PanteleimMonastirStarFoto2Афон не раз выдвигал из своей среды яркие личности государственного масштаба. Достаточно вспомнить игумена Исаию, возглавлявшего монастырь Св. Пантелеимона в 70-е годы XIV века. В научной литературе его с большой долей уверенности отождествляют с переводчиком на славянский язык творений Дионисия Ареопагита.

Старец Исайя по национальности был сербом; несомненно, что он получил хорошее образование. Есть предположения, что Исайя, возможно из смирения, не принимал священнического сана: во всех сохранившихся документах с его упоминанием или за его подписью он именуется не «иеромонахом», а просто «монахом» — правда, с частицей «кир», то есть «господин».

(Прецеденты назначения на высокую должность авторитетного старца вне зависимости от того, имел ли он сан или нет, на Афоне были и ранее. Так, около 1000 года указом Василия II Болгаробойцы простой монах Никифор был поставлен Протом Святой Горы.)

Деятельность Исайи (как после, так и до поставления игуменом, точной даты которого мы не знаем) отличалась большим разнообразием. По некоторым свидетельствам, он выступал перед сербским царем в роли ходатая за монастыри от Протата (Протом тогда был Хиландарский старец Антоний). Исайя выполнял и дипломатические поручения сербского руководства (только этим можно объяснить получение Исайей грамоты от Иоанна V Палеолога в 1354 году, в период жестокой гражданской войны.

Игумен Исайя сделал свой вклад в преодоление сербско-византийского церковного раскола в 1375 году в качестве руководителя сербской делегации в Константинополе.

В жизнеописании Исайи упоминается, что русская обитель запустела после каталонского пожара «мало не до конца». По одной из версий жизнеописания, именно Исайя являлся инициатором активной помощи со стороны царя Душана и ходатаем перед ним за монастырь: «...наставляемый Св. Духом, прибыл в святую обитель св. и славного великомученика и целебника Пантелеимона, потому что и прежде он много помогал тому святому месту и подкреплял его. Видя обитель разрушенную и совсем почти запустевшую, подвигнулся божественною ревностью, подобно св. Афанасию Афонскому, и испросив помощь Божию и св. великомученика Пантелеимона и благословение от святых и духовных отцов, по их совету, отправился <...> к благочестивому царю Стефану.

Царь весьма был рад прибытию старца, утешившись его духовными и божественными словесами. <...> с великим усердием и радостью внял всему, предложенному от отца нашего Исаии. Так же и благочестивая царица Елена с большою охотою выслушала слова его, и все, чего он хотел, с радостью они исполнили, и пожертвовали много золота и имений на созидание и помощь монастырю, а также на раздачу другим бедным монастырям и немощным инокам, и таким образом с миром и утешением его отпустили. Отец наш Исаия возвратился от благочестивых царей в монастырь с великой радостью, и от основания воздвиг прекрасную церковь, трапезарню, дохиарню и прочее необходимое для монастыря на утешение монахам. Церкви, пирги и метохи с царскими хрисовулами, все это совершил он помощью Божиею и св. великомученика Пантелеимона».

При Стефане IV Душане был построен новый собор взамен собора X века. Расписан он был впервые в 1452 году по инициативе и по милости сербского деспота Георгия Вуковича греческим художником Антонием Таха. Закончено было декорирование храма уже Мануилом Панселином в 1560 году на милостыню Иоанна IV Грозного за помин души умершей царицы Анастасии.

rospis protatskofo hramaФрагменты росписи Протатского храма. 1310 г. Иконописец Мануил Панселин. Имже был расписан храм Старого Руссика.

Начиная с середины XIV до последней четверти XV века обитель Св. Пантелеимона фактически являлась сначала второй, а с 1480-х годов — третьей (после Хиландара и монастыря Св. Павла) обителью на Афоне, где стали подвизаться сербские монахи. Во взаимоотношениях Русика и Хиландара (более, чем дружественных) бывали, однако, и сложные моменты. К ним можно отнести вопрос принадлежности угодий у села Бресница в деспотстве Деяновичей. Всего по данной проблематике сохранилось 5 свидетельств: 1364, 1370, 1371, 1374, 1376 годов. В конечном счете вопрос был решен в пользу Русика.

В этот период в Свято-Пантелеимоновском монастыре продолжали развиваться традиции переписывания рукописей, а также переводческая деятельность, которую продолжали насельники обители. На сербский состав монастырской братии указывает, в частности, извод переписанных здесь книг: Евангелие-тетр (3-я четверть XIV века, писал монах Григорий повелением игумена Исайи; Хиландар. № 11), «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (конец XIV века, писец — «поп Нил, у Рус[ех], трудом и откупом своим»; Хиландар. № 476,) и в особенности сборник служб небесному покровителю обители вмч. Пантелеимону (2-я половина XIV века; Пантелеимонов моностырь, Слав. № 9). Сербские монахи, благодарные русским инокам Пантелеимонова монастыря за спасение ценою собственной жизни их игумена от каталонских пиратов, много сделали в этот период для восстановления обители, передав ее позже обратно законным владельцам - инокам из Руси.

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».

Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.

Смотри также

Отдать жизнь за других: несколько фактов из жизни схимонаха Гликерия (Никитина). День памяти — 2 июня
У каждого человека есть хотя бы одна возможность в жизни доказать искренность своей веры к Богу, показать свою любовь к Нему и людям, но мы часто именно в этот …
Иеросхидиакон Бенедикт. День памяти — 24 декабря
Иеросхидиакон Венедикт, грек по происхождению, жил на Святой Горе Афон более 70-ти лет. Он был очень образованным и высокодуховным иноком. Патриарх Константинопольский трижды присылал …
Помощник неутомимого старца: Иеросхимонах Владимир (Колесников). День памяти — 23 декабря
Иеросхимонах Владимир (в миру Василий Васильевич Колесников) родился 27 июля 1851 года в селе Чудово Новгородской губернии. Его отец Василий и мать Евдокия скончались …
Секретарь афонского старца Макария иеросхимонах Мина (Буданов)
3 декабря 1888 года отошел ко Господу иеросхимонах Мина (Буданов) – многолетний секретарь афонского старца Макария (Сушкина), игумена Русского на …
Дело Божие надо делать, не откладывая: Иеросхимонах Арсений (Минин). День памяти — 30 ноября
Никто никогда не слышал из его уст праздного слова. Отец Арсений часто был молчалив и задумчив, присутствующие при нем чувствовали, что он в сердце своем …
Духовник и соборный старец: Иеросхимонах Феодорит (Константинов). День памяти — 19 ноября
Иеросхимонах Феодорит (в миру Федор Семенович Константинов) родился в 1856 году в крестьянской семье в селе Погожем Тимского уезда Курской губернии. Его мать звали …
Древнейший список чудотворной Казанской иконы Богоматери из Пантелеимонова монастыря на Афоне
4 ноября в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре молитвенно почтили память Казанской чудотворной иконы Божией Матери, - сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Строгий подвижник и гостеприимный наместник: Иеросхимонах Герасим (Попов). День памяти — 26 октября
Иеросхимонах Герасим (в миру Глеб Петрович Попов) родился 24 июня 1859 года в крестьянской семье в селе Рожковеч Орловской губернии. Впоследствии семья его переехала …
Священномученик Иларион (Громов). День памяти — 11 октября
«Дорогой батюшка! Тяжело и горько нам живется, — писал будущий новомученик игумену Пантелеимонова монастыря. — Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы, …
Как научиться смирению: Схимонах Онисифор (Ищенко). День памяти — 11 октября
Схимонах Онисифор (в миру Онисим Карпович Ищенко) родился в 1872 году в крестьянской семье села Рубанское Брацлавскаго уезда Каменец-Подольской губернии. С детства он был молчаливым …