Распятие. Мозаика XI века. Монастырь Осиос ЛукасСтрастная седмица – особая, Великая неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, распятия, крестной смерти и погребения. Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной недели помогают христианину вместе с Божией Матерью, апостолами и святыми, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение, приобщиться евангельским событиям.

Предлагаем читателям слово на эти Великие дни афонского подвижника, старца схиархимандрита Кирика (Максимова).

 

Согласно с примером и учением Иисуса Христа, православная Церковь со времен Апостольских дни Страстной Седмицы посвящает особенному благоговению и назидает их, побуждая нас к духовному бодрствованию и деланию добра.

Чтением св. Евангелия посреди Храма Церковь всенародно свидетельствует, что Иисус Христос есть Богочеловек и что пострадал невинно и добровольно нашего ради спасения, что должно возбуждать во всех благоговение и благодарность к Нему.

Дни великой Седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в прообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в Великие дни Страстной Седмицы преимущественно к целомудренной и благочестивой жизни, Церковь в Великий Понедельник воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего прообразованием Иисуса Христа,

Братья продают Иосифа Измаильтянам за двадцать серебренников (Быт. 37. 28). Мозаика венецианского собора святого МаркаБратья продают Иосифа Измаильтянам за двадцать серебренников (Быт. 37. 28). Мозаика венецианского собора святого Марка

а также приводит на память верующим бесплодную смоковницу, которая по слову Господа в день настоящего великого понедельника иссохла. Она была для Апостолов Знаменательной проповедью о силе веры и молитвы.

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

В «Великий Вторник» церковь назидает нас преимущественно притчей о десяти девах, как особенно приличной времени Великой седмицы, когда нам наиболее надо бодрствовать и молиться, внушая ей всегдашнюю готов­ность к сретенью небесного Жениха целомудрием, милостыней и прочими добродетелями, изображаемыми под именем елея, приготовленного мудры­ми девами.

Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, ИталияПритча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

В «Великую Среду», исполняя слова Господа: «Во всем мире речется о еже сотвори сия в память ея», православная Церковь воспоминает преиму­щественно о жене грешнице, в настоящий день возлившей миро на главу Спа­сителя, проповедуя миру, «еже сотвори сия, в память ея», и вместе обличая предательство Иудино.

Великая Среда. Воспоминание о блуднице, возливающей миро на Господа и отирающей ноги Его своими власамиВоспоминание о блуднице, возливающей миро на Господа и отирающей ноги Его своими власами

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жены грешницы, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которую она в продолжении всего поста ежедневно, на Богослужении великого повечерья, при преклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших.

Из событий «Великого Четвертка» Церковь со времен Апостольских воспоминает в этот день преимущественно умовение ног, установление Тайной Вечери, страдание Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Богочеловека на страдания и смерть.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, АфонУмовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, АфонТайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Моление о чаше. Византийская миниатюра. XIII в.Гефсиманское моление. Византийская миниатюра. XIII в.

Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюраПоцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

В «Великую Пятницу» совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпеваются. Поэтому в этот день Православная Церковь начинает свое богослужение трогательным благовестием о страданиях и смерти Богочеловека, разделенных на 12 частей Евангельских, называемых страстными Евангелиями. Каждое чтение Евангелия возвещается благовестом колокола и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники, что знаменательно может указывать на торжество и славу, сопровождающие Сына Божия и во время самого уничижения его, и свидетельствовавшие о Его высочайшей святости и Божестве. Церковь с первых времен в этот день не совершает Литургию, но последование Царских Часов, в настоящем виде изложенных Патриархом Кириллом Александрийским в пятом веке.

Иудеи требуют смерти Христу: «Да будет распят!». VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, ИталияИудеи требуют смерти Христу: «Да будет распят!». VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Великая Пятница. Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, АфонГосподь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюраСнятие со Креста. Книжная миниатюра

 Великая Пятница. Оплакивание Христа  Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 1140-е гг.Оплакивание Христа  Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 1140-е гг.

Вечером в Пятницу, когда Иисус Христос предал на кресте дух Свой Богу Отцу, тайные ученики Его, Иосиф и Никодим, сняли пречистое Тело с креста и благоговейно погребли Его. Св. Церковь, вспоминая это событие, благоговейно выносит на средину пречистый лик для лобызания верующими.

 Великая Суббота. Христос в окружении ангельских сил  Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.Христос в окружении ангельских сил  Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.

В «Великую Субботу» Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа своим утренним богослужением, для чего после великого славословия, при колокольном звоне погребальном, бывает крестное хождение кругом храма со св. плащаницей, освящаемой многими светильниками, согласно со словами Церкви, которая называет гроб Христов светлейшим, яко источник нашего воскресения.

Пасха! — Слово еврейское, значит: перехождение и избавление. Для нас Пасха значит перехождение со Христом, избавление и переведение Им верующих от смерти к вечно блаженной жизни. Праздник Воскресения Христова и Пасхи есть древнейший, величайший и торжественнейший из всех видов христианских праздников. Он начался с самого Воскресения Христова. Церковь высокую свою радость выражает велиим гласом и неумолкаемым пением, приветствуя и радуя предстоящих в храме, а отсюда и везде обитающих православных христиан словами радости: Христос воскресе!

28 марта 1922 г.

Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 16. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2016.

 

Смотри также

Человек может стяжать благодать одним благим своим помыслом
1 августа Церковь празднует память преподобного Серафима Саровского. «Цель христианской жизни – стяжание Святого Духа», - говорит преподобный Серафим. Предлагаем …
Цель в том, чтобы православно жить. Пять наставлений старца Паисия Святогорца
12 июля Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост. Оба апостола приняли мученическую …
Мы должны уважать свободу другого человека. Пять изречений старца Софрония (Сахарова) об общении с другими людьми
11 июля 1993 года отошел ко Господу известный афонский подвижник, ученик преподобного Силуана афонского, старец Софроний (Сахаров). Предлагаем вашему вниманию …
Пять наставлений святителя Феолипта Филадельфийского. День памяти - 8 июля
8 июля Церковь чтит память святителя Феолипта Филадельфийского, афонского аскета и богослова, учителя святителя Григория Паламы. Предлагаем вашему вниманию пять …
Три поучения афонского схимонаха Денасия (Юшкова). День памяти - 27 июня
Схимонах Денасий (Юшков, 1859–1928) в 1882 году в 23-летнем возрасте прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь святого великомученика …
Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев
Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения …
О материальной и духовной нищете. Пять слов преподобного Паисия Святогорца
Ежегодно, в ближайшее воскресенье к 1 ноября (память свв. Космы и Дамиана Асийских), в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре чтят …
Как заменить печаль радостью. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)
Тогда прояснится греховная тьма, облегчится сердце от тяжести греховной, воссияет свет и отрада на сердце и заменится печаль радостию. …
Десять изречений афонских святых о Кресте Господнем
27 сентября Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Через крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа мы обрели наше …
Рождество Богородицы: 10 изречений свт. Григория Паламы
21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы (или, как именуют в народе, Вторую (Малую) …