Сергий Радонежский5/18 июля – память преподобного Сергия Радонежского (+1392). К 700-летнему юбилею преподобного.

В настоящий момент на Святой Горе Афон – двадцать монастырей, большое число скитов, калив и келий. Каждая из монашеских обителей неповторима, обладает собственной уникальной атмосферой, распорядком и другими особенностями. Даже соседние кельи и каливы порой не похожи друг на друга. Святая Гора не боится разнообразия.

Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. Святогорские монахи – это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремились восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность.

Одно из основных свойств монашеской традиции (как Афона, так и духовной школы преподобного Сергия) то, что она не подавляет индивидуальности человека, а даёт ему развиваться в рамках Предания.

В свою очередь, опора на Предание обеспечивает преемственность духовной традиции и передачу её из поколения в поколение. Само слово «предание» [παράδοσις] в греческом языке происходит от однокоренного глагола «парадидо», т. е. «беру от одного и передаю другому». Ведь и апостолы преподали нам то, что и сами приняли от Христа 1.

Среди афонских монахов популярна следующая трактовка: иночество появилось с того момента, как вочеловечился Христос. Сам Спаситель создал первую монашескую общину со святыми апостолами, среди которых он нес служение духовного отца.

Таким образом, в своих подлинных проявлениях монашество ориентируется на Священное Писание и Святоотеческое наследие. При этом как афонская, так и святосергиевская традиции не являются проявлением мертвого фундаментализма и консерватизма. Это настоящее неповторимое творчество в рамках Предания. В разные исторические эпохи святогорцы и духовные преемники преподобного Сергия воплощали святоотеческие идеалы и находили им формы выражения, созвучные особенностям данного исторического периода.

Поразительное сходство и общность Сергия Радонежского и святогорских подвижников достигнуты общим аскетическим и духовным опытом, который лежит в основе православного богословия и аскетических установлений.

***
Важную роль в истории монашества сыграл преподобный Афанасий (Афонский). Основанная им Великая Лавра стала образцовым монастырем, прототипом, по примеру, образу и подобию которого были основаны десятки общежительных обителей не только на Афоне, но и во всём православном мире. Этапное значение в истории общежительного монашества (в том числе и на Руси) имел и первый Типикон преподобного Афанасия.

Интересно, что до сих пор монахи Великой Лавры называют себя «афанасиане»; как к своему отцу относятся к преподобному и иноки основанных его учениками монастырей.

Подобную роль сыграл в истории русского монашества «игумен земли Русской» святой Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра была образцовым монастырем и духовной школой, давшей расцвет созерцательного подвигана всей территории северо-восточной Руси.

Цепь духовной преемственности афонских старцев не прекращается уже больше тысячи лет. В свою очередь, личность преподобного Сергия была примером для сотен учеников, которые продолжили его традицию и сохранили его живое духовное наследие вплоть до нашего времени. Одна из наиболее известных духовных ветвей, восходящих к преподобному Сергию выглядит следующим образом: Сергий Радонежский – Кирилл Белозерский – Паисий Ярославов – Нил Сорский – целая плеяда заволжских старцев.

Сергий Радонежский

Одним из основных свойств монашеской традиции является её исихастский характер.

Все основоположники исихастского возрождения XIV столетия были в той или иной степени связаны со Святой Горой. Под влиянием Афона исихазм стал в этот период центральным фактором не только в церковной, но и в светской истории Византии (а затем) и Руси.

Пути распространения исихастской традиции были многообразны – через славянских учеников Григория Синаита (1255-1346), через паломников, посещавших Афон, и даже через особых посланцев – подобных тем, которых направил в Византию Сергий Радонежский, специально для ознакомления с исихазмом.

Как и подавляющее большинство церковных деятелей этого периода, взгляды и деяния Сергия Радонежского примыкали к руслу исихастской традиции. По свидетельству его жизнеописателя, преподобный творил непрестанную молитву. Также в «Житии» мы находим рассказ о явлении нетварного Божественного света, окружившего священнодействующего святого.

Стоит отметить и то обстоятельство, что деревянная церковь, построенная Сергием Радонежским, была освящена в честь Святой Троицы. Это едва ли не первый подобный храм на Руси. Выбор преподобного отнюдь не случаен, он свидетельствует о серьезном влиянии на него богословия исихазма.

На Святой Горе именно в этот период появляются храмы, освященные в честь Живоначальной Троицы. Всеобъемлющее влияние исихастской традиции на афонских иноков не вызывает никаких сомнений.

В житии преподобного Сергия Радонежского существуют сведения о его личной переписке с святогорцем Филофеем, Патриархом Константинопольским.

После смерти своего учителя – святителя Григория Паламы, патриарх Филофей стал руководителем монашеского возрождения, затронувшего в этот период весь православный мир.

Греческие, русские, болгарские иерархи и монашествующие, находясь в теснейшем общении и сотрудничая друг с другом, постепенно сформировали своеобразный «исихастский интернационал» 2, центром которого стали православные монастыри, оказывавшие на современников существенное влияние.

Исихастское возрождение стало гораздо шире монашеского течения, к нему примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники.

Известный греческий ученый профессор Панагиотис Христу полагает что «преподобный Сергий хорошо знал о духовных свершениях современных ему афонских монахов, так как вероятно мог получить эту информацию из рассказов митрополита Московского Алексия, который в свою очередь соприкоснулся с исихастами из круга патриарха Филофея и познакомился с самим патриархом в Константинополе» 3.

По словам отечественного ученого «два великих исихаста — митрополит Алексий и преп. Сергий, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего единства Руси». С этими словами трудно не согласиться.

Представление о незыблемом единстве Церкви, способствовавшее перерастанию исихазма в общеправославное движение, было созвучно идеалам монашества. Святая Гора всегда была центром притяжения для людей со всего православного мира, ученики из многих стран собирались вокруг преподобного Сергия и его преемников.

Чувство церковного единства, которое выше границ и национальных разделений, появилось уже в период первохристианской общины. В подобной системе координат действовали и исихасты. Афонская монашеская республика всегда была духовным центром не национального, а вселенского значения. Это утверждение вполне можно отнести и к Троице-Сергиевой Лавре.

Консолидация православных была одной из главных задач, которую ставили перед собой традиционалисты. Афонские монахи были инициаторами примирительных переговоров между Сербией и Византией. В 1374 году по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх снял анафему с Сербской Патриархии.

Преподобный Сергий Радонежский консолидировал русских князей на борьбу с внешним врагом и, по словам проф. Ключевского, "вдохнул в своих современников силу нравственную, чувство бодрости и духовной крепости ".

Есть основания полагать, что преподобный Сергий стоял на тех же политических позициях, что и близкий к нему видный представитель исихастского движения митрополит Киприан (Цамблак): одобряя объединение Руси вокруг Москвы, "он был противником как московских, так и литовских тенденций, ведущих к разрушению единства, унаследованного от киевской эпохи и укрепленного влиянием Византии" 4.

Тем самым исихасты боролись с раздроблением Русской Церкви на несколько митрополий. «Это предполагало союз между Москвой и Литвой, конец провинциализма отдельных княжеств и церковное строительство в соответствии не только с местными интересами, но и с высшими принципами кафолического единства Церкви» 5.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что русское и греческое монашество "объединялось в своих устремлениях и деятельности обшей идеологией и творческим импульсом, который подразумевал преданность идее "византийского содружества", оживление интереса к византийской литературной традиции, осознание законности культурного плюрализма, религиозный подъем и миссионерскую ревность" 6.

В традиции всех Поместных Церквей монашество – это институт, основанный на духовном водительстве. Как говорил схиигумен Герман, строитель Зосимовой пустыни, «стачество есть основание для доброго монастырского устроения... Все великие аввы, создатели иноческих общежитий: Пахомий Великий. Феодосий, Евфимий, Савва и другие – были вместе и духовными руководителями» 7.

Афонские обители и духовная школа Сергия Радонежского продолжили эту традицию. В монастыре преподобного Сергия духовником братства был сначала сам подвижник. Его старческое служение выражалось, в частности в том, что преподобный принимал откровение помыслов.

Хотя старчество по преимуществу считается монастырской дисциплиной, с самых ранних времен существуют свидетельства об окормлении старцами и мирян тоже. Примеры исповеди мирян старцам можно найти в источниках уже начиная с IV в. 8 Существуют случаи не просто учительства, а духовноотеческого пастырства древних монахов в мирской среде 9.

Особенностью монашеской традиции Афона и Лавры всегда была открытость миру. Монастыри стали настоящим духовным оазисом для людей всех социальных слоев.

Преподобный Сергий, по словам его жизнеописателя, "для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным... Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел".

Еще одной характерной чертой рассматриваемой сегодня монашеской традиции стала независимость от светских властей и, как следствие, равноудаленность, а точнее равноприближенность ко всем христианам (вне зависимости от их общественного положения).

Ещё Антоний Киево-Печерский, вернувшись с Афона на Русь , долго ходил по разным княжеским обителям, но ни одна ему не приглянулась, и в конце концов появился независмый Киево-Печерский монастырь.

Монахи как на Афоне так и на Руси выступали как безбоязненные обличители неправды.

Святой Сергий был не только великим молитвенником, но и миротворцем. К нему часто обращались за решением споров, и ему приходилось мирить князей, иногда обличая непокорных.


***
Подводя итоги, можно сказать, что влияние афонской монашеской традиции никак не значило простого копирования, отсутствия собственного взгляда и инициативы. Русский духовный тип был отмечен своими особыми чертами.

Предание не подавляющее индивидуальность каждого человека, обеспечило возможность творчества и развития и на национальном уровне.

Афанасий Зоитакис


Использованная литература:

1 1 Кор. 15:3.
2 Соколов И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. СПб., 2004. Стр. 26.
3 Концевич И. Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси.

4 Мейендорф И. Византия и Московская Русь.
5 И. Мейендорф Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы
6 Мейендорф И. Византия и Московская Русь.
7 Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 68.
8 Там же. С. 251.
9 Там же. С. 269.

 

 Источник: Аgionoros.ru

 

Смотри также

Епископ Мейфилдский Георгий: Черный и белый цвета не достаточны для того, чтобы представить картину в полноте
Как афонские монахи ведут миссионерскую деятельность в Америке, что есть монашеское трезвение и какие должны быть отношения человека с духовником, …
Красота святости Афона. Беседа с архиепископом Ионой
В день памяти Всех афонских святых предлагаем читателям часть беседы о Святой Горе и ее обитателях с архиепископом Обуховским Ионой …
«Условием для объединения должны быть любовь к Церкви, смирение и исключение личных интересов» — беседа с Экзархом Иерусалимской Церкви
Митрополит Вострский Тимофей, Экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре представлял Иерусалимскую Православную Церковь на торжествах по случаю 30-летия возрождения монашества …
Афонские старцы о ложных духовных ступенях
 Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно …
Как проводить святые дни Рождества Христова
«Итак, для нас пришел на землю Царь Предвечный. А мы, со своей стороны, что должны делать? Нужна взаимность. Если со …
Афонские рецепты приготовления колива (кутьи) в обителях Святой Горы
По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу …
«Своей молитвой он держит мир». Воспоминания о старце Паисии Святогорце
В 2015 г. Священный Синод Вселенского Константинопольского Патриархата на своем заседании в патриаршей резиденции принял решение о причислении к лику …
Как правильно подготовиться к Петрову посту и нужно ли современному человеку поститься?
Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания. …
Борис Гребенщиков: Афон служит напоминанием о том, откуда все идет и как все на самом деле должно быть
Посетив впервые в 2012 году Святую Гору Афон, известный российский музыкант, композитор и певец Борис Гребенщиков признался, что больше всего …
Митрополит Онуфрий: «Духовный труд должен быть направлен на искоренение в себе навыков греха»
C 22 по24 марта 2017 года состоялся паломнический визит Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия …