождении к Богу. Называется это внутрь пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов, или очищением серд¬ца.

Дело сие состоит все в том, чтоб отгонять недобрые чувства и привлекать, возбуждать и укреплять добрые... С самого утра, говорит свя¬той Диадох, стань у входа сердца и посекай гла¬вы исходящих оттуда злых помыслов. Ибо ка¬кое бы дело ни пришлось нам делать, тотчас лезет из сердца худое помышление, чтоб его осквер¬нить. Наш долг — худое помышление отогнать, а доброе на место его воспроизвесть и с сим добрым помышлением совершить дело. Например, вы собираетесь в церковь; и пойдут помыслы: нарядись получше, чтоб на тебя смотрели, или: иди-иди, там увидишь того-то или ту-то... или еще: — сходи; сходишь, скажут, что ты благоче¬стивый, и подобное. Все это надо прогнать и на место того воспроизвести в сердце чувство обя¬занности быть в церкви во славу Божию, и с сим чувством сходить в церковь. Как в этом, так надо поступать и в прочих делах.

Чем бдитель¬нее кто смотрит за сердцем и чем безжалостнее будет отсекать недобрые помышления и чувства, возникающие из него, тем скорее ослабит, замо¬рит и истребит сии страстные помыслы. Они будут показываться все меньше и меньше, а на¬конец и совсем улягутся и перестанут беспоко¬ить, а на место их укоренятся чувства добрые и святые. В сердце водворится тогда мир и невоз-мутимый покой. Это походит на то, как стакан мутной воды поставить так, чтоб он не колебал¬ся. Нечистота все будет оседать вниз: чем более она спадет, тем чище становится вода, а наконец и совсем очистится. Небо, солнце, луна и звезды в нем будут видимы! Вот это вторая ступень — Хищение и чистота сердце чрез борьбу с по¬мыслами и страстями!

Третья ступень — есть обращение от себя к Богу, которая состоит в том, чтоб стоять умом в сердце пред лицем Бога, что собственно и есть вхождение во внутреннейшее за завесу — тем новым и живым. Первые две ступени суть только приготовления к сему, но такие, что без них ему быть нельзя. Как, наоборот, те две без сего последнего не приводят к цели. Начало сего состоит в том, чтоб утвердиться в помышлении о присутствии Божием. Где бы кто ни был, что ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и все проникает его. Как солнце на небе светит и освещает всю вселенную и все твари движутся и действуют под его освещением, так да творим и мы все свои духовные дела, на умственной тверди своей имея утвержденным умное Солнце — Бога Всевидя¬щего. Сие настроение внутрь нас само собою приходит по умиротворении помыслов на вто¬рой степени и очищении сердца от страстей. Ибо так говорит Господь: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Но не в одном зрении су¬щество сей степени, как бы холодном Богу предстоянии. Это только преддверие. Дело же са¬мое в том, чтобы сердцем к Богу устремляться, забыв все — и в себе, и окрест себя, в Боге исче¬зать, или к Нему восхищаться (возноситься). Святые отцы называют его исступлением, то есть выступле¬нием из обычного порядка жизни и погружением в Бога, по-гречески «екстасис». Чтоб сделать понятнее для вас, скажу вам один-другой пример: об одном старце говорили, что он по¬мнил себя только до первой «славы», то есть, на три псалма, а потом погружался в Богосозерцание и так — умно (мысленно) — без слов молился Господу, стоя неподвижно. О другом старце говорили, что он вечером становился на молитву, обращаясь лицом на восток, воздевал руки свои, был восхи¬щаем к Богу и гак пребывал неизменно до тех пор, пока солнце, взошедши, ударами лучей сво¬их не низводило его с блаженной высоты. Вот это и есть восхищение — или самое вступление во внутреннейшее — пред лице Бога, о кото¬ром напомнило нам празднуемое нами Введе¬ние Пресвятой Богородицы. Это высшее его со¬стояние, но обычное проявление сей степени — в начатках — есть горение сердца, или возбуж¬дение чувств при чтении, молитве, доброделании, дома и в церкви, за делом и на пути. Плод сего — молитва. Вспадает чувство на сердце — человек входит сознанием внутрь, и ничего не хочет иметь в мысли, кроме Бога. Если в сем состоянии он молится, то сытости не знает по¬клонов и молитвенных воздыханий к Богу. Го-рение сердца ублажает его, и ему всегда хотелось бы быть в сем состоянии, как уверяет Макарий Египетский, если б можно. Вот, кто начал приходить в такие состояния, тот вступил на третью ступень, то есть стал восходить от себя к Богу! Это предел восхождений, но такой, кото¬рому конца нет, ибо Бог бесконечен!

Вот три ступени восхождения вслед Пресвя¬той Девы пред лице Бога! На какой мы с вами братие? На первой, второй или третьей? — Но на какой бы кто ни стоял — все хорошо. Вот кто валяется в грехе и страстях, не радя о спасе¬нии, — то худо! А если кто обратился от греха и вступил на путь добродетели, тот уже на доброй стороне. Только пусть не стоит на одном месте, ибо это опасно, а все движется понемногу впе¬ред, «задняя забывая и в предняя простираясь», как заповедал Апостол (Флп. 3, 13). Аминь.

1860 г.

Из книги: «Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни»

 

 

 

 

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …